С началом пандемии в Швеции, как и в большинстве европейских стран, продажи новых автомобилей упали ниже 300 000 единиц (-18%). В 2021 году спрос на машины в стране начал восстанавливаться: отмечен рост на 3% – до 300 000 единиц. Однако в 2022 году рынок столкнулся с трудностями в поддержании высокого спроса – в основном из-за перехода на электромобили и из-за ряда других факторов, связанных с производством по всему миру. В итоге за год в стране было продано всего 287 610 автомобилей (-4,4%).
Несмотря на то, что Европа (в частности – Германия) стала важным центром производства электромобилей, затраты на их производство не соответствуют готовности потребителей платить (средняя стоимость нового BEV составляет 55 821 евро). Нехватка сырья и высокие затраты на производство микросхем также представляют угрозу для шведского автомобильного рынка, которому и без того приходится сталкиваться с повышением цен и увеличением времени ожидания, что вынуждает потребителей с низким уровнем дохода покупать автомобили с пробегом. Эксперты отметили в 2022 году падение интереса к электрокарам в стране, которое продолжилось и в 2023 году (сокращение рынка электромобилей в 2023 году выразилось двузначными числами).
2023 год завершился с общим объёмом продаж 289 281 автомобиль, что на 0,6% больше, чем в прошлом году. В условиях сложной экономической ситуации автомобильный рынок страны в целом столкнулся с падением продаж, несмотря на выпуск нескольких новых моделей. В 2024 году реализовано 256 096 автомобилей, что на 9,2% меньше, чем год назад. В декабре негативные тенденции усилились: рынок сократился на 10,6% до 25 624 единиц.
При этом шведский рынок электромобилей продолжил трансформироваться. Продажи таких экологически чистых автомобилей сократились на 10,8% до 72 926 единиц. Несмотря на снижение на 12,6%, Tesla осталась самой продаваемой маркой, а Tesla Model Y сохранила позиции самой продаваемой модели. Volvo продемонстрировала значительный рост, увеличив продажи электромобилей на 216,4% и поднявшись на семь позиций, заняв третье место в общем рейтинге. Впечатляющий двузначный рост так же показали электрокары Polestar, Skoda и Cupra.
Если посмотреть в целом на показатели ведущих производителей за 2024 год, то Volvo продала 45 212 автомобилей (+11,1%), укрепив своё лидерство. На втором месте – Volkswagen (27 561 шт.; -10,9%). Замыкает подиум Toyota (20 931 шт.; -10,6%).
Лучшую динамику продаж в ТОП-10 показали Peugeot (+25,9%) и Mercedes (+13,8%), худшую – Audi (-23,2%) и Kia (-21,5%).
В модельном рейтинге лидером стала Tesla Model Y (-13,6%), за ней следуют Volvo XC60 (+19%) и Volvo XC40 (-40,8%).
По материалам focus2move