Знаете, какие товары хорошо продаются? Те, которые выглядят дороже, чем стоят. Но иногда случаются казусы. Вроде бы, дорогая шикарная вещь и цена крайне заманчивая, а покупатели обходят ее стороной.
Примерно такие чувства я испытал, когда впервые сел в салон обновленного Changan CS95. Гармоничный большой кроссовер (5 метров длины) с очень симпатичным салоном (на 7 мест), с богатым оснащением стоит «всего» 4,3 млн рублей. А продается «так себе».
Почему же продажи этой модели невысоки? В прошлом году было реализовано 1229 штук, а за 7 месяцев текущего года всего 1100. При этом суммарные продажи Changan в этом году уже превысили 60 тысяч единиц. То есть на CS95 приходится меньше 2% от общего объема реализации марки. Возможно, акцент в продажах смещен в сторону других моделей? Или конкуренты так сильны? Попробуем разобраться.
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА
Давайте посмотрим на китайские кроссоверы аналогичных габаритов. В «премиальном» сегменте позиционируется EXEED VX. Цена дорестайлинговой версии начинается от 5,3 млн рублей, а обновленная версия оценивается от 6,5 млн рублей. Продажи в прошлом году составили 9044 штук, а за 7 месяцев 2024 года уже реализовано 5186 единиц. Явный успех модели при такой цене.
Такой же премиальный, к тому же еще и брутальный, рамный внедорожник TANK 500 с ценой от 6,3 млн рублей в этом году разошелся тиражом в 6670 единиц. Его нельзя назвать прямым конкурентом CS95. Тем не менее, если нужны только габариты, просторный салон и богатое оснащение, а рама не обязательна, то почему бы и не рассмотреть.
Geely Okavango появился на нашем рынке в текущем году, но уже успел найти чуть более 3 тысяч покупателей. Тут, видимо, ключевую роль играет цена. Производитель поставил базовую РРЦ на уроне 3,45 млн рублей, а «маркетинговая» цена с учетом скидок вообще стартует от 3 млн рублей. Но у Okavango доступен только передний привод, да и габариты чуть меньше.
Обновленный GAC GS8 начал продаваться в прошлом году. За 7 месяцев текущего года модель нашла уже 6972 поклонника. Рекомендованные розничные цены очень конкурентны 3,9 – 4,5 млн рублей. В «основе философии» этого бренда лежат легендарные японские кроссоверы Toyota. На мой взгляд, это один из наиболее значимых конкурентов герою нашего тест-драйва.
Кроме того, на российском рынке также присутствуют семиместные JAECOO J8 (от 4,4 млн рублей) и Jetour X90 Plus (от 3,4 млн рублей), но они все же чуть меньше в габаритах (4820 мм). Хотя продажи их также выше, чем у Changan CS95 – 2786 и 1673 шт. соответственно.
Как видим, конкурентное окружение у Changan CS95 достаточно серьезное. Тем не менее, после небольшого рестайлинга, который состоялся в этом году, и при грамотной маркетинговой поддержке продажи этой модели должны пойти вверх. Поскольку она однозначно стоит своих денег.
ДИЗАЙН И ИНТЕРЬЕР
Первое, что бросается в глаза – это гармоничный и современный внешний вид CS95. Автомобиль выглядит солидно, с элегантными линиями и выразительной передней частью. Однако в плане отделки и материалов интерьера влияние экономии чувствуется. В некоторых местах используются недорогой пластик, а красивый светло-коричневый салон «на вид приятнее, чем на ощупь». В обшивке сидений используется искусственная кожа, которая навряд ли будет оставаться презентабельной в течении длительного срока эксплуатации. Отмечу, что форма сидений очень удобная. После 11-часового путешествия из Москвы в Тольятти спина ни капли не устала. Электрические регулировки в четырех направлениях позволят быстро подогнать сиденья по себя, а вентиляция спасает «пятую точку» в сильную жару.
В целом салон просторен и комфортен, места для пассажиров достаточно, а багажник впечатляет своим объемом. А вот интерфейс мультимедийной системы вызвал у меня противоречивые чувства. С одной стороны, он довольно большой (12,3 дюйма) и элегантно вписался в переднюю панель. А с другой стороны – наклон экрана такой, что при солнечном свете постоянно бликует. Кроме того, размещение информации на огромном дисплее мультимедийной системы, мягко говоря, «не оптимальное». Шрифты и иконки мелкие, много пустого неиспользованного пространства, а логика поиска нужной информации не всегда понятна. Конечно, после длительного знакомства с автомобилем и привыкания, что и где находится, этот недостаток, видимо, перестанет напрягать. Но вот с бликующим экраном уже ничего не сделаешь.
БОГАТСТВО ОСНАЩЕНИЯ
Список оборудования Changan CS95 «бесконечен». Перечислять не имеет смысла. Есть все, что необходимо современному автомобилю, как в плане безопасности, так и в плане комфорта. А может быть даже и больше, чем ожидаешь от обычного непремиального кроссовера. Про вентиляцию передних сидений уже упомянул. А вот для остальных путешественников в автомобиле сделан 3-зонный климат-контроль с отдельным кондиционером для пассажиров заднего ряда. В дальней дороге жарким летним днем очень удобно.
Множество карманчиков, полочек, беспроводная зарядка для телефона, хорошо охлаждаемый большой бокс в подлокотнике, удобный откидной столик на среднем ряду заднего сиденья, различные точечные и атмосферные подсветки и так далее. В дальней дороге все это создает и удобство, и уют. Автомобиль прямо располагает к длительным путешествиям. А огромная панорамная крыша с люком добавляет света в салон днем и позволяет наслаждаться звездным небом ночью.
В техническом плане автомобиль оснащен массой современных систем, которые облегчают вождение и помогают в сложных ситуациях. Всякие EBD, ESP, FCW, TCS, LDW, BA и так далее. Их более десятка и все работают, вроде бы, незаметно для водителя, но в нужный момент подключаясь и четко выполняя свое предназначение.
Единственное, что мне не понравилось в техническом плане, это не очень четкая работа круиз-контроля. Скорость устанавливается дискретно с шагом по 5 км/ч. Удержание скорости тоже не очень точное – гуляет на 2 – 3 км/ч в зависимости от дорожных условий. При этом дистанцию за впереди идущим автомобилем CS95 держит неплохо, но после маневров ускоряется с заметным отставанием.
ДИНАМИКА И УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Changan CS95 уверенно держится на дороге. Как на скоростной трассе, так и на проселочных дорогах работа подвески оставила приятные впечатления. Определенный дискомфорт может вызвать разве что езда на скорости свыше 90 км/ч по местным дорогам с плохим асфальтовым покрытием. Но на небольшой скорости и по ним можно ехать вполне комфортно. К рулевому управлению вообще нет никаких претензий. Руль легкий, понятный, с хорошей обратной связью.
Changan CS95 оснащен 2-литровым бензиновым двигателем мощностью 233 лошадиных силы. Это, безусловно, достаточно для большинства ежедневных поездок, да и для трассы вполне годится. Для активного вождения предусмотрен спортивный режим, но даже в стандартном режиме автомобиль неплохо ускоряется. А вот переводя селектор в положение «Эко» сразу чувствуется, что для обгонов и перестроений тяги не хватает. Классический 6-ступенчатый автомат Aisin, установленный на этом автомобиле, работает как надо, хотя навряд ли способствует экономии топлива.
Высокий расход топлива является общей чертой практически всех китайских кроссоверов. По паспорту в смешанном цикле он должен быть 8,9 литра на 100 км пути, а в городских условиях составлять 12,9 литра. В моем случае, после почти 3 тысяч пройденных километров расход составил 12,3 литра. А когда я колесил по городу и фиксировал показатели на отдельных участках, то обычно получалось 14 – 15 литров на 100 км. Отмечу, что на трассе расход топлива значительно растет с увеличением скорости и достичь «паспортных трассовых» 7 литров на 100 км, по-моему вообще не реально. На этом фоне радует большой топливный бак объемом 74 литра.
ВЫВОДЫ
Changan CS95 – это большой и хорошо оснащенный кроссовер по разумной цене. Несмотря на габариты, он гармонично смотрится снаружи и уютно выглядит внутри. Еще раз отчему удобные сиденья, просторный салон, приятную работу подвески, неплохую динамику и мягкую работу классического автомата Aisin. На этом фоне автомобилю вполне можно простить некоторые недостатки мультимедийной системы и нечеткую работу круиз-контроля. Ну, а повышенный расход топлива – это данность всех китайских кроссоверов, особенно с такими большими габаритами и весом. Ему бы современный европейский дизель и цены бы не было!
Примечание: в публикации использована статистика продаж на основе данных АО «ППК» – совместного предприятия АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ».