Чем дилеры заменят автомобили ушедших марок?

Чем дилеры заменят автомобили ушедших марок?

Иностранные автопроизводители продолжают уходить с российского рынка. Оставшиеся в большинстве своем, решение еще не приняли, но и поставки автомобилей возобновить не могут. Каким образом дилеры ушедших марок могут продолжить свою деятельность в условиях падения спроса и избыточности дилерских сетей? С этим вопросом мы обратились непосредственно к участникам авторынка.

Чем дилеры заменят автомобили ушедших марок?

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом»:

– Те марки, которые объявили об уходе, – ушли, и дилерская сеть фактически прекратила свое существование. Можно не снять вывеску того или иного бренда, но сути это не поменяет. Экс-дилеры, давайте назовем их честно, могут и далее работать со всем набором брендов автомобилей, которые они хотят – теперь в этом нет ограничений. Дилеры могут сейчас делать гораздо больше по своему усмотрению, чем ранее.

Избыточность дилерских центров китайских марок – это уже данность, с которой надо работать. Чрезмерное желание выполнить план по открытию дилеров у китайцев создал определенный перекос в этом вопросе. Это существенно изменило финансовую модель дилеров и существенно снижает их маржу. В текущем моменте надо остановить развитие сети (открытие новых дилерских центров) в крупных городах, чтобы сохранить качественное обслуживание клиентов.

По корейским маркам трудно делать прогноз – надо подождать формирование планов на следующий год: с точки зрения санкций им ничего не мешает поставлять автомобили в Россию, однако есть много других моментов, которые затрудняют ведение бизнеса здесь.

Ситуация в дилерской сети будет меняться однозначно, но это будет зависеть не от того, какие бренды уйдут из России, а какие нет, а от того насколько у дилеров получится оплачивать свои расходы и кредитные обязательства. Думаю, что в первом квартале 2023 года будет существенное изменение дилерского ландшафта. Я думаю, что сейчас будет переломный момент в дилерском бизнесе. Я уверен, что модель бизнеса начнет меняться на агентскую схему в течение следующего года.

Чем дилеры заменят автомобили ушедших марок?

Денис Мигаль, генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh Auto:

– Монобрендовые автосалоны после приостановки партнерства с российскими дилерами со стороны ряда зарубежных автоконцернов понесли наибольшие убытки. Некоторые представители авторитейла лишились не только поставок новых авто и оригинальных комплектующих, но и выполнения гарантийных и постгарантийных обязательств со стороны производителя. В связи с этим у них есть несколько вариантов дальнейшего развития – один из них: изменить ассортимент новых автомобилей. Допустим, стать официальным представителем китайских брендов, которые стремятся расширить свою дилерскую сеть в РФ, или «Москвича», модели которого скоро появятся на российском рынке.

Многие автопроизводители не отказались от российского рынка и продолжают не только следить за развитием ситуации, но и ожидать возможности восстановить партнерство. Яркий пример тому – бренд Renault, который не оставил своих клиентов без комплектующих и поддержки. В то же время поставки автомобилей и запчастей со стороны ряда производителей по привычным каналам приостановлены.

Китайские авто на сегодняшний день являются наиболее перспективными для расширения ассортимента новых автомобилей, представленных у официальных дилеров. За последние годы их дилерская сеть в России увеличилась в несколько раз. По этой причине перенасыщение ощущается уже сейчас, когда спрос на китайские машины еще не достиг пика. В сложившейся ситуации почти все дилеры понимают переизбыток ассортимента китайских авто. Ситуация скорректируется в случае возврата импортных брендов в Россию и восстановления поставок новых авто в докризисном объеме корейскими автоконцернами. Но когда это произойдет, и случится ли вообще, пока неизвестно.

Неплохие шансы побороться за долю на российском рынке есть у иранских авто, которые при условии грамотного ценообразования смогут составить конкуренцию моделям АВТОВАЗа, особенно с учетом выпуска упрощенных версий. Помимо ввоза иномарок в Россию, автоконцерны обеих стран могут организовать общее производство автомобилей. У Ирана большой опыт в развитии автопрома в условиях санкций, поэтому пример этого государства будет полезен и для российского автомобилестроения.

Чем дилеры заменят автомобили ушедших марок?

Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «АВИЛОН»:

– В связи с тем, что часть автомобильных брендов объявила об уходе из России, а другие приостановили поставки на неопределенный срок, склады дилеров стали пустеть – запасы сокращаются. У всех игроков рынка ситуация по наличию автомобилей в зависимости от бренда разная, но в среднем остатков может хватить на несколько месяцев работы, и стоит учитывать, что сроки могут сократиться или увеличиться в зависимости от темпов продаж. На сегодня дилеры выбрали вектор пополнения складов с помощью каналов параллельного импорта или развития дилерских сетей китайских дистрибьюторов.

За последние месяцы, с мая по октябрь 2022 года, в портфеле АГ «АВИЛОН» появилось сразу несколько брендов китайских дистрибьюторов (EXEED, Haval, Geely, Chery, FAW, Changan и Voyah) и мы продолжаем вести переговоры с представителями китайского автомобильного бизнеса. За прошедшие месяцы работы наших дилерских центров мы фиксируем увеличение доли продаж. Это можно объяснить высоким интересом со стороны клиентов, а также более низкой базой начального периода, когда мы только запустили продажи данных марок. Например, по бренду Chery продажи выросли в 2 раза, по FAW – примерно в 1,5. По итогам сентября мы наблюдали сохранение положительной динамики, набранной еще в августе, по EXEED. Стоит отметить, что по китайским брендам нет выраженной нехватки автомобилей.

Чем дилеры заменят автомобили ушедших марок?

Сергей Вайнер, директор по развитию компании «АВТОПОЛЕ»:

– Для действующих дилеров автомобильных марок, которые ушли с рынка, выбор не широкий: либо получить дилерство одной из китайских марок, которые сейчас активно выходят на российский рынок, либо заняться параллельным импортом, либо же покупать автомобили и далее перепродавать их. Российские автопроизводители сейчас не расширяют свои дилерские сети.

Импортеры сейчас никаких условий не диктуют, исполнения чек-листов не требуют, дилеры предоставлены сами себе. «Замороженные» импортеры понимают, что они ничего не могут дать дилерам, поэтому ничего и требовать не могут, в результате дилеры могут продавать автомобили этих марок по параллельному импорту в дилерских центрах. Неформально говоря, дилеры могут отходить и от корпоративных стандартов. Но пока многие дилеры стараются не нарушать внутреннюю и внешнюю визуализацию.

Потенциал развития дилерских сетей китайских автопроизводителей в текущих рыночных условиях огромен, потому что сейчас на рынке не представлены европейские, американские, а также японские автопроизводители. Дилерские сети растут, и это помогает китайским производителям наращивать продажи. Никто не удивится, если к концу 2023 года китайские бренды будут продавать машины сотнями тысяч. На данный момент китайские автомобили занимают 25 – 30% российского рынка. Поскольку российский производитель не способен нарастить продажи в таких масштабах, то насыщение рынка пойдет только за счет китайских машин. И мы принимаем в этом активное участие: активно развиваются дилерские сети Chery и EXEED, создается дилерская сеть Omoda, сильно приросли дилерские сети Changan и JAC.

Избыточность автосалонов не грозит автопроизводителям вообще. Избыточность салонов дает китайским автопроизводителям возможность выбрать из огромного числа предложений. Мы видим, что сейчас происходит: на более популярные китайские бренды есть очередь на получение франшизы.

Перспективы по корейским автопроизводителям пока очень туманны. Никаких решений не принято, видно, что они декларируют и предпринимают большие усилия, чтобы остаться на российском рынке, но их будущее решение оставаться или уходить будет зависеть только от политической плоскости, ни о какой практичности речи не идет. Мы понимаем, что корейские автопроизводители проинвестировали в российский рынок чуть ли не больше всех остальных. Это те, кто строили заводы в России, в том числе имели российских поставщиков комплектующих, поэтому можно предположить, что корейцы лидеры по количеству инвестиций в российский рынок. И это одна из причин, почему они хотят сохранить позиции, однако перспективы еще не ясны, можем назвать это 50/50. Но если они будут уходить из России, то под рисками будет огромная дилерская сеть, порядка 150 – 300 дилеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.