Отношение к электромобилям в России постепенно меняется. На нашем авторынке этот сегмент представлен уже довольно большим марочно-модельным рядом. В ближайшее время эта линейка пополнится и отечественной продукцией: стартовала сборка Evolute, а о планах выпускать машины на электротяге заявили еще несколько российских автопроизводителей.
Специалисты агентства «АВТОСТАТ» и «За рулем» решили узнать о готовности россиян к покупке такого транспорта и с этой целью в октябре 2022 года провели совместный онлайн-опрос. В нем приняли участие более 1200 человек.
Итоги опроса показали, что пока только каждый пятый из участников исследования (21,1%) готов приобрести электрокар. Соответственно остальные 78,9% респондентов не рассматривают такую покупку, причем среди причин назывались две: «Электромобиль – это вообще не мое» (так считают 43,8% опрошенных) и «Слишком дорого» (35,1%).
Что касается тех, кто готов купить электрокар, то больше всего здесь оказалось поклонников марки Tesla (5,6%). Немногим меньше (4,2%) сообщили, что прибегнут в этом вопросе к параллельному импорту. Отечественный бренд Evolute оказался тут на третьем месте (3,9%), а в его пользу работает тот факт, что Правительство РФ субсидирует на такую покупку почти 1 млн рублей. А вот 2,8% склонны немного потерпеть с покупкой и дождаться, когда на рынок выйдут отечественные «Москвич», «Кама» и «е-Ларгус». Поискать для себя электрокар на складах у российских дилеров Audi, BMW, Jaguar или Porsche планируют 2,5% респондентов. Еще 2,1% рассматривают возможность покупки «китайца» (JAC, Skywell).
Комментирует редактор «За рулем» Юрий Тимкин:
– Позицию «Не куплю – слишком дорого» я не рассматриваю, так как подержанный Nissan Leaf сегодня реально купить за миллион. Многие одноклассники с ДВС дороже выйдут.
Искать, что осталось у дилеров Audi и так далее – я бы даже не пытался. Во-первых, и так понятно, что цены на их «электрички» улетели в космос, без десяти миллионов и не подступиться. Во-вторых, эти компании приостановили свою деятельность в России. Проблема с поиском запчастей потом встанет очень остро. Наконец, западные фирмы при команде своих правительств (а санкционное давление нарастает) вполне могут заблокировать автомобили дистанционно, на программном уровне. Установил новую прошивку (все они обновляются «по воздуху»), и машина перестала ехать. По этой же причине я бы поостерегся сейчас приобретать «Теслу».
На мой взгляд, самым разумным вариантом сейчас видится покупка электромобиля марки Evolute. Технический уровень – современный, дизайн – неплох, гарантия – имеется. Но самое главное – есть возможность сэкономить почти миллион, воспользовавшись правительственной скидкой. Сколько продлится этот «аттракцион неслыханной щедрости», неизвестно. Но пока дают, надо брать.
Ознакомиться с электромобилями, продаваемыми в нашей стране, можно будет в ходе специализированной выставки, которая пройдет в Москве 22 ноября – в рамках ежегодного форума «IT-Революция в автобизнесе – 2022». Получить более подробную информацию и зарегистрироваться – по ссылке: it-revolution.autostat.ru.
Графика: Дмитрий Лавренёв