Первыми можно ожидать официального возврата на российский авторынок моделей Hyundai, Kia и Toyota. Они по-прежнему пользуются спросом у россиян, что подтверждает уровень их продаж на вторичном рынке. Такое мнение агентству «АВТОСТАТ» высказал коммерческий директор автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин.
«Наибольшие шансы наладить поставки или выпуск автомобилей на территории России имеют те бренды, которые оставили за собой возможность вернуться в РФ и выкупить обратно свои производственные мощности. Это, например, Hyundai и Kia, Renault и Nissan. Есть вероятность и возвращения марки Toyota, которая, несмотря на заморозку своей деятельности в нашей стране, продолжала оказывать своим клиентам и дилерам всестороннюю поддержку. А вот Mercedes-Benz, хотя и сохранил за собой право обратного выкупа своих производственных мощностей, но оставил негативный осадок у отечественных потребителей, почти лишив их возможности диагностировать и обслуживать свои автомобили», – комментирует Евгений Житнухин.
В свою очередь, генеральный директор ГК «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий говорит, что вопрос о возможности возращения некоторых брендов, очевидно, может встать в разумной исторической перспективе, но надо признать, что в результате «китайского нашествия» на российский рынок только несколько брендов имеют реальный потенциал для камбэка официальных поставок в Россию. Среди них Toyota и BMW – бренды, на которые сохранился стабильный спрос в сегменте 10+ млн рублей. Что касается масс-маркета в сегменте 3 – 6 млн рублей, то при текущих реалиях государственной промышленной политики потенциальное место на рынке останется только для тех брендов, которые будут иметь локальную сборку. Здесь наиболее высокие шансы у Kia и Hyundai, у которых остались правовые основания для возвращения на свои производственные площадки.
По словам руководителя пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азата Тимерханова, о возвращении ушедших брендов пока можно рассуждать лишь гипотетически, да и то с точки зрения политики, которая сейчас «рулит» многими процессами. «Я не удивлюсь, если первыми на наш рынок вернутся американские компании: они первыми ушли – могут и первыми прийти обратно. Производить здесь автомобили американцы не будут, но возобновить их поставки вполне могут. Скорее всего, ограничатся дорогими премиальными моделями в небольших объемах, чтобы показать готовность к дальнейшему сотрудничеству. Думаю, из европейских марок первыми «прибегут» французские. Просто исторически так сложилось, что Франция умеет вовремя «переобуться» и выбрать сильную сторону… К тому же у Renault есть 6-летний опцион на выкуп своей доли в АВТОВАЗе, а на калужском заводе и сейчас собирают «ситроены». А вот немецкие бренды вернутся не скоро – учитывая собственный менталитет, они будут до последнего исполнять указания, если даже им это невыгодно. «Немцы» пропустят вперед «корейцев» и «японцев», которым просто повезло не быть связанными с «евробюрократами», – рассуждает Азат Тимерханов.
С ним согласен заместитель директора департамента продаж «Мэйджор» Александр Николаев, который считает, что из каких стран автопроизводители могут вернуться в Россию первыми, будет зависеть от политических факторов, и только. Скорее всего, это будут американские, японские и корейские бренды. «Мы бы хотели возвращения Audi, BMW и Mercedes-Benz, а также Land Rover, Toyota, Lexus, Kia, Hyundai, Skoda, Mazda, в первую очередь. На наш взгляд, при отмене санкций производители будут смотреть не только на то, где производятся автомобили, а в первую очередь, что, скорее всего, сможет быть интересно российскому покупателю в новых для них условиях рынка России», – резюмирует Александр Николаев.
О том, в какую ценовую нишу смогут вернуться ушедшие марки, учитывая, что с момента их ухода автомобили в России сильно подорожали, – читайте в нашей рубрике «Экспертное мнение».