Для изучения предпочтений автовладельцев эксперты агентства «АВТОСТАТ» решили узнать, как часто россияне заправляют свои автомобили, какие марки топлива они предпочитают, на какие автозаправочные станции заезжают и чем при этом руководствуются. Проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие около 2 тысяч респондентов.
Свыше 70% автовладельцев заправляются заранее
Выяснилось, что чуть более четверти (25,8%) автовладельцев не едут на АЗС до тех пор, пока не загорится красным индикатор топлива. При этом подавляющее большинство (71,2%) водителей стараются пополнять бак заранее. Так, 61,7% сообщили, что едут заправляться, когда топлива остается на треть или четверть бака, а 9,5% делают это, когда бак заполнен даже наполовину. Незначительная часть опрошенных (1,7%) рассказала, что заправляются каждый раз, когда видят заправку, и всего 0,7% респондентов не руководствуется никакими стандартными алгоритмами.
Эксперты отметили, что среди владельцев машин отечественных брендов тех, кто «ждет сигнала на табло», на 7 процентных пунктов больше, чем среди ездящих на иномарках (30,9% и 23,9% соответственно). Еще один момент: самая высокая доля водителей, кто «тянет» на одной заправке до красной лампочки, – на Урале (31,7%), а самая низкая – на Дальнем Востоке (15,1%).
Какие марки топлива предпочитают россияне?
Практически каждый второй (53,3%) респондент заявил, что заправляет свой автомобиль бензином марки АИ-95. При этом у владельцев иномарок потребность в «девяносто пятом» оказалась еще выше – 57,7%. Для сравнения: по отечественным автомобилям этот показатель составил 41,1%. А вот марку бензина АИ-92 указали в целом 38,5% опрошенных, и здесь соотношение, наоборот, в пользу машин российских брендов (54,1% против 33%).
Что касается марок бензина АИ-98, АИ-100, газового и дизельного топлива, то на них суммарно пришлось 8,2% от общего количества ответов. Стоит отметить, что «девяносто восьмым» чаще заправляют иномарки (3,4% против 0,9%). Аналогичная картина сложилась и по дизельному топливу (4,9% против 0,7%). По газу – напротив, в числе потребителей превалируют отечественные машины (3,2% против 1%).
Отметим, что в ТОП-3 регионов, где процент использования АИ-95 выше, чем в среднем по России (53,3%), вошли Сибирский ФО (61,1%), Дальневосточный ФО (60,5%) и Москва (59,9%).
Для кого бренд АЗС имеет значение?
Лишь 4,3% опрошенных автовладельцев указали, что им абсолютно неважно, на какой автозаправочной станции пополнять запас топлива. «Бренд неважен, заправляемся всегда на разных АЗС», – ответили участники из этой категории респондентов. Примечательно, что самый большой процент тех, для кого бренд заправочной станции не имеет значения, проживает на Дальнем Востоке (14%). А меньше всего таких водителей в Южном ФО (1,9%).
В целом для большинства участников опроса бренд АЗС имеет значение. В ходе исследования респондентам предложили указать несколько марок, которые они выбирают. В результате больше всех голосов набрал «Лукойл» (55,1%). На втором месте в этом рейтинге оказалась «Роснефть» (47,5%), на третьем – «Газпромнефть» (41,5%). В ТОП-5 также попали «Газпром» и «Татнефть» (24,1% и 20,9% соответственно).
На первом месте – качество топлива!
Участникам исследования было предложено выбрать из длинного списка те критерии, которые они считают наиболее важными для АЗС. И на первое место 70,4% респондентов во всех федеральных округах поставили качество топлива. По этому критерию полное единодушие проявили как владельцы отечественных автомобилей, так и иномарок.
На второе место по числу набранных голосов вышла стоимость бензина – 64,7% опрошенных. В ТОП-5 также вошли «удобное расположение на моем маршруте» (42,7%), быстрое обслуживание и отсутствие очередей (36,8%), удобные заезд и выезд (34,6%).
На первом этапе опроса все эти характеристики потребители выделили без привязки к брендам. Следующим шагом автовладельцев попросили оценить сети АЗС, на которых они заправляются, по нескольким значимым категориям.
В итоге рейтинг доверия возглавил «Лукойл» (доля тех, кто доверяет этому бренду, составила 74,5%). За ним с небольшим отставанием следуют «Роснефть» (73,1%) и «Газпромнефть» (71,4%). Эта же тройка брендов оказалась в лидерах по таким критериям, как качественное топливо (74,7%; 69,4% и 66,3% соответственно), высокий уровень сервиса (67,2%; 59,4% и 62,6%) и узнаваемость бренда (69,8%, 40,2%, 30,6%).
Доля заправок в сети
Для того, чтобы понять степень лояльности к тому или иному бренду, участников опроса также попросили оценить долю заправок своего автомобиля в каждой сети.
Полученные результаты показывают, что лидерами этого рейтинга стали бренды «Лукойл» и «Роснефть» с показателями 26,1% и 25,1% соответственно. Замыкает ТОП-3 «Газпромнефть» с долей заправок 18,4%. Со значительным отставанием от лидеров, преодолев барьер в 5%, следуют «Газпром» (8,3%), «Татнефть» (7,1%) и «Башнефть» (5,2%).
Заправка в будущем
В ходе опроса автолюбители также отвечали на вопрос: «На АЗС каких брендов вы готовы заправляться в будущем?». Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
ТОП-5 таких брендов возглавил «Лукойл» с результатом 52,9%. На второй позиции оказалась «Роснефть» с показателем 46,9%, на третьей – «Газпромнефть» (41,3%). В первую пятерку также вошли «Газпром» (25,5%) и «Татнефть» (23,3%).