77% от этой суммы денег ушло на грузовики
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых коммерческих автомобилей (LCV и грузовых) в России и определили его финансовую емкость* по итогам 2024 года. Согласно результатам исследования, в минувшем году на покупку новых коммерческих машин в нашей стране было потрачено 1 трлн 563,3 млрд рублей. При этом порядка четверти (23%) от этих денег принадлежит легкой коммерческой технике (357,2 млрд рублей), которая была реализована в количестве 112 тысяч единиц. Остальные 77% — это затраты на покупку 124 тысяч грузовиков (сумма в 1 трлн 206,1 млрд рублей).
Больше половины денег потрачено на грузовые автомобили четырех марок
56% продаж аккумулируют четыре бренда, которые лидируют и по затратам. Первенствует здесь отечественный КАМАЗ, доля которого в финансовой емкости рынка новых грузовиков (MCV и HCV) по итогам 2024 года составила 18%. Это соответствует 213,1 млрд рублей.
Далее следуют три китайских марки — SITRAK (193,9 млрд рублей), Shacman (160,9 млрд рублей) и FAW (112,8 млрд рублей). Только этим четырем брендам удалось преодолеть отметку в 100 млрд рублей, а их суммарная доля в прошлом году оказалась равной 56%.
В таком же порядке они располагаются и в рейтинге продаж: КАМАЗ (22,8 тыс. шт.), SITRAK (19,4 тыс. шт.), Shacman (15,7 тыс. шт.), FAW (11,7 тыс. шт.). В общей сложности им тоже принадлежит 56% рынка.
Кроме них, в ТОП-10 по затратам вошли Dongfeng, HOWO, МАЗ, ГАЗ, JAC и Foton. На покупку грузовых автомобилей каждой из этих марок ушло от 31 млрд до 93 млрд рублей.
Примерно две трети денег собрали «китайцы»
Китайские бренды доминируют на рынке грузовиков как в штуках, так и в деньгах. На их долю в прошлом году пришлось 63% от всей проданной техники сегментов MCV и HCV. Это эквивалентно 77,9 тыс. экземпляров, на которые было потрачено 774,4 млрд рублей (64% от общей суммы денег).
27% в объеме реализации грузовых машин заняли отечественные марки, что составляет 34,7 тыс. штук. Это вылилось в потраченные 301 млрд рублей (доля — 25%).
Еще 6% всех денег ушло на «европейцев» (76 млрд рублей), которые в Россию официально уже не поставляются, а оставшиеся 5% — на прочие бренды (54,8 млрд рублей).
В пятерке моделей-лидеров только одна российская
Больше всего денег было потрачено на «китайца». Так, в 2024 году покупка новых грузовиков SITRAK C7H обошлась в 193,5 млрд рублей, что составляет 16% от всей финансовой емкости рынка. Эта же модель возглавляет и рейтинг продаж с показателем 19,4 тыс. единиц.
В тройку лидеров по затратам попали еще две китайские модели — Dongfeng 4180 и Shacman SX3258 (72,4 млрд и 55,7 млрд рублей соответственно). И только на четвертом месте находится отечественный грузовик КАМАЗ-43118 с результатом 48,8 млрд рублей. Замкнул ТОП-5 китайский Shacman SX3318 (41,9 млрд рублей).
Около 60% денег ушло на тягачи и самосвалы
По затратам особо выделяются грузовики двух типов кузова. В минувшем году на покупку седельных тягачей было потрачено 496,4 млрд рублей, что соответствует 41% от общей суммы. Еще в 211,2 млрд рублей обошлись самосвалы (доля — 18%). Таким образом, машинам обоих типов кузова суммарно принадлежит 59% всех денег.
Абсолютно та же картина наблюдается и в структуре реализации грузовой техники. Если у седельных тягачей объем продаж за год составил 50,6 тыс. штук (доля — 41%), то у самосвалов — 22,9 тыс. единиц (18%).
На автомобили, имеющие другой тип кузова, в 2024 году было потрачено менее 100 млрд рублей. И здесь стоит отметить рефрижераторы (79 млрд рублей), автокраны/подъемники (77,1 млрд рублей) и бортовые грузовики с КМУ (71,7 млрд рублей), доля которых в отдельности превысила 5%. У остальных она оказалась ниже этого значения.
«По объему продаж легкие коммерческие автомобили лишь немного уступают средним и тяжелым грузовикам. Так, в 2024 году было реализовано 112 тысяч новых LCV и 124 тысячи новых MCV и HCV. Но за счет существенно более высоких цен на тяжелые машины очевидно, что и финансовая емкость этого рынка заметно выше. Как следствие, денег на покупку тяжелых машин ушло примерно в 3,5 раза больше, чем на легкую коммерческую технику», — отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Доминирование китайских марок в сегменте тяжелой коммерческой техники вполне закономерно, поскольку после ухода ведущих европейских производителей грузовых автомобилей из России именно они стали им альтернативой. А большие объемы продажи приводят и к соответствующим затратам на покупку «китайцев» с учетом их более высокой стоимости по сравнению с отечественной продукцией», — объясняет Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которая в общей сложности была потрачена на покупку новых легких коммерческих автомобилей (LCV) за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых LCV и их продаж за отчетный месяц.