Как рост утильсбора скажется на рынке электромобилей и гибридов?

Как рост утильсбора скажется на рынке электромобилей и гибридов?

В России с 1 января 2025-го состоялась очередная индексация утильсбора, которая на этот раз распространилась на электромобили и гибриды. Как это повлияет на планы автопроизводителей в 2025 году с точки зрения объемов поставок в Россию и сроков вывода новых электрических и гибридных моделей? С таким вопросом мы обратились непосредственно к участникам рынка.

Как рост утильсбора скажется на рынке электромобилей и гибридов?

Сергей Мелюх, директор «Авилон Электро»:

– Сейчас на рынке электромобилей и гибридов еще есть автомобили, закупленные до повышения ставок утилизационного сбора – с 1 января 2025 года. Этот запас, вероятно, будет распродан в течение первого полугодия. По мере уменьшения количества таких машин их цена будет приближаться к стоимости ввозимых моделей в 2025 году, учитывая общие рыночные тенденции.

Электромобили и гибриды 2025 года выпуска начнут поступать на рынок к началу весны, но уже по более высоким ценам, включая увеличенную ставку утильсбора и общий рост цен на рынке. Цены на ввезенные после 1 января 2025 года электромобили и гибриды вырастут минимум на 600 тыс. рублей независимо от стоимости самого автомобиля. Повышение ставки утильсбора окажет наибольшее влияние на стоимость и продажи массовых моделей. Возможные дополнительные подорожания в 2025 году будут зависеть от общей экономической ситуации, стоимости логистики, курса валют, инфляции, господдержки и других факторов. Подорожание в текущих условиях может составить от 5% до 15%.

Рост ставок утильсбора для электрокаров и гибридов несильно повлияет на этот сегмент в целом, и их доля в общих продажах продолжит расти благодаря развитию новых технологий и появлению новых моделей. Несмотря на повышение цен, интерес клиентов к электрическим и гибридным автомобилям останется стабильным, учитывая их преимущества. Опережающий спрос на эти автомобили был заметен несколько раз в течение 2024 года, поэтому его влияние на продажи в 2025 году не будет критичным.

Автомобили вряд ли будут ввозить себе в убыток. Гибридные и электрические машины становятся все популярнее, и часть клиентов продолжает переходить на них из сегмента премиальных автомобилей с классическими двигателями внутреннего сгорания, особенно на фоне общего роста цен. Маркетинговые акции и предложения производителей и дилеров также способствуют регулированию продаж.

Прогнозировать динамику продаж электромобилей и гибридов на текущий год пока слишком рано. Вероятно, общее количество проданных в России автомобилей снизится, но доля гибридных и электрических машин среди них увеличится. Общий тренд по продажам электромобилей и гибридов остается положительным, но темпы роста могут замедлиться до 10 – 30%.

Большой потенциал продаж будут иметь модели уже известных в нашей стране брендов, таких как Lixiang, Zeekr, Avatr и другие. Преимущество будет у тех моделей, которые поставляются и продаются официально. Например, ожидаемый официальный ROX 01 может стать конкурентом Lixiang, а Avatr – конкурентом бестселлера Zeekr.

Как рост утильсбора скажется на рынке электромобилей и гибридов?

Александр Ковалев, руководитель пресс-службы ГК EXPOCAR:

– Запас ввезенных в Россию электромобилей и гибридов достаточно небольшой, если сравнивать с автомобилями с ДВС. Это вызвано, в первую очередь, соизмеримо небольшим спросом и, как следствие, ограниченным объемом поставок. Такие автомобили либо попадали в нашу страну ограниченными партиями официальных поставок: Voyah, ORA, WEY, гибридные Chery, либо завозились при помощи параллельного импорта. Движение цен на эти автомобили будет зависеть от спроса. Например, электромобили ORA дилеры пытаются реализовать со скидками до 600 тыс. рублей, несмотря на индексацию утилизационного сбора.

Прежде всего, стоит отметить, что для параллельного импорта электромобилей и гибридов ничего не изменится. Большая часть представленных в этом сегменте компаний ведет деятельность при помощи агентского договора поставки, где конечным покупателем выступает физическое лицо. А при таможенном оформлении на физлицо утилизационный сбор на «зеленые» машины все еще составляет символические 3 400 рублей. Фактически, утилизационный сбор будет иметь значительное влияние только на официальных импортеров. Сам размер утилизационного сбора не привязан к дате выпуска автомобилей. Поэтому попадающие в Россию сейчас автомобили 2024 года уже будут облагаться пошлиной по новым правилам. На них рост цен, будет примерно соответствовать росту утильсбора – 634,8 тыс. рублей.

Повышение утилизационного сбора сделало электромобили и гибриды еще более сложным продуктом, ведь они и раньше были дороже бензиновых аналогов. Здесь также уместно поднять вопрос здоровой конкуренции. Автомобили, ввозимые в Россию при помощи параллельного импорта, от индексации не пострадали. И преимущества автомобилей из официальной поставки в виде гарантии и возможности покупки в лизинг с возвратом НДС становятся все менее значимыми. В результате продажи снизятся именно в сегменте официальных электромобилей и гибридов.

На данный момент в России фиксируется постепенное охлаждение интереса к электромобилям. Это можно отследить по динамике продаж моделей марки Zeekr. Поэтому вполне ожидаемым исходом станет рост рынка электромобилей в пределах 5 – 15%. В то же время спрос на последовательные гибридные автомобили (например, Li Auto) стабилен. Вполне вероятно, что он вырастет на 50 – 100% в этом году. Однако многое будет зависеть от общего состояния рынка.

Стоит отметить, что официальные бренды электромобилей и гибридов пока не могут соперничать на равных с параллельным импортом. Это подтверждается статистикой регистраций за 2024 год. На автомобили из официальных поставок пришлось около 15 тыс. единиц, в то время как параллельно ввезенные автомобили нашли более 35 тыс. клиентов. С повышением утилизационного сбора этот «перекос» может стать еще более выраженным.

Очевидно, что появление новых заградительных барьеров – негативный фактор, замедляющий выход электромобилей и гибридов на рынок России. Утилизационный сбор напрямую повлияет на ценообразование официально представленных брендов и тех, кто только готовится к выходу: ROX Motor, Exlantix и Avatr. Эти модели относятся к премиальному сегменту, поэтому сильно занижать их цены не получится. Небольшой объем продаж не окупит таких уступок. Поэтому этим маркам будет непросто стартовать в России, учитывая наличие конкурентов, попадающих в страну при помощи параллельного импорта.

Как рост утильсбора скажется на рынке электромобилей и гибридов?

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОДОМ»:

– Запасы электромобилей и гибридов трудно оценить, потому что такие авто попадают в РФ из Китая, как правило, и ввозятся на физлиц через регистрацию в ГИБДД. По ним фактор стока трудно определить, поскольку он децентрализован, но, скорее всего, запасов хватит на 4 – 5 месяцев, потому что ряд моделей имеют очень низкую ликвидность. Однако под существенный рост утильсбора попали и гибриды, по которым была льготная ставка до 1 января 2025-го. Вот по ним будет чувствительный объем, который будет продаваться не менее чем 4 месяца.

Изменение цен на электромобили будет зависеть от курса юаня и от ряда других факторов, таких как ключевая ставка Банка России. Но, скорее всего, при спокойном внешнем фоне рост будет практически не замечен на текущие модели, а на новые, которые появятся в 2025 году, роста не будет, потому что нет предыдущей статистики. Любой рост стоимости приводит к снижению спроса на некоторое время и потом идет его плавное восстановление. Как правило, изменение цен дает снижение спроса на 15 – 20% на протяжении 2 месяцев.

Я думаю, что объем продаж по электромобилям в 2025 году будет изменяться пропорционально общему рынку. В части продаж гибридов будет существенный рост их доли – скорее всего, плюс 70 – 100%, потому что показатели доли еще слишком малы, чтобы общее сокращение рынка влияло на их продажи. Электромобили продаются лучше, когда есть понимание долгосрочных планов по развитию инфраструктуры, и также есть какие-то значимые преференции при владении ими. Отсутствие льгот по утильсбору с 1 января 2025-го уравнивает их с обычными автомобилями, и они будут следовать за рынком в целом. Инфраструктура, преференции при владении этими типами транспортных средств, увеличение дальности езды на одной зарядке – будут факторами в пользу электромобилей. Что касается гибридов, то, скорее всего, они будут следовать динамике роста, потому что это действительно новый тип привода, и он набирает популярность. Автопроизводители начали заполнять свои производственные программы большим количеством моделей с гибридным приводом, а также показатели производства в штуках будут расти вслед за потребностями рынка в таком приводе.

Вывод новых моделей определяется эволюцией в автомобильной отрасли – все борются за дальность поездки и за снижение стоимости батарей. На текущий момент многие производители видят перспективу сухих батарей, которые почти не подвержены холодным температурам и могут заряжаться значительно быстрее, чем классические батареи.

Как рост утильсбора скажется на рынке электромобилей и гибридов?

Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «РОЛЬФ»:

– На сколько хватит запаса электромобилей и гибридов, закупленных до повышения утильсбора? В первую очередь, это будет определяться спросом. Нужно отметить, что электромобили и гибриды – это дорогие машины. Как правило, премиальный сегмент – максимально стабильный. Обычно бывает просадка в январе, но это объясняется тем, что многие потенциальные покупатели данных автомобилей до середины месяца находятся в отпусках. Только сейчас у нас начинает раскачиваться контрактование брендов премиального сегмента, например, Porsche, Jaguar Land Rover, Mercedes-Benz. Что касается запасов, то на январь – февраль их хватит, но не больше. Но мы пока видим, что цены сохраняются, так как закупки были сделаны еще по старому тарифу утильсбора.

Если говорить про поставки электромобилей и гибридов в 2025 году, есть прямое подорожание – более 600 тыс. рублей, это разница между прошлым и нынешним тарифом утильсбора. Второй фактор – это соотношение пары рубль/юань. Есть прямая корреляция: если рубль, по отношению к китайской валюте, упадет на 10%, то и автомобили подорожают на эти же 10%.

Если мы исходим из нынешней ситуации, когда новый тариф утильсбора зафиксирован и курс рубля к юаню составляет около 14 рублей, то, думаю, что повышение цен на электромобили и гибриды никак не скажется на уровне спроса. Это некритичное подорожание для таких автомобилей, например, как Lixiang и Zeekr, при их средней цене примерно в 8 млн рублей. Получается, что рост составит около 7%. Подчеркну, что некритично это для данного сегмента рынка и клиентов, которые такие автомобили покупают. Как известно, тот же Lixiang, по итогам прошлого года, стал самым успешным брендом на российском рынке из тех, кто не представлен официально. В нашей стране, было продано 22 тыс. автомобилей Lixiang – это больше, чем показатели таких известных марок, как Toyota, BMW, Skoda, Hyundai. И такой успех объясняется просто: это по-настоящему премиальный автомобиль за 7 – 8 млн рублей. Если сравнивать «одноклассников» Li из BMW или Mercedes-Benz, то с учетом изменений тарифа утильсбора, падения рубля к доллару и евро, они стоят практически в 2 раза дороже. Это определило тенденцию рынка. Поэтому, если Lixiang будет стоить теперь не 7, а 7,6 млн рублей, то это никак не скажется на объемах реализации.

Доля продаж электромобилей на российском рынке – 1%, доля гибридов – 4%. Думаю, что именно электромобили вряд ли смогут увеличить свои продажи, несмотря на появление инфраструктуры. А вот продажи гибридных машин могут чуть вырасти до 5 – 6%, в том числе из-за того, что на российском рынке официально появятся новые бренды с гибридными установками – Exlantix, ROX, Polestone, Lynk & Co. У Chery выйдет гибридная версия их флагманского кроссовера Tiggo 9. Ожидаем и полностью электрическую модель от Geely. Пожалуй, из основного и крупного – это все.

Еще сильнее может закрепить свои позиции Lixiang – их все больше появляется на дорогах, эти машины сами себя рекламируют, по сути. Что касается факторов, то все будут определять ключевая ставка и курсы валют. Их изменение, в зависимости от того, в какую сторону они произойдут, могут как подтолкнуть продажи, так и, наоборот, снизить их.

Более подробно итоги и перспективы рынка электромобилей и гибридов обсудим в ходе XV ежегодного форума автобизнеса «ForAuto – 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», который агентство «АВТОСТАТ» проведет 13 февраля в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.