AUTOSTAT Analytic Day: главные тренды автомобильного рынка

AUTOSTAT Analytic Day: главные тренды автомобильного рынка

10 декабря 2024 года

Агентство «АВТОСТАТ» завершило 2024 год мероприятием Analytic Day. Форум собрал ведущих экспертов автомобильного бизнеса, которые подвели итоги авторынка уходящего года и обозначили главные тренды года наступающего. Партнерами мероприятия выступили Газпромбанк Автолизинг и FAST.Авто, а информационным партнером стал «За рулем».

Мероприятие началось с традиционной «АВТОСТАТ Оперативки», в рамках которой директор агентства Сергей Целиков и исполнительный директор Сергей Удалов поделились ключевыми показателями авторынка не только в ноябре, но и за 11 месяцев 2024 года.

Так, в последний месяц осени российский рынок новых легковых машин был поделен поровну между автомобилями, произведенными в стране, и теми, что были ввезены из-за рубежа. На долю машин отечественных марок в ноябре 2024 года пришлось 36% от общего объема реализации. Еще 14% – это доля иномарок российской сборки. Остальные 50% ноябрьских продаж – это автомобили, которые были ввезены в Россию из других стран. При этом 41% здесь относится к официальному импорту, а 9% – к альтернативному (параллельному). Естественно, что «львиная доля» ввоза в настоящее время приходится на Китай.

Также эксперты обсудили автокредитование, которое показывает снижение. В ноябре выдача кредитов на новые машины сократилась на 22% по отношению к октябрю. Что касается автомобилей с пробегом, то они также показывают отрицательную динамику (-27% к октябрю). Стоит отметить, что в обоих случаях выдача автокредитов падает второй месяц подряд.

В завершении своего выступления эксперты агентства «АВТОСТАТ» поделились прогнозом рынка на 2025 год в разрезе его ключевых сегментов. В базовом прогнозе продажи новых легковых автомобилей упадут на 10% по сравнению с 2024 годом и составят 1,43 млн автомобилей. Легкий коммерческий транспорт завершит год с результатом 118 тысяч проданных машин (+5%), а грузовиков будет реализовано 117 тысяч штук (-6%).

Сергей Целиков поделился главными трендами автомобильного рынка. К ним он относит кардинальное изменение структуры рынка за последние три года. Эксперт считает, что доля глобальных («ушедших») брендов продолжит снижаться, а китайских – больше не будет расти. Второй тренд – рост доли SUV, которая составляет около 70% за счет роста продаж китайских моделей. Еще один интересный факт – средняя цена на новые автомобили превысила 3 млн рублей, а финансовая емкость рынка впервые достигла 5 трлн рублей. Четвертый тренд – в целом импорт автомобилей растет, а вот доля альтернативного – падает. Также к главным тенденциям авторынка Сергей Целиков относит резкий рост (в несколько раз) продаж гибридных автомобилей и трансформацию дилерских сетей, пик которой пришелся на 2 – 3 кварталы 2023 года.

В рамках Analytic Day представители компании «Электронный паспорт» рассказали о новых сервисах. Так, в тестовом режиме работает сервис, который поможет в решении проблемы скрутки пробега. На безвозмездной основе некоторые дилеры в рамках заключенных соглашений отправляют в СЭП (Системы электронных паспортов) сведения о пробегах автомобилей (которые заезжают к ним на сервис), а взамен на такой же безвозмездной основе получают информацию о пробегах в отношении других автомобилей (если им это нужно) от СЭП. Помимо сервиса по фиксации в ЭПТС сведений о показаниях одометра при проведении техобслуживания и ремонта транспортных средств, с 1 декабря 2024 года в СЭП на своем портале запустили и сервис, связанный с системой ГЛОНАСС, с которой тоже в автоматическом режиме теперь организован обмен данными по проверке сведений об установке ГЛОНАСС и внесению новых сведений. Запущены и некоторые другие сервисы, интересные импортерам и лизинговым компаниям – некоторыми уже можно пользоваться, другие – на стадии доработки функционала.

Отдельно в ходе мероприятия Analytic Day были организованы круглые столы по теме рынка новых машин, автомобилей с пробегом и коммерческого транспорта, в которых приняли участие дистрибьюторы и дилеры. Своим мнением по этим темам поделились Валерий Тараканов (KNEWSTAR), Александр Мигаль (КАМАЗ), Николай Иванов и Вадим Черноусов («Рольф»), Григорий Былов («Тринити Моторс»), Антон Ганжа (Pango Cars), Виталий Киселев (РОАД, «РУМОС-Комтранс»), Антон Клочков (АО «ОРЕХ») и Михаил Семенихин (AVIOR).

Большой блок на мероприятии Analytic Day был посвящен финансовым инструментам, таким как кредитование, лизинг и страхование. Евгений Кошелев (ПАО Росбанк) рассказал об основных тенденциях в экономике РФ и их влиянии на авторынок. Его прогноз по ключевой ставке ЦБ в 2025 году не слишком позитивный: «Пора перестать думать, что сейчас высокая ставка и, может, на следующий год ее сократят вдвое». По базовым предпосылкам, если мы хорошо войдем в новый год (если ставка не дорастет до 23% и выше), то к концу 2025-го она, возможно, опустится до 17%. По курсу рубля сценарий рисуется тоже не очень хороший. В следующем году курс остается волатильным и еще не раз доллар может доходить до 110 – 120 рублей. Эксперт также отметил, что в 2024 году продажи автомобилей стали локомотивом розницы. Так, в среднем целых 30% роста розничной торговли в 2024 году приходилось на продажу легковых автомобилей. Главными факторами спроса стали рост доходов и доступность кредитов. Еще один тренд: автомобиль стал инструментом инвестиций, возможностью сберечь свои деньги.

Каро Карапетян (FAST) рассказал о том, как изменился автокредит. По данным компании, средняя сумма кредита снижается. Так, в ноябре это показатель составил 1,48 млн рублей, а его пик пришелся на июль – тогда средняя сумма кредита была равна 1,68 млн рублей. После июля она стала снижаться, клиенты стали вносить больший первоначальный взнос. Из других трендов, отмеченных экспертом: средний срок кредита снижается. В ноябре 2024 года он составил 49 месяцев. При этом еще в июне – июле этот показатель находился на отметке 58 месяцев. Многие автобренды активно поддерживают субсидирование, особенно когда кредит берется на небольшой срок. Благодаря субсидированию средняя ставка по автокредиту в ноябре 2024 года также немного снизилась (до 13,8%), несмотря на высокую ключевую ставку ЦБ. Уровень одобрения банков по заявкам на кредиты снизился до 60% (до мая 2024 года держался на уровне 70% и выше, после начал снижаться).

Александр Корнев (Газпромбанк Автолизинг) рассказал о главных трендах рынка автолизинга. К ним он относит доминирование легкового сегмента в структуре продаж, снижение доли минимальных авансов до 5%, сокращение сроков договора лизинга, рост бизнеса за счет непроцентного дохода и повышение эффективности / скорости реализации стока лизинговой компании. В перспективе следующих лет эксперт прогнозирует перераспределение долей между крупными игроками, цифровизацию и заключение сделок онлайн, досрочное и частично-досрочное погашение, развитие направления private leasing и увеличение потребности клиентов в рестрактах и цессиях.

Сергей Налбандян (Страховой дом ВСК) также дал прогноз на 2025 год. Он ожидает роста тарифов на страховые продукты в связи с удорожанием ремонта автомобилей и высокой аквизиции посредникам. Кроме того, есть риск снижения клиентоцентричности. И как следствие – снижение ценности продукта каско. Также в 2025 году ожидается применение технологичных инструментов и масштабирование экосистем крупных маркетплейсов.

Партнеры:

AUTOSTAT Analytic Day: главные тренды автомобильного рынка

Инормационный партнер:

AUTOSTAT Analytic Day: главные тренды автомобильного рынка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.