Уходящий год на авторынке прошел под знаком обострения конкуренции на фоне регуляторных изменений и продолжающегося роста цен. Какие факторы будут определять рыночную динамику в 2025 году? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам и экспертам.
Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ»:
– Сразу хочется отметить, что в 2023 и 2024 годах шел очень динамичный и активный процесс заполнения рыночной «ниши», образовавшейся после ухода из России глобальных брендов. На мой взгляд, в 2024 году будет удовлетворен не только отложенный, но и, в определенной степени, опережающий спрос. И, как следствие, в 2025 году стоит ожидать заметного спада рынка новых легковых автомобилей. По базовому сценарию это может составить до 10%, то есть примерно 1,42 – 1,43 млн автомобилей, а по пессимистичному спад может достичь 20%, то есть уровня около 1,25 – 1,26 млн машин. По оптимистичному сценарию вероятно сохранение уровня, близкого к результату 2024 года. Среди факторов, которые будут поддерживать рынок, прежде всего, надо указать наличие высоких доходов и их рост у ряда категорий населения за счет высоких зарплат, выплат пособий и т.п., что в экономике подтверждается заметным ростом денежной массы. Без сомнения, помогать рынку будут и традиционные факторы – первая покупка и необходимость замены старого автомобиля на новый. Негативное влияние на рынок окажут: значительный рост цен на автомобили (из-за роста утильсбора и курсов валют), существенное снижение доступности автокредитования и высокий уровень инфляции.
Я думаю, что не стоит говорить о затоваривании складов на российском авторынке – в данном случае, это вполне управляемый процесс. Глядя на рост месячных объемов импорта новых автомобилей в период с августа по октябрь, можно сделать вывод о формировании складских запасов по «старым» ценам в преддверии индексации утилизационного сбора. Очевидно, что эти запасы позволят дилерам сгладить процесс повышения цен на автомобили, по крайней мере, на срок до следующего года, а может быть и чуть дальше.
Тот факт, что новые автомобили 2025 года выпуска подорожают, не вызывает сомнений, но насколько в целом, сказать сейчас сложно, поскольку этот вопрос напрямую связан с ценовыми сегментами, в которых подорожание будет серьезно отличаться. И как будут формироваться цены в течение нового года тоже не совсем понятно, так как это будет зависеть не только от повышения утильсбора, но и от социально-экономической ситуации в стране, а также от желания китайских автопроизводителей удержаться и укрепиться на российском рынке. Кроме того, вероятнее всего, спрос будет сдвигаться в сторону менее подорожавших автомобилей, что приведет к менее значительному росту средневзвешенной цены. Но наверняка рост годовой цены вряд ли будет ниже уровня инфляции, которая, по прогнозу ЦБ, в 2025 году составит около 5%.
Выход новых марок на российский авторынок в 2025 году будет продолжаться, но уже не так интенсивно, как в последние два года. А вот чтобы оценивать потенциал продаж моделей, надо различать процессы выхода их на рынок: либо это происходит под уже известной, имеющей российский опыт маркой, либо это новая модель под малоизвестной или вообще неизвестной маркой. В первом случае потенциал есть, во втором – вряд ли. Новая марочная структура рынка в основном уже сформирована, и чтобы занять в ней заметное место, требуются значительные затраты на маркетинг, в том числе на торгово-сервисную инфраструктуру, а китайские автопроизводители пока перекладывают это на российских дилеров. Выход новых суббрендов китайских автопроизводителей на российский рынок, как уже известно, преследует цель защиты от вторичных международных санкций.
В то же время, очевидно, что рынок будут покидать какие-то марки – аутсайдеры по объемам и динамике продаж, а таких набираются многие десятки, если еще учитывать штучный параллельный импорт. Так, в текущем году более 90 марок имели рыночные доли менее 0,1%. А основная беда китайских автопроизводителей – отсутствие собственного фирменного стиля отдельной марки или суббренда, четкой узнаваемости модельного ряда при огромных масштабах автомобильного производства в стране. Я лично, например, до сих пор не могу сразу отличить одну китайскую марку от другой, пока не посмотрю на надпись на капоте или шильдик. Китайцы научились делать технически современные и качественные автомобили, но полноценный маркетинг у них пока отсутствует.
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «РОЛЬФ»:
– Аналитики, конечно, сейчас гадают, пытаясь предсказать результат по 2025 году. Звучат прогнозы в рамках 1,4 – 1,7 млн автомобилей, в этой дельте. Я подхожу консервативно: первая половина года будет точно плохая, вторая – динамичнее. Но, в целом, по году, мы закроемся с показателями минус 10% от фактического значения 2024 года. Думаю, по следующему году будет примерно такой результат: 1,45 – 1,5 млн машин.
Конечно, на состояние российского авторынка в 2025 году будет влиять геополитика. Курсы валют, ключевая ставка – это влияние мы видим и сейчас. Плюс, то, как агрессивно дистрибьюторы будут реагировать на изменение утильсбора. Станут ли они сдерживать цены за счет своей маржинальности или переложат финальную цены, – пока сказать трудно. Но эти факторы будут определять ключевые векторы развития рынка в следующем году.
Мы уже сейчас наблюдаем падение спроса. Ноябрь и декабрь точно будут хуже по показателям, чем сентябрь и октябрь. Что касается опережающего спроса, нельзя вымыть будущий спрос на год вперед. Когда утильсбор стал индексироваться, это стало катализатором принятия решения для клиента, который хотел купить автомобиль в следующем месяце или через два месяца. Но тот, кто планирует покупку через год – у него просто нет сейчас мотивации или возможности. Поэтому предположение о реализации опережающего спроса в долгосрочном разрезе точно неправильно.
Что касается затоваривания на рынке, автомобилей, действительно, становится много. Импортеры стараются всячески распределить машины по дилерам, но оценить объемы затоваривания сложно. Причина затоваривания довольно проста. Все всегда ожидают подъема продаж в ноябре – декабре, а его не случилось в этом году. Но машины все равно произведены и привезены.
Снижения цен при этом точно не стоит ждать. Лучшее, что могут сделать производители – это удерживать стоимость на нынешнем уровне, перекладывая издержки из-за индексации утильсбора себе в маржу. Не стоит забывать, что почти все ключевые бренды уже наладили сборку своих автомобилей в России, и в следующем году они будут заключать СПИКи, чтобы получать возмещение за утильсбор и льготы. Думаю, что определяющими факторами, влияющими на динамику цен, как уже говорил, будут курсы валют, ключевая ставка, поведение дистрибьюторов, запасы на складах.
Если говорить про наиболее перспективные новинки 2025 года, сейчас на рынок выходит Chery Tiggo 9. Формально это произойдет еще в 2024 году, под конец декабря, но можно говорить, что это модель, которая должна себя проявить в наступающем году, а перспективы у нее очень хорошие. Новая OMODA C5 тоже имеет большой потенциал. Кроме того, JAECOO представит новую модель: считаю, что она может о себе заявить, достаточно громко. У Haval должна пополниться линейка моделью H7. И здесь можно ожидать, что это будет успешный кейс.
Наверняка в будущем году появятся новые марки на российском рынке. Если говорить о рыночных сегментах, то, считаю, это премиум-класс. Сейчас мы уже видим, как китайские производители пытаются привести свои гибридные премиальные автомобили официально в нашу страну. Речь о премиальных гибридных внедорожниках: они получают по ним ОТТС, строят дистрибуцию, продумывают логистику, дилерскую сеть. У нас сейчас крайне перенасыщен рынок в базовых сегментах, ценовой категории в 2 – 3 млн рублей, но нет премиума. Популярен Lixiang, но на данный момент он не поставляется в Россию официально.
По поводу суббрендов: тенденция их вывода на российский рынок точно получит развитие. Это нормальная практика в нынешних непростых рыночных условиях, которая показала свою эффективность. И бренды хотят быть представленными в разных регионах, в том числе в России, поэтому создаются такие возможности – появление суббрендов.
Что касается вероятности ухода некоторых китайских марок с нашего рынка, главная причина ухода – низкая доходность дилера. В некоторых брендах может происходить развал дилерской сети. Думаю, с высокой долей вероятности это бренды Livan, Kaiyi, SWM, Foton. Дилеры перестали инвестировать в эти бренды.
При этом мы можем говорить про однотипность китайских автомобилей, потому что это, по сути, есть группы Chery, Geely, Great Wall и Changan. Они делают похожие автомобили с похожими технологиями, ценой и дизайном. Плюс-минус они все в одном ценовом сегменте, поэтому в ценовой категории до 2 – 3 млн рублей очень упорная борьба между ними. При этом явных преимуществ, конкурентных, у того или иного бренда нет на данный момент. В то же время не думаю, что сократится модельный ряд в России: он останется, но добавится еще премиум-сегмент.
Александр Шапринский, коммерческий директор сети дилерских центров «Прагматика»:
– В первом полугодии 2025-го высокая ставка ЦБ и индексация утильсбора будут сдерживать спрос. Но мы также не исключаем возможное изменение событий и последующую оттепель на рынке автомобилей ко второму кварталу 2025 года, связанную с ослаблением сдерживающих факторов. Прогнозируемый сценарий на следующий год: при лучшем случае сохранение показателей на уровне 2024 года (около 1,6 млн проданных автомобилей), при худшем – 1,5 млн. Продажи ноября стали своеобразным маркером развития рынка на ближайшие 3 месяца.
Текущую ситуацию на авторынке сложно назвать затовариванием. Этому способствовали активные продажи сентября и октября. Но в условиях быстро меняющегося рынка и падения продаж в ноябре, склады дилеров только к концу данного месяца стали расти из-за охлаждения спроса. В сложившейся ситуации производители и дилеры увеличивают поддержки по программам трейд-ин и покупке в кредит, которые позволяют потребителям получать солидные дисконты во время роста кредитных ставок.
Большого подорожания в январе не будет. Рост цен возможен на ввезенные автомобили, которые будут поступать в феврале – марте. Цены с учетом падения спроса и увеличения стоков сохранятся, возможно удорожание отдельных марок и моделей.
Из новых моделей 2025 года бестселлером станет новинка отечественного автопрома – LADA Iskra. Выход на рынок новых китайских брендов также продолжится, особенно в сегменте SUV, но уже не в тех масштабах, что ранее, поскольку ведущая десятка основных игроков рынка уже сформировалась и зарекомендовала себя среди потребителей.
В 2025 году, по нашему прогнозу, часть китайских марок с минимальной клиентской базой покинет рынок в силу невостребованности. Также сдерживающим фактором для развития станет переизбыточность однотипных моделей. В этой ситуации сильные позиции будут иметь бренды с качественным маркетингом, программами стимулирования спроса и инвестиционными вливаниями.
Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОДОМ»:
– Достаточно большое количество факторов влияет на динамику продаж и на состояние рынка в целом. Ключевой из них – это стоимость денег для автодилеров и покупателей, а также возможность привлечь финансирование для совершения покупки. Ухудшение условий кредитования конечных клиентов сразу отразится на спросе. Рост стоимости денег для автодилеров сократит предложение и неминуемо повысит цены, а также повлечет за собой изменение ландшафта дилерского сообщества.
Безусловно, текущий сток автомобилей с ЭПТС очень велик. По моим данным, можно говорить о 4 – 6-месячных остатках на складах. Это крайне высокий показатель при такой стоимости денег. Для примера – в конце 2021-го при объемах продаж, сопоставимых с этим годом, объем складов был равен 2-месячным продажам. Причины роста стока совершенно очевидны. Когда происходят изменения в госрегулировании, например, изменение правил ввоза автомобилей, изменение утильсбора, рост ключевой ставки ЦБ, изменение условий параллельного импорта и т.д., то рынок реагирует на них. В данном случае все хотели предугадать развитие ситуации после таких изменений и пытались сработать на опережение. Кто-то выиграл, а кто-то проиграл. Это рынок, и совершенно нормально, что происходят такие события. Решение одно – продавать стоки, сокращать ввоз новых машин, чтобы не накачивать рынок. Не нужно создавать пузырь – он все равно рано или поздно лопнет.
Рост стоимости автомобилей или ее падение зависит как от рыночных факторов (курс национальной валюты), так и от регуляторных изменений (утильсбор, изменение регулирования параллельного импорта и т.д.). Изменение размера утильсбора, безусловно, даст эффект на рынке в части ценообразования. Но государство задумывало этот шаг сознательно для стимулирования производства автомобилей в РФ и возобновления производства на оставленных ранее площадках. Нужно не забывать, что изменение ставки утильсбора может дать и дополнительный инструмент по снижению цены, а также определенный «передел» рынка по брендам – на тех, кто будет получать компенсацию, и тех, кто не будет ее получать.
В следующем году мы сможем увидеть достаточно много новых брендов, которые ранее отсутствовали на нашем рынке или присутствовали с неофициальным статусом. Конечно, выход новых брендов будет усиливать конкуренцию между всеми игроками. Какие-то клиенты будут выбирать проверенные временем бренды, а кто-то будет экспериментировать с новыми брендами. Сегмент электромобилей будет стабильно расти, а вот гибриды покажут очень существенный рост. И причин тут несколько – в Китае также идет существенная динамика роста продаж таких машин, к этому сегменту подключаются все новые и новые игроки, которые выпускают версии своих автомобилей в исполнении гибрид. Классические автомобили с ДВС будут сокращать свою рыночную долю, потому что ничего нового китайские производители тут не изобретут.
Получит развитие тенденция вывода на рынок суббрендов – у нее есть две предпосылки: одна из них – это потенциал роста продаж, потому что можно захватить дополнительную целевую группу, а вторая – снижение риска санкций.
Вряд ли можно говорить, что кто-то из больших игроков покинет российский рынок в следующем году. Небольшие игроки с объемами продаж менее 3 тысяч автомобилей в год, конечно, будут под давлением текущей ситуации. С одной стороны, производители будут ограниченно предоставлять дополнительные преференции при покупке, так как объем продаж небольшой, а с другой стороны – маркетинговые возможности при таких объемах существенно снижены. Поэтому часть брендов будет либо в состоянии заморозки до лучших времен, либо временно прекратит операционную деятельность в нашей стране.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»:
– Ситуация на рынке настолько быстро меняется, что делать прогноз на 2025 год сейчас нет никакого смысла. Единственное, что можно с уверенностью констатировать, – авторынок сейчас, по-моему, впервые попал в зону «идеального шторма»: запредельная ставка финансирования, резкое падение спроса, повлекшее за собой затоваривание складов, и все это – на фоне обвала рубля.