За текущий год ключевая ставка выросла с 16% до 21% на сегодняшний день, и в Центробанке не исключают ее дальнейшего повышения. Как данный рост повлиял на кредитные продажи автомобилей у дилеров? Как, в свою очередь, высокая ключевая ставка сказалась на рентабельности дилерского бизнеса в целом, учитывая традиционно высокую закредитованность дилеров в связи с закупками автомобилей? С этими вопросами мы обратились непосредственно к участникам российского авторынка.
Роман Слуцкий, генеральный директор ГК «Аларм-Моторс»:
– По факту прямой корреляции между размером ключевой ставки и долей продаж автомобилей в кредит в периоде наблюдения январь – октябрь обнаружить невозможно. О чем это говорит? Вероятно, инфляционные ожидания населения в течение года постоянно подогревали спрос, а экономических ресурсов китайских дистрибьюторов до сих пор хватало для того, чтобы субсидировать клиенту ставку до приемлемого уровня.
При этом к началу ноября авторынок накопил сразу несколько факторов, которые, несомненно, заметно остудят как спрос на автомобили в целом, так и кредитные продажи. Увеличение утильсбора, по существу, уже полностью нашло свое отражение в размерах РРЦ и на уровнях маркетинговых поддержек. Кредитные ставки находятся практически на заградительных уровнях. Кроме этого, ЦБ ужесточает требования к заемщикам, что сильно влияет на одобряемость кредитов. И, разумеется, высокие ставки по депозитам отвлекают часть потенциальной аудитории от покупки автомобиля. Как дилерские сети реагируют на текущую конъюнктуру? Все намерены встретить январь с максимально адаптированными к условиям следующего года складскими запасами. Ноябрь – февраль не оставляют никакой надежды на доходность в сфере продаж новых автомобилей и автомобилей с пробегом.
С учетом высокой общей закредитованности дилерских сетей, а также объективно необходимых с точки зрения дилерских процессов затрат на персонал и маркетинг, можно с уверенностью говорить, что доходность автодилеров в ближайшие 4 – 6 месяцев будет находится на максимально низком уровне за весь период наблюдений. Очевидно, это не создаст комфортных предпосылок для рефинансирования автодилеров в 2025 году, и, как следствие, к лету следующего года можно ожидать волны банкротств.
Не возьмусь прогнозировать динамику развития ключевой ставки ЦБ. Очевидно одно – если ставка будет находиться на уровнях выше 18% годовых в ближайшие 4 – 5 месяцев (что можно предположить из текущего прогноза ЦБ), то с учетом общей суммы факторов российский авторынок будет сокращаться до 90 – 100 тысяч автомобилей в месяц. Сигналы ЦБ о коридоре ключевой ставки на 2025 год вкупе с изменением тарифов по утильсбору вынудит наших китайских партнеров изменить свои взгляды на объемы поставок автомобилей на следующий год. Таким образом, сегодня мне представляется, что рынок следующего года покажет заметное (до 25%) снижение к результатам 2024 года.
Алексей Бородавин, руководитель кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс Платформа»:
– Рост ключевой ставки привел к формированию так называемых «ножниц», когда в относительном выражении доходы от продаж у дилеров идут вниз, а расходы вверх. Все это сокращает прибыль и для многих делает бизнес убыточным. Но сегодняшняя ситуация не уникальная, она повторялась на рынке на моей памяти пять раз, и к глобальному краху сегмента не привела.
Высокая ключевая ставка означает для клиентов рост стоимости заемных средств при покупке автомобилей у дилеров. Это приводит к снижению маржинальности дилерского бизнеса из-за сокращения доли клиентов, которые смогут взять кредит, затоваривания складов и роста соответствующих расходов. При этом даже большее, чем уровень ключевой ставки, влияние на возможность получения розничного автокредита у дилера сегодня оказывают ограничительные меры, которые реализует ЦБ. Это повышенная норма резервирования по клиентам с высокой (по мнению ЦБ) закредитованностью. И ПСК (полная стоимость кредита), которая загоняет банки в коридор клиентов с крайне низким уровнем риска. Также есть эффект того, что банки вынуждены отключать программы, которые предполагают существенное вознаграждение дилеров за привлечение клиентов. Другими словами, действует установка, что нужно выдавать кредиты клиентам с низким уровнем риска, которые неактивно пользуются ими, и не тратить много на привлечение таких клиентов.
В целом ЦБ планомерно остужает рынки потребительского кредитования, ипотеки и теперь автокредитования. Но реализуемые меры, на мой взгляд, – излишние, потому что автокредитование выросло по нескольким объективным причинам. А меры, которые сейчас реализуются, негативно скажутся на отрасли в целом.
Причины – следующие. Первая – это восстановление объемов продаж новых автомобилей. Мы все этого очень ждали. И вот оно случилось: в октябре – лучшие продажи за последние 3,5 года. В целом же прогноз рынка на 2024 год составляет 1,6 млн легковых машин. При этом в 2008 году их продажи были на уровне 2,6 млн единиц, а в 2012 – 2013 гг. они составляли 2,5 – 2,7 млн автомобилей. И последние 10 лет мы говорили о формировании отложенного спроса, фиксировали рост срока владения автомобилем, то есть парк старел. Вторая причина – рост цен. Сначала из-за валютного курса, потом из-за удлинения логистического пути, теперь из-за утилизационного сбора. Третья причина – сепарация банками клиентов, которые ранее брали кэш, чтобы купить автомобили в так называемые постзалоговые кредиты.
В целом все логично и понятно. Непонятно, почему к отрасли, которая начала возвращаться к хорошим продажам и «дышать полной грудью», решили применить ограничения. Если говорить о компенсации дилерами выпадающих доходов, то, по моему мнению, они будут оптимизировать складские остатки, опять оптимизировать расходы на ведение бизнеса, которые, кажется, уже оптимизированы до нельзя. Остается надеяться, что такая ситуация ненадолго.
Ранее я уже объяснил, что повышение ключевой ставки – это сложная ситуация для отрасли, но ее можно было бы терпеть. Однако сегодня реализуется комплекс ограничительных мер, результат которых в совокупности уже достаточно критичен и не только для брендов и дилеров. Нужно понимать, что банки тоже содержат инфраструктуру, которая рассчитана на определенный объем бизнеса, и его резкое сокращение заставит многих пересмотреть свои планы.
По мои прогнозам, мы уже в зоне заградительных ставок. Вероятно, мы «посидим» в них какое-то время, чтобы регулятор убедился в том, что ситуация взята под контроль. Ожидаю, что с середины 2025 года ключевая ставка начнет снижаться, но этот процесс не будет быстрым.
Андрей Игнатенко, директор департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон»:
– В текущем году автокредитование показывает рост быстрее всех остальных сегментов розничного кредитования банков. Общий рост числа выданных автокредитов и их объемов вырастет по итогам 2024 года более чем на 60%. Инфляционные ожидания роста цен на автомобили совместно с предлагаемыми условиями автопроизводителей способствовали динамичному развитию автокредитования, но в настоящий момент наблюдается медленное охлаждение клиентского спроса, как следствие методичного повышения процентных ставок.
В новых автомобилях доля кредитования держится на протяжении всего года на стабильно высоком уровне, однако в октябре – ноябре мы наблюдаем признаки снижения после сентябрьского спроса, подогретого ростом утилизационного сбора с 1 октября. Вопрос кумулятивной маржинальности очень сильно зависит от марки и стратегии дилера. Многие уже существующие инструменты финансирования клиентов применяются в основном как инструмент продаж и стимуляции клиентской активности без особого эффекта на итоговою доходность. В любом случае повышение стоимости заемных денег всегда отрицательно сказывается на итоговой доходности дилерских предприятий.
Высокая ключевая ставка ухудшает рентабельность дилерского бизнеса до нулевых значений. Рентабельность на автомобилях из Китая и без высокой ставки крайне низкая. В ближайшие несколько месяцев, если ставка не снизится, мы увидим примеры банкротств на авторынке по группам с высокой степенью закредитованности. Причиной удержания бизнеса «на плаву» будет размер выручки, который тесно связан с объемом продаваемых машин. Эти объемы сегодня под угрозой.
Динамика развития ключевой ставки будет во многом зависеть от показателей инфляции в среднесрочной перспективе. Многие сходятся во мнении, что в декабре мы увидим очередной рост на 1 – 2%, то есть имеем реальные шансы завершить год на уровне 22 – 23%.
Вероятное охлаждение наступит со второй половины 2025 года, но процесс снижения ключевой ставки будет медленным. По мере ее снижения мы будем наблюдать и снижение ставок в клиентском предложении и, как следствие, новый виток развития автокредитования в России.
Игорь Чикин, исполнительный директор РОАД:
– Повышение ключевой ставки в последнее время, действительно, серьезно отражается на дилерском бизнесе. Рост продаж новых автомобилей во многом был обусловлен долей автокредитования, а также программами льготного субсидирования кредитной ставки от государства. Сейчас темпы автокредитования снижаются, а некоторые банки уже объявили о закрытии программ автокредитов.
Понятно, что рост ключевой ставки повлиял на стоимость кредитов не только для покупателей, но и для самого бизнеса. В авторитейле высокая закредитованность, поэтому такие сложные периоды в экономике, в первую очередь, приведут к потере доходности, сокращению персонала и банкротству предприятий.
По нашей оценке, в 2025 году продолжится рост цен на автомобили. Мы ожидаем подорожание примерно на 15 – 20%. При этом, помимо роста ключевой ставки на рост будут влиять повышение утильсбора, ослабление курса рубля, тем самым вызывая снижение покупательской активности. Мы планируем в ближайшее время обсудить с дилерским сообществом эту ситуацию и дальнейшие шаги, в том числе обращения в правительство за поддержкой.