На государственных тендерах резко увеличился объем закупок автомобилей бренда LADA. За год продажи в денежном выражении выросли в 3,2 раза. В частности, крупный тендер обеспечил «Ростелеком», сообщает издание «РБК» со ссылкой на сервис «Контур. Закупки».
Всего за 10 месяцев 2024 года госкомпании (по федеральному закону №223) приобрели автомобилей бренда LADA на сумму 2,63 млрд рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 813 млн рублей. Один лишь «Ростелеком» приобрел автомобилей на 1,03 млрд рублей. В «Ростелекоме» уточнили, что корпоративный парк компании начитывает более 1,66 тыс. единиц автомобилей АВТОВАЗа, а общий пробег превышает 30 млн км.
При этом количество тендеров по закупке машин LADA (по ФЗ №223) выросло только на 16% в годовом выражении – с 370 до 429. На основании федерального закона №44 (определяет правила закупок всего госсектора) заказы на LADA выросли в январе – октябре на 23%, с 447 закупок в прошлом году до 550 в этом.
Несмотря на рост, доля российских марок в общем числе государственных закупок остается крайне низкой. Общая доля закупок в денежном выражении отечественных моделей (LADA, ГАЗ, УАЗ и «Москвич») относительно закупок всех автомобилей выросла с 9,4% в прошлом году до 10,5% в этом. По данным системы «Тендерплан» (подсчитывал госзакупки всех рекомендованных Минпромторгом российских марок), рост составил 6 п.п. (с 14,3% до 20,3%) или 20,3 млрд рублей.
При этом по сумме закупок в 2024 году лидирует ГАЗ. С января было проведено 367 госзакупок на общую сумму 2,53 млрд рублей (по ФЗ №44). На основании процедур ФЗ №223 Горьковский автозавод также лидирует среди отечественных брендов и по сумме, и по доле в общих госзакупках машин.
Исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов считает, что основная причина низкой доли в госзакупках отечественных автомобилей – это отсутствие предложения или очень малые объемы в отдельных сегментах. Например, у АВТОВАЗа есть сегмент B, а для ряда компаний необходимы сегменты С и D, которых у автозавода пока нет. «Российские автомобили не закрывают все потребности рынка и закупок», – поясняет Удалов.