В первой половине октября на АВТОВАЗе стартовало производство бизнес-седана LADA Aura. В церемонии запуска серийной сборки, помимо главы предприятия Максима Соколова и губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева, по видеосвязи принял участие Президент РФ Владимир Путин. Известно, что в продаже автомобиль появится уже в ноябре. Мы решили выяснить у автоэкспертов, каковы перспективы LADA Aura на российском рынке.
ДЛИННЕЕ, ПРОСТОРНЕЕ И БОГАЧЕ
«Аура» длиннее «Весты» на 250 мм, на базе которой она и была спроектирована. Расстояние от передних кресел до заднего сиденья у LADA Aura составляет 1060 мм и является лучшим в классе показателем пространства для пассажиров. Также седан имеет широкий и высокий проем задней двери, обеспечивая удобство посадки и высадки.
Под капотом LADA Aura находится двигатель объемом 1,8 литра мощностью 122 л.с., который работает в сочетании с автоматической трансмиссией. В топовых комплектациях салон бизнес-седана отделан натуральной кожей черного или серого цвета на выбор. Стартовая цена новинки 2,6 млн рублей.
КТО КУПИТ LADA AURA?
Производитель позиционирует LADA Aura как автомобиль для бизнес-сектора. К ним относятся такси бизнес-класса, корпоративные парки, а также служебные автопарки муниципальных, региональных и федеральных органов власти. Например, машины из предсерийной партии уже эксплуатируются в Министерстве финансов РФ, у отдельных сенаторов и губернаторов, в правительстве Самарской области. Кроме того, планируется, что на LADA Aura пересядут 17 представителей думских комитетов. Машины должны поступить в Госдуму до конца этого года, говорил глава нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
Шеф-редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто подтверждает, что главным заказчиком LADA Aura станут представители госорганов разного уровня, а также госпредприятия, для которых по закону можно приобретать лишь автомобили отечественной сборки. А среди седанов к таковым можно отнести лишь Aura и «Москвич 6». Есть еще Aurus за 40 млн рублей, но это удел высших начальников, считает автоэксперт.
«Наверное, будет определенный интерес среди таксопарков городов-миллиоников. Особенно если региональные власти примут законы о переходе на отечественные автомобили. Будут, конечно, и частные покупатели-оригиналы, но число таких, думаю, будет небольшим. А поскольку большинство покупателей будут приобретать автомобили за бюджетные деньги – высокая цена никого не испугает. Покупают же Aurus!», – комментирует Игорь Моржаретто.
Руководитель пресс-службы ГК EXPOCAR Александр Ковалев считает, что основными потребителями LADA Aura при заявленной цене в 2,6 млн рублей могут стать покупатели, которые рассматривают доступные седаны китайских брендов, такие как Geely Emgrand. «Это в первую очередь клиенты со средним уровнем дохода, для которых важны доступность сервиса, стоимость запасных частей и надежность автомобиля. За счет этих факторов LADA Aura имеет шансы привлечь такую аудиторию, особенно если сможет предложить конкурентные условия обслуживания», – комментирует Александр Ковалев.
При этом автоэксперт считает, что цена отечественного автомобиля в 2,6 млн рублей не отпугнет потенциальных покупателей, так как ожидаемое повышение утилизационного сбора в 2025 году приведет к удорожанию в первую очередь импортируемых автомобилей. А это сделает LADA Aura более конкурентоспособной по цене.
ЧТО ИЗВЕСТНО О ГЛАВНЫХ КОНКУРЕНТАХ?
Что касается конкурентов LADA Aura, то Игорь Моржаретто таких на российском рынке не видит, по крайней мере, после повышения утилизационного сбора. А вот Алекандр Ковалев считает, что российский бизнес-седан все же поборется за место под солнцем с китайскими моделями. Такими, как Geely Emgrand, Kaiyi E5, FAW Bestune B70, Changan Lamore, Chery Arrizo 8 в базовой комплектации и Changan UNI-V.
«Китайские производители делают акцент на более богатом оснащении, однако преимуществом российской новинки являются проверенный атмосферный двигатель объемом 1,8 литра и сравнительно доступные запчасти, что снижает стоимость владения в долгосрочной перспективе, а также развитую дилерскую сеть LADA», – отмечает Ковалев.
БРАТЬ БУДУТ? И СКОЛЬКО?
Еще до начала серийного производства бизнес-седана, на АВТОВАЗе заявляли, что до конца года будет произведено до 3 тысяч таких автомобилей, включая машины более упрощенной комплектации для такси.
Игорь Моржаретто допускает, что уже в этом году продажи составят 1 – 2 тысячи штук, а в следующем – около 5 тысяч. «В масштабах завода это невеликие цифры (1% от всего выпуска!), но, во-первых, это имиджевый проект, а во-вторых, если ниша освобождается – почему бы ее не занять?», – делится мнением автоэксперт.
Александр Ковалев отмечает, что прогнозируемый объем продаж LADA Aura, скорее всего, не будет на уровне массовых моделей, таких как Granta или Vesta, в силу ее более высокой цены. Однако объем продаж может существенно зависеть от интереса со стороны государственных структур и корпоративных клиентов. «Потенциальные продажи могут составлять 3 тысячи автомобилей в месяц, но это будет зависеть от рыночной ситуации и уровня спроса в корпоративном секторе», – говорит Ковалев.
AURA – НОВЫЙ СУББРЕНД LADA?
Президент АВТОВАЗа Максим Соколов упоминал о том, что модель LADA Aura могут вывести в перспективе в отдельный суббренд. Игорь Моржаретто допускает такую возможность, но при условии, что появится надежный партнер из некой восточной страны, который поможет с созданием новых моделей бизнес-класса.
«К сожалению, собственными силами АВТОВАЗ сегодня создать новые модели более высоких классов, чем В+, не может: нет платформы, нет моторов. Собственно, вся история с созданием модели Aura – тому доказательство», – считает автожурналист.
С ним солидарен и Александр Ковалев: «Такие шаги требуют значительных продаж и стабильного спроса. У Geely, например, попытка сделать бренд Emgrand самостоятельным оказалась провальной. Поэтому здесь многое будет зависеть от того, как рынок примет LADA Aura».
БУДЕТ ЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ «АУРА»?
Генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов говорил о том, что на АВТОВАЗе уже начались испытания электрической версии LADA Aura, а президент АВТОВАЗа Максим Соколов уже успел на ней поездить. Но станет ли эта история массовой?
Игорь Моржаретто допускает такую мысль, но перспективы электрической LADA Aura довольно туманны. Александр Ковалев предполагает, что электрическая версия LADA Aura может стать реальностью в ближайшие годы, так как в России активно развиваются технологии производства тяговых батарей и электродвигателей. «Однако этот процесс требует значительных инвестиций и инфраструктурных решений. Если проект получит необходимую поддержку со стороны государства и отрасли, электрическая версия LADA Aura может появиться на рынке как часть общей программы развития отечественного электротранспорта», – комментирует Ковалев.
ПОЙДЕТ ЛИ AURA НА ЭКСПОРТ?
Сейчас сложно говорить о выходе LADA Aura на зарубежные рынки, так как сначала модель должна утвердиться на российском рынке, резюмирует Александр Ковалев. Впрочем, по его мнению, при успешных продажах и наличии соответствующего спроса экспорт «Ауры» возможен. «Такое событие будет иметь сильный имиджевый эффект не только для LADA, но и для всей отечественной автопромышленности», – добавляет он.