Проектировать гибриды непросто. Когда сочетаются более двух «моторов» – особенно. Проект CarX именно таков. Зародился как инновационный и яркий конкурс проектов автоматизации – октябрьская цифровая IT-революция. Усилился конференцией, похожей на внутриотраслевую сверку часов – свое видение прошедшего и предстоящего годов привыкли готовить к октябрю эксперты от автопроизводства, дистрибуции, продаж, маркетинга, финансов, постпродажного сервиса. И вот образ отрасли стал еще объемнее за счет прямой презентации автомобилей и решений.
CarX сегодня – перемножение цифрового, аналитического и практического форматов. Мощный гибрид, дополненный еще и экспертизой в коммерческом транспорте. Изучить всю схему устройства CarX непросто, но основные узлы – просмотрим.
Революционные идеи и конкурсные решения
Инновации в эпоху развитого маркетинга – штука загадочная. Стартаперы – почти стендаперы: умеют красиво рассказывать! Цифры по окупаемости и доводы по эффективности у каждого хороши. За пять минут отведенного конкурсантам времени зал успевает влюбиться и пообещать жениться… то есть купить и внедрить. Но вот что удивительно: много лет последующее голосование показывает, что аудитория верна одному избраннику. Имя ему – CarCraft.
А еще год за годом после конкурса в разных обсуждениях говорят: участники прежние, но стало их меньше, а было время с густой порослью идей и «зеленым» полем инвестиций… Но эти вздохи не мешают год спустя опять следить за конкурсом и обсуждать представленные идеи.
Так что же дает конкурс, почему он сохраняет актуальность? Наверное, у каждого свой ответ. Вот мой, журналистский: интересно наблюдать, как время и условия бизнеса смещают само поле инноваций, которое следует за потребностями реального бизнеса (а иногда опережает их).
В 2024 году конкурсные решения снова отразили актуальный запрос бизнеса, приоритетно – дилерского: располагать таким объемом и ассортиментом предложения, чтобы продолжать развитие, при этом управляя своим стоком осознанно и проактивно. Этой цели революционера помогали финансовым обеспечением, улучшенной коммуникацией с клиентом и каналами пополнения стока.
Гаджи Курбанов был приглашен на сцену перед началом IT-революции, как тоже своего рода знаменосец революции: человек-мотор, создатель проекта «Хараба», обративший анархию перекупов в упорядоченный и способный к росту сегмент современного цифрового рынка с высокой прозрачностью и эффективностью. Сами решайте, революция это или эволюция…
Гаджи так пояснил во вступительном слове: «Хараба» началась как проект для частных лиц – перекупов – и быстро расширилась, включила в орбиту байеров официальных дилеров. А затем и сама вышла на новый уровень, стала большим бизнесом. Все это в значительной мере благодаря IT-революции как стартовой площадке. Оттуда проект взлетел, двигаясь, как сказал Гаджи, по траектории «экологичной» конкуренции. Именно такая мотивирует отрасль к развитию, а не разрушает.
Главным революционером снова стал – нет смысла держать интригу – CarCraft. Интересную оценку очередной победе этой команды дал в своем телеграмм-канале Александр Усольцев: «Они пока сохраняют смелость внедрять на рынок нетрадиционные продукты».
CarCraft на сей раз показал продукт «Мультифакторинг» – прямое отражение тезиса: «Время – деньги». Новинка заработала всего-то за неделю (!) до выступления; но уже пробно подключены банки и дилеры; в первый день участники «профакторили» на 136 млн за 60 минут, хотя обычно такой процесс занимал никак не менее суток. Сейчас готовятся к подключению пять факторинговых компаний; 20 дилерских групп уже в деле.
«Мультифакторинг» работает для новых и подержанных автомобилей; все взаимодействие – в одном окне онлайн, хотя на платформе много типов факторинга.
Кратко – о других конкурсантах
UDP Auto: участвуют уже 15 лет в проектах по автоматизации, в 2024 году представили кейс по росту конверсии – онлайн-платформу One Deal. Особенности: большое число настраиваемых виджетов – входов в сделку; возможность для сотрудников работать омниканально и в одном окне; сбор воедино трафика и его суммирование; возможность upsale через подбор дополнительных и ценных клиенту услуг и продуктов. Проект сейчас в процессе тестирования возможностей использования искуственного интеллекта (ИИ) при оценке интересов конкретного пользователя, создании для него персонализированного помощника и глубокой аналитике данных.
«Баланс Платформа» показала два решения. Это расширение давно работающей платформы для банков, лизинговых и страховых компаний за счет лицензии финансового маркетплейса и подключения команды «Росбанк Авто» с полным доступом к работе с персональными данными. А значит – можно убрать со стола все бумаги и работать в онлайн от момента подачи клиентом заявки на покупку и/или кредит: сразу «подтянутся» данные из Госуслуг, вручную клиенту дополнить немногое – адрес, данные о доходе и семье.
Готовая заявка уйдет в банки, и фактически сразу клиент получит решения для визита к дилеру с обеспечением по финансам. Но процесс не прервется: дилер со своей стороны дозаполнит «смету», отправит в банк и получит документы по кредиту и ссылку на электронное подписание.
Второе решение для конкурса – платформа-агрегатор в тематике лизинга для клиента; процесс от заявки – через сбор возможных вариантов от лизинговых компаний – до работы с дилером по выбранному. Снова – цифровое решение одного окна по взаимодействию, загрузке данных, оформлению.
FastAuto – еще одно единое окно, теперь для дилера и дополненное системой обработки данных. Суть – не распылять внимание сотрудника, не вынуждать его к многозадачности и «расфокусировке». Убрать рутину и позволить сотруднику решать его главную задачу человека – живое взаимодействие с клиентом.
В решении уже используется ИИ, но пока ограниченно; в следующем поколении продукта ожидается больше возможностей для ускоренного заполнения данных и отработки иных рутинных процессов.
Конкурсант «Система» показал «Платформу 8»… и это, наконец, было не про финансы. Решение для прямого и регулярного взаимодействия «дилер – клиент». «Система» в бизнесе с 2015 года; начинала с охранных комплексов и поставки оборудования. Это решение – мобильное приложение, куда, по словам революционеров, водитель будет заходить регулярно. Так и хочется сказать – за газетой «Искра»… и это верно – за дистанционным запуском мотора и иными горячими возможностями коммуникации с дилером и автомобилем: открыть и закрыть машину, дистанционно прогреть, получить поддержку и консультацию 24/7.
«Оптиматика» – одно из решений, в потенциале способных дать большой рост в будущем. Попытка построить свою среду общения, менеджмента и контроля для службы маркетинга. Есть же обязательная как воздух 1С у бухгалтера или CRM у продавца!
У маркетолога нет своего «единого окна», а пора его прорубить – вон, в Европе и США такие имеются. Эффективны такие решения в командах от пяти маркетологов в штате, что реально для банков, маркетплейсов, платформ е-коммерции. Позволяют управлять гипотезами; хранить материалы; планировать бюджеты, сотрудничать с подрядчиками без срывов; управлять командой и оцифровывать интеграцию с финансовыми, HR и иными системами.
«Три Точки» разработали и показали Tes.Store, еще одно мобильное приложение для автовладельца и его дилера. Особенность в том, что создал это приложение разработчик в проекте ЭРА ГЛОНАСС, и потому данные от электронных систем автомобиля он может получать с оборудования, установленного еще на сборочной линии автозавода. На их базе и строится экосистема для дилера, позволяющая быть в контакте с клиентом после продажи; функционал весьма широк, от дистанционного запуска – до оплаты штрафов, запуска двигателя, оплаты платных дорог и парковок.
Yokozuna – проект, стоящий особняком от прочих, пожалуй: приложение для покупки автомобилей с аукционов в Японии. Позволяет покупать под запрос клиента на частное лицо или для пополнения стока юрлица партиями. Обещаны честный утильсбор и небольшая комиссия. Сила его – в широчайшем ассортименте на аукционах Японии и привлечении ИИ к переводу всех полей оценочных листов и пояснений. Заказ и торг на аукционах осуществляется также в приложении; а с 2025 года к услугам добавится коммуникация с банками и страховыми компаниями. Уже сейчас есть трекинг доставки, генератор документации таможни и оплата; подключены брокеры.
«Авто-Забота» – еще один «революционный» продукт для управления коммуникацией с клиентом, удержания и активизации базы контактов. Нацелен на повышение доверия клиента к своему дилеру через регулярное общение и информирование о том, что действительно интересно конкретному клиенту. Слоган – «Готовая цифровая система дилерского центра». Был приведен кейс по конкретному дилеру «Альянс-Авто» в Чебоксарах: его приложение оформляет ОСАГО и запись на сервис онлайн, вызывает помощь на дорогах, помогает с курьер-сервисом, принимает заявки на услуги, отслеживает работы по автомобилю, согласует расширения в ремонте, оформляет подменный автомобиль, вызывает такси до дома… Немало помощи, согласитесь.
«Папатайм» – финальный проект, который был, пожалуй, самым стендаповым по презентации. Сам создатель и постоянный генератор идей говорил об опыте успехов и ошибок; рассказывал, как пришел к необходимости вести глубокий управленческий учет и автоматизировать его с большим числом удобных срезов данных. Сочувствовал тем, кто все еще «живет спокойно», ничего не зная о реальной ситуации в бизнесе. Так что, если хотите испортить себе сон – внедряйте. Узнаете много нового. И это будет остро актуально в год перемен налоговой системы.
Следующая IT-революция состоится в 2025 году. Скорее всего, она будет еще «революционнее». А для тех, кто сейчас ее пропустил, организаторы предоставили возможность просмотра форума «CarX – 2024» (в том числе и концеренции «АВТОСТАТ Оперативка») по видеозаписи, которая доступна тут: carx.ru.
По традиции следующий год откроется масштабным форумом автобизнеса «ForAuto – 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», который состоится 13 февраля. Кроме него, агентство «АВТОСТАТ» в 2025 году проведет еще несколько своих мероприятий, с которыми вы можете ознакомиться здесь.
Оксана Демченко