Снижение импортируемых легковых автомобилей с 2025 года прогнозируют российские власти. Это следует из сопроводительных материалов к проекту федерального бюджета, которые изучил РБК.
Из материалов следует, что импорт легковых автомобилей в 2025 году составит 1,085 млн единиц (из них новых – 733,5 тыс., остальные – машины старше 3 лет), в 2026 году – 916 тысяч (в т.ч. 633,2 тыс. новых), в 2027-м – 776 тысяч (в т.ч. 547,4 тыс. новых).
РБК подсчитал, что средний размер утильсбора на импортируемые легковые автомобили в 2025 году составит 602 тысячи рублей c одной машины, в 2026-м – 716 тысяч, в 2027-м – 798 тысяч. Всего же в следующем году от поставляемых в страну легковых автомобилей бюджет выручит 653,5 млрд рублей, в 2026-м – 656,4 млрд, в 2027-м – 619,5 млрд.
По данным агентства «АВТОСТАТ», в 2023 году в нашу страну было ввезено 1,09 млн легковых автомобилей. Из них 707 тысяч – новых машин и 387 тысяч – с пробегом. По прогнозам экспертов агентства, в этом году объем импорта по новым автомобилям будет больше, чем в прошлом. Так, с января по август 2024 года в Россию было импортировано уже 578,8 тыс. новых легковых машин. Это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в августе объем импорта составил 89 тысяч единиц, став рекордным за последние 12 лет.
«Мы ожидаем, что в сентябре этот показатель будет еще выше, поскольку импортеры старались ввезти как можно больше машин до 1 октября из-за вступления в силу новой шкалы утильсбора», – считает руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.
Сокращение импорта в 2025 году может быть связано с наращиванием объемов автотехники российского производства и повышением ставок утилизационного сбора. В сентябре кабинет министров утвердил долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для автотехники и спецтехники. С 1 октября сбор был проиндексирован в среднем на 70 – 85%. В дальнейшем ставка будет индексироваться на 10 – 20% с 1 января каждого последующего года.
В пресс-службе Минпромторга напомнили об утвержденной стратегии развития автопромышленности до 2035 года. Она предусматривает поэтапное наращивание объемов выпуска транспортных средств российскими производителями и увеличение доли отечественных автомобилей на внутреннем рынке. «Сокращение импорта в ближайшие годы ожидается в том числе за счет расширения предложения со стороны отечественных производителей», – считают в Минпромторге. Целевым показателем стратегии на текущий год является выпуск 660 тысяч легковых автомобилей, «однако с учетом текущей динамики рассчитываем, что эта планка будет превышена», заключили в министерстве.