Центробанк ужесточил условия выдачи автокредитов, из-за чего они могут стать дороже и менее доступными для ряда заемщиков. Как это скажется на динамике автокредитования и автомобильного рынка в целом? С этим вопросом мы обратились к ведущим банкам.
Алексей Бочарников, начальник управления «Автокредитование» ВТБ:
– Новые меры регулятора устанавливают для банков надбавки к коэффициентам риска при выдаче кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой. В частности, тем, у кого на платежи уходит более 50% дохода. Эти изменения вызваны обеспокоенностью ЦБ повышенными темпами роста рынка автокредитования. По оценке ВТБ, в первом полугодии продажи автокредитов в России приблизились к 1,2 трлн рублей, что почти вдвое превышает прошлогодний результат. По расчетам регулятора, введение надбавок снизит долю рискованных кредитов и повысит устойчивость банковского сектора.
Изменения едины для всех сегментов рынка и предполагают для банков выбор: сохранить уровень одобрения, но увеличить процентные ставки для компенсации повышенного потребления капитала или минимизировать рост ставок за счет снижения уровня одобрения. При этом нужно понимать, что прежде всего новые меры коснутся высокозакредитованных заемщиков, а для клиентов с низким уровнем риска участники рынка будут стремиться сохранить доступность автокредитов.
Конечно, ужесточение риск-политики ЦБ скажется на динамике выдач. Но значимого влияния на среднюю сумму кредита, по нашему мнению, они не окажут. Традиционно клиентам требуются деньги под конкретный автомобиль, а стоимость машин продолжает расти. В то же время мы не исключаем, что игроки рынка будут стремиться удлинять сроки кредитования, чтобы тем самым снизить ежемесячный платеж и долговую нагрузку на заемщиков.
Несмотря на «охлаждение» спроса во втором полугодии, в целом по итогам года продажи могут достичь максимальных 2,4 трлн рублей (в 2023 году – 1,5 трлн). Рекордный результат рынку обеспечит повышенный спрос россиян в первые шесть месяцев. Среди его драйверов – наполнение авторынка новыми брендами, развитие субсидированных программ производителей, господдержка и сместившийся спрос физлиц с необеспеченных на залоговые продукты.
Виталий Костюкевич, директор департамент розничных продуктов «Абсолют Банка»:
– Введение надбавок к коэффициентам риска связано с увеличением долговой нагрузки и высоким уровнем закредитованности граждан. Чтобы кредиторы более взвешено подходили к оценке риска и не допускали ситуаций, когда заемщик 70 – 80% от своих доходов направляет на обслуживание кредитных обязательств. Поэтому по кредитам, выданным заемщикам с долговой нагрузкой более 50% (то есть более половины своего дохода заемщик направляет на обслуживание кредитных обязательств), банк обязан создавать повышенные резервы, а это значит, что у банка отвлекаются ресурсы, и он теряет прибыль. В таком случае есть два пути: либо отклонять заявки от клиентов с высокой кредитной нагрузкой, либо повышать ставку, чтобы компенсировать расходы на резервы. Мы считаем, что большинство банков выберут первый вариант, так как он наиболее рационален и взвешен. Поэтому может увеличиться вилка заявленных ставок, но выдачи по максимальным ставкам будут минимальные. Как следствие, количество выданных кредитов и объем могут сократиться.
По премиальным автомобилям сокращение будет минимальным, так как данную категорию автомобилей покупают люди с более высокими доходами и без привлечения либо с минимальным привлечением заемных средств. Коснется, прежде всего, недорогих авто подержанных и новых, которые приобретают покупатели с доходом ниже среднего уровня, а также среднего.
Повышение ключевой ставки достаточно чувствительно для авторынка: и без того высокие ставки станут еще выше. При этом суммы кредитов значительные, а потому и переплата по кредиту получается большая. Кроме того, из-за роста ставок автоматически увеличится требование к доходу заемщика, а значит, для некоторых потенциальных покупателей кредит станет недоступен. Но необходимо учитывать, что активно развиваются программы с субсидированием ставки китайскими автопроизводителями. Это может оказать серьезную поддержку рынку.
Екатерина Мельникова, руководитель дирекции развития автокредитования Банка «Уралсиб»:
– С 1 июля 2024 года Банк России ввел надбавки к коэффициентам риска по автокредитам, чтобы ограничить долговую нагрузку граждан и повысить устойчивость банков в случае роста потерь. Эти меры могут привести к ужесточению требований банков к заемщикам, увеличению первоначального взноса и сокращению сроков кредитования.
Какое влияние это окажет на заемщиков? На мой взгляд, требования банков к заемщикам станут жестче, что может снизить количество одобренных заявок и средний размер автокредитов, а первоначальные взносы и сроки кредитования могут увеличиться.
Что касается влияния на ставки и рынок, ставки по автокредитам могут вырасти на несколько процентных пунктов, увеличив общую полную стоимость кредита, а доля автокредитования на рынке может сократиться, особенно если вырастет ключевая ставка.
В различии по сегментам я бы отметила следующее. Условия для новых автомобилей и премиальных марок могут быть менее жесткими по сравнению с подержанными и массовыми автомобилями из-за разной степени риска. Здесь банки могут предъявлять более высокие требования к заемщикам, покупающим подержанные автомобили, поскольку они считаются более рискованными.
Все эти изменения направлены, безусловно, на поддержание стабильности банковского сектора и ограничение рисков чрезмерной долговой нагрузки заемщиков. Скажутся они позитивно или негативно на объеме выдачи автокредитов и общем состоянии российского авторынка – прогнозировать не буду.
Алексей Бессонов, начальник управления продуктовой политики «Росбанк Авто»:
– Надбавки к коэффициентам риска влияют на стоимость и объемы активов. В целом по данным ЦБ РФ в первом квартале этого года на долю автокредитов с ПДН 50%+ пришлось более 60%. Для сохранения объемов продаж банки вынуждены увеличивать свои расходы в этом сегменте и, как следствие, повышать стоимость автокредитов. «Росбанк Авто» в зависимости от категории заемщиков помимо роста ставок предлагает альтернативные способы управления долговой нагрузкой, как например, пересмотр срока кредита, уменьшение ежемесячного платежа, подтверждение дохода Заемщика в полном объеме и т.д.
На новые автомобили распространяются партнерские программы, которые банки реализуют совместно с автомобильными брендами. Поэтому условия кредитования могут быть выгоднее, чем на сегмент авто с пробегом. Что касается массовых или премиальных брендов, то массовых это коснется чуть больше, так как среди заемщиков этого сегмента больше тех, у кого ПДН 50% и более.
Сейчас сложно с высокой точностью предсказать, насколько повлияют на ставки по автокредитам регуляторные изменения, вступившие в силу с 1 июля. Помимо изменений, связанных с ПДН, в текущий момент рынок переживает эффект роста стоимости фондирования, повышение процентных ставок, а также ограничение лимитов ПСК. Мы отмечаем, что рост процентных ставок уже произошел, и есть прогнозы на продолжение этого тренда в третьем квартале по причинам, описанным выше. Спрос на покупку автомобилей не уменьшается, автокредит по-прежнему остается самым востребованным инструментом покупки машины. Мы ожидаем, что в начале третьего квартала возможно небольшое снижение доли автокредитов, но рынок в целом постепенно приспособится к регуляторным изменениям.