Разрешенный в 2022 году механизм параллельного импорта сохранил для жителей РФ возможность покупать автомобили ушедших европейских брендов, к которым многие успели привыкнуть. Однако каждый такой покупатель самостоятельно оценивает потенциальные риски, связанные с обслуживанием и ремонтом этих машин.
Специалисты агентства «АВТОСТАТ» и портала «За рулем» решили выяснить у автовладельцев, насколько подобные опасения могут удержать от покупки «европейца». С этой целью в конце мая – начале июня 2024 года был проведен онлайн-опрос, всем участникам которого предлагалось ответить на вопрос: «Рискованно ли покупать по параллельному импорту европейскую модель, которая у нас официально не продается и не обслуживается?». Оказалось, что 61,8% респондентов к такой покупке готовы, а 38,2% ответили отрицательно.
Более детальный анализ ответов показал, что мотивы для готовности купить такой автомобиль или отказаться от него у россиян разные. Так, 37,5% не видят рисков с сервисом для «европейца», поэтому готовы купить его. Они уверены, что всегда найдут, как и где обслужить машину.
Примерно каждый пятый (21,4%) тоже согласен на покупку с одной важной оговоркой: «Куплю только тогда, когда европейские марки вернутся на рынок». Еще 2,9% просто уверены, что, купив новый автомобиль, они почти ничем не рискуют, потому что автомобиль будет новый, а значит, риск поломки минимален. «Три года поезжу и продам, – заявила эта категория респондентов. – И тогда поиск запчастей и сервисные проблемы станут головной болью уже следующего владельца».
Среди ответивших отрицательно тоже звучали разные мотивы для отказа. Связываться с привезенным неофициально «европейцем» 21% опрошенных не станут из осторожности – они предпочтут купить китайский автомобиль или LADA, потому что «там официально». А вот 17,2% участников опроса продолжат и дальше ездить на своих старых машинах, но рисковать, ввязываясь в параллельный импорт, ни за что не станут.
Ситуацию комментирует Сергей Зиновьев, эксперт «За рулем»:
– Проблема запчастей и качественного сервиса существует и по некоторым китайским маркам, работающим у нас официально. Хотя они менее ярко выражены, чем для «европейцев».
Многое зависит от условий покупки. Серьезные дилеры обычно дают двухлетнюю гарантию на «параллельный импорт». Тем самым подтверждают, что обслужат и починят проданную ими модель.
То есть нужные компоненты – вопрос решаемый. Их доставка может непредсказуемо затянуться, но это, пожалуй, единственное противопоказание к покупке «параллельного европейца».