Доходы казны от утилизационного сбора автомобилей в минувшем году составили 1,1 трлн рублей. В этой сумме 669 млрд рублей приходится на ввозимые транспортные средства, 417 млрд рублей – на те, что производятся в России. Об этом сообщили «Известия», ссылаясь на информацию пресс-службы Минфина. Также чиновники Министерства финансов подтвердили, что за 2023 год поступления в бюджет по этой статье составили всего 659 млрд рублей.
Причиной такого огромного роста доходов стало не только октябрьское повышение базовых ставок по утильсбору (на 70 – 85%). Эксперты считают, что здесь повлияли и апрельские решения Правительства РФ, когда при расчете утильсбора добавились еще три обязательных платежа – таможенная пошлина, НДС и акциз. Кроме того, в 2024 году вырос импорт транспортных средств в Россию: по данным агентства «АВТОСТАТ», было ввезено 1 млн 017,1 тыс. новых автотранспортных средств (+23% к 2023 году). Причем все сегменты, кроме грузовых автомобилей, продемонстрировали положительную динамику импорта.
Опять же, в 2024 году были пресечены некоторые обходные механизмы, ранее позволявшие платить меньше при ввозе автомобилей. Еще одна причина «сверхдоходов» бюджета по данной статье – рост автопроизводства внутри страны (напомним, утильсбор взимается не только с импортированных машин, но и с тех, что собраны на территории России). По данным агентства «АВТОСТАТ», за минувший год собрано 1 млн 073,6 тыс. единиц автомобильной техники (+33% к 2023-му).
Что будет в 2025 году? Во-первых, утильсбор на автомобили уже увеличился на 20%. К тому же с 1 января перестали действовать льготы по его уплате на гибридные автомобили и электрокары. Все это вместе взятое, по прогнозу Минфина, может «дорастить» доходы в казну по данному направлению в 2025 году до 2 трлн рублей.
Однако, не будем забывать, что в конечном итоге утильсбор значительно увеличивает цену продаваемых автомобилей. Поэтому уже сегодня эксперты говорят о том, что рынок новых машин в наступившем году ожидает заметное падение. «По базовому сценарию это может составить до 10%, то есть примерно 1,42 – 1,43 млн автомобилей, а по пессимистичному спад может достичь 20%, то есть уровня около 1,25 – 1,26 млн машин. По оптимистичному сценарию вероятно сохранение уровня, близкого к результату 2024 года», – такой прогноз на 2025 году озвучили в агентстве «АВТОСТАТ».