Субъективно – первый раз тема электро-автономного ИИ будущего прозвучала без пафоса и некоего лихого наскока, столько свойственного прогнозам без цифр. Их суть с древнейших времен подобна черепахе плоского мира, опирающейся на мощные лапы визуализации через эмоции и образы.
В этот раз Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта «Сколково», показал будущее через прошлое таким, каким его рисовали в начале и середине прошлого века на картинах, открытках, плакатах.
Захватывающее зрелище! Очень далекое от сбывшейся реальности – как известно, смартфона никто не предсказывал… Зато буквально все ждали быстрой электрификации, летающих и полностью автономных транспортных средств, многоуровневых городов-спрутов.
Не вполне сбылись и совсем свежие прогнозы конца прошлого – начала нынешнего веков: автономность пятого уровня должна была явить себя на дорогах именно в 2024 – 2025 годах; электрификация – охватить хотя бы треть парка на фоне снижения себестоимости батареи при повышении плотности энергии; а переход от владения к пользованию происходит – но весьма осторожно и постепенно.
Что ж, спикер имел смелость дать новые прогнозы: беспилотность, она же автономность пятого уровня пока что очень далека от реализации; а вот подключенными автомобили стали – в России это произошло благодаря ГЛОНАСС; общество чуть менее критично настроено по отношению к беспилотным, но и здесь без прорыва.
Чуть подробнее по важным векторам развития. Уровень автономности между 3-м и 4-м почти достигнут, а это перемещение без вмешательства в обычных условиях, с рядом ограничений; технологию прогнозировали на дорогах общего пользования в 2020 – 2021 годах. Но реализация получилась пятнистая, как шкура леопарда: по Сколково успешно курсируют беспилотные такси, но масштабирование пока не спешит случиться. Зато столицу захватили своей милотой два дорожных робота: уборщик «Пиксель», который очищает парки столицы, и доставщик «Яндекс».
Последний особенно горячо любим москвичами: ему помогают переехать дорогу, а зимой охотно откопаться из сугробов. Кстати, по словам спикера, это своего рода феномен. Такого бережного, эмпатичного отношения роботам он не наблюдает в мегаполисах иных стран.
Особняком стоит беспилотная грузовая техника. Это близкая реальность на трассах М1, М12 и ряде иных подобного уровня обустройства.
«Очевидно, – отметил спикер, – прогресс автономных дальних перевозок прямо зависит от протяженности трасс высокого уровня: когда М12 дотянется до Екатеринбурга, перспективы станут экономически принципиально иными…».
Резюме: модель поведения в автосфере меняется, но темпы – ниже обещанных футуристами. А вот осознанность внедрения новаций – существенная; сильно двигает тему вперед кадрового голод последних лет, ставя на повестку в городах и беспилотный трамвай, и беспилотное метро. При этом важно сознавать, что автономность ведет к снижению потребности в водителях, но параллельно создает новые профили занятости. Как в свое время извозчики ушли из рынка занятости, но появились водители – их потребовалось гораздо больше. В мире высокой автономности будет расти спрос на профессионалов сферы обработки данных, поставщиков дополнительных сервисов.
Обо всем этом Кирилл Жанайдаров рассказал на форуме автобизнеса «CarX – 2024», организованном агентством «АВТОСТАТ». А для тех, кто его пропустил, есть видеозапись, доступная здесь: carx.ru.
Между тем в агентстве уже готовятся к следующему масштабному мероприятию – форуму автобизнеса «ForAuto – 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», который состоится 13 февраля. Кроме него, агентство «АВТОСТАТ» в 2025 году проведет еще несколько своих мероприятий, с которыми вы можете ознакомиться тут.
Оксана Демченко