Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Все началось с небольшой дискуссии в соцсетях, когда коллега разместила в Фейсбуке пост, связанный с электромобилями. Она написала: «Кому-то электрокары нравятся, а кто-то считает, что они не для нашего климата. Но я бы хотела поездить на Тесле…». Народ сразу откликнулся комментариями: про сложности с подзарядкой, про цены и про батареи, которые пока не утилизируются. И в этом хоре противников электричек неожиданно появилось позитивное мнение…

Писала Елена Смигановская: «Отличная тема, коллеги! На мой взгляд, массовая электромобильность (EV-mobility) – это вопрос времени… и скорости законотворчества в разных странах. У меня есть опыт длительных тест-драйвов Tesla / Porsche / VW ID4 / и почти 9 месяцев эксплуатации Audi e-tron. Резюме однозначное: при всех сложностях на начальном этапе – адаптация привычек (при заправке) и не идеальность текущей инфраструктуры – я выбираю EV!».

Мы тут же ухватились за возможность пообщаться с человеком, у которого был такой длительный опыт эксплуатации разных электромобилей. Оказалось, Елена успела покататься на «электричках» не только в России, но и во Франции, и в Канаде. Как она сама говорит, ее отношение к EV изменилось за пару лет от скепсиса до практически фаната машин на батарейках.

И Франция, и Канада продвинулись в вопросе электрификации транспорта дальше, чем Россия, к тому же Канада по своему климату похожа на нашу страну – и мы забросали Елену вопросами: сколько стоят сейчас электромобили ТАМ; обсуждают ли канадцы достоинства электричек на своих кухнях; как решаются за границей вопросы подзарядки, если автовладелец живет в многоквартирном доме; куда девают батареи, когда они выходят из строя и правда ли, что установка новых аккумуляторов может составлять треть цены нового электромобиля?

Постепенно входишь во вкус тишины…

– Мое практическое знакомство с электромобилями началось несколько лет назад, – рассказала Елена. – Однажды зимним вечером на стоянке служебных авто меня ждал белый VW Golf Е-Hybrid. Я ничего не знала о машине. Села за руль, нажала привычные кнопки, но не услышала звук двигателя… Напряглась. Очень хотелось просто поехать домой, а не изучать эту «диковинную новинку». Нажала на педаль газа «на удачу», и автомобиль плавно тронулся с места, моргая какими-то незнакомыми мне пиктограммами.

С тех пор, каждый раз, когда появлялась возможность протестировать электромобиль, я этим с удовольствием пользовалась. Когда говорят о преимуществах EV, обычно называют их экологичность и экономичность. Но я думаю, что их успех у рядового водителя не в этом. Точнее, не только в этом. Просто, если оба эти преимущества опустить, останется главное – комфорт и удобство для водителя и пассажиров. Как бы это вам объяснить? Вот есть понятие «загрязнение воздуха», а есть – «загрязнение посторонним шумом». Обычный автомобиль от посторонних шумов не спасает, он их добавляет. А в электромобиле комфортно в первую очередь потому, что ощущаешь себя свободным от звуков вообще: в салоне тихо. Постепенно к этому привыкаешь, входишь во вкус и уже не хочешь возвращаться в салон обычного автомобиля.

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Ни один автомобиль с ДВС не сравнится с электрокаром по плавности хода

В 2018 году, когда мы жили в Париже, у нас была возможность несколько дней поездить на Tesla 3. Да, первое, что бросается в глаза, когда садишься в салон – это другая внутренняя эргономика, отсутствие привычной коробки передач, но к этому легко привыкнуть… Далее надо решить задачу, где бы припарковаться так, чтобы зарядить машину во время стоянки. Многие знают, что найти парковку в Париже проблематично, а с электромобилем тем более. Уже тогда во Франции электромобили не были редкостью, а значит, были и парковочные места с зарядными станциями. Однако, как раз потому, что платить за парковку заряжающегося электромобиля не нужно, найти свободное место было совсем не просто.

Конечно, в первую очередь электромобили привлекают новаторов, в России так точно. В Европе и Америке этому активно способствует законодательство, программы субсидий при покупке и «зеленый» маркетинг. Также есть различные местные «фишки», как например, в Канаде (в провинции Онтарио): согласно правилам движения, по крайней левой полосе многих магистралей можно ехать, только если в машине находится не менее 2 человек. Эта полоса считается самой скоростной, то есть ехать по ней – как бы привилегия. Но если у тебя E-mobile, ты можешь ехать по «крайней левой» без ограничений.

Мне повезло, что мой «электро»-опыт начался с премиальных «Порше» и «Ауди». Самый большой «wow-эффект» случился в 2019 году, когда несколько дней мы тестировали Porsche Taycan. Он был очень красивого голубого цвета «Fozen Blue» – такой не может не привлечь внимание.

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Да, для многих женщин цвет автомобиля имеет огромное значение. Мы хотим ездить на красивых машинах и выделяться из общей серой массы. И «премиалы» это знают, когда предлагают роскошные окраски кузова. Например, когда мы ездили на Аudi e-tron – это был автомобиль ярко-оранжевого цвета, который тоже трудно не заметить. Машина везде привлекала внимание, и не раз на парковках к нам обращались с вопросами и просьбой «рассмотреть поближе». Но, помимо уникального цвета и элегантного салона, главное – это ощущения от управления таким авто. Такую машину уже не назовешь «железным конем», здесь совершенно другие ассоциации. Это космический корабль. 

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Возникает такое почти забытое детское ощущение, когда улыбка растягивается «до ушей» сама собой, когда вместо правильных наречий, положенных произносить образованному человеку, вырывается только: «Класс! Супер!». Динамика, интерьер, звук – настроив на «Порше» Electric Sport Sound и разогнавшись чуть более 100 км, я сразу почувствовала себя Алисой из того самого Будущего. И при всем этом – удивительная плавность хода. Ни один автомобиль с ДВС не сравнится по плавности хода с современным электромобилем. Это преимущество априори имеют все электромобили, не только премиальные. Например, «народный» VW ID.4 (мощностью 201 л.с.) плавно разгоняется до 100 км/ч примерно за 8 секунд; при этом задний привод и устойчивость на трассе (благодаря весу батареи) оставляют прекрасные ощущения…

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

В Канаде климат похож на российский, но есть нюансы

Я считаю, что интересно и практически целесообразно сравнивать рынок России именно с Канадой по развитию E-mobility, а не с Европой или Китаем. Много вполне сопоставимых факторов: климатические условия, расстояния, но есть и важные отличия.

Пять лет назад количество электромобилей в Канаде было менее 1% – то есть, примерно такое же процентное соотношение, как в России сейчас. В 2021 году уже почти 5% новых автомобилей, купленных на канадском авторынке, были с электрическим двигателем (в том числе гибридные). Да, Канада примерно такая же большая с точки зрения географической протяженности, и плотность населения в разных местах отличается, как у нас. Но здесь очень много людей живет в коттеджах или таунхаусах, с парковкой у дома даже в больших городах. Чисто теоретически у них меньше проблем с зарядкой машин, чем у россиян, живущих в городских многоэтажках. В Канаде в больших городах относительно современная застройка и инфраструктура – то есть, почти все многоэтажные дома и офисы имеют подземные паркинги, а значит, и возможность доступа к «розетке» для подзарядки.

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Главное отличие в том, что правительство страны активно продвигает повестку снижения выбросов CO2. Летом 2021 года объявлено, что Канада будет стремиться к тому, чтобы к 2035 году ВСЕ новые продаваемые автомобили были ZEM – zero-emission vehicle (автомобили с нулевыми выбросами). Для этого вводятся новые законы, выделяются средства из бюджета как на поддержку продаж, так и на развитие зарядной инфраструктуры. Любопытно, что в Канаде, каждая провинция имеет свое правительство и свои законы.

Сейчас только две провинции из 10 имеют особые законодательные инициативы для EV – Британская Колумбия/British Columbia (на юго-западе страны) и Квебек/Quebec (на северо-востоке). Соответственно и уровень продаж электромобилей в этих регионах самый высокий. Сегодня здесь официально предлагается несколько десятков моделей электрокаров. Но с точки зрения доступности – есть проблемы с доставкой заказанных машин, долгие сроки ожидания. Однако для покупки нового электрокара канадцы готовы «встать в очередь» и внести предоплату, что для местного рынка вообще-то нетипично.

Трудности с подзарядкой

В Канаде уже давно создана и активно развивается сеть зарядных станций. Конечно, удобнее всего решать вопросы зарядки батареи, когда живешь в частном секторе. Я плохо представляю, как можно содержать электромобиль, живя в многоэтажке без паркинга. Мы живем в частном доме, заряжали электромобили обычно дома от обычной розетки в гараже. Для ежедневных поездок запас хода на 300 – 400 км более чем достаточный.

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Audi e-tron мы эксплуатировали долго, в разные сезоны. Однажды решили поехать в Монреаль, расстояние до которого более 500 км. Готовясь к поездке, проверили, где есть станции быстрой зарядки, смирились с тем, что дорога займет минут на 30 – 40 больше обычного, но в итоге поездку перенесли, а e-tron вскоре пришлось менять на другой автомобиль, поэтому «страшных» историй о сложностях у меня не будет.

Путешествуя по провинции в пределах 300 км, мы сознательно хотели попробовать различные варианты подзарядки. Даже не нуждаясь в киловаттах, мы заезжали на заправки около торговых центров, на подземные парковки в центре города, чтобы на практике понять все привилегии и/или сложности владельцев электромобилей.

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Выяснилось, что в городе зарядных станций много, найти место несложно. Удобно: можно зайти в кафе или магазин, а автомобиль поставить на подзарядку. Но тут мы столкнулись с тем, что часто ты вынужден решать своеобразный квест, если приезжаешь в незнакомое место. У разных производителей по-разному устроены алгоритмы: одни принимают карточки, другие – нет, третьи принимают карточки только определенного вида. К этому надо быть готовыми. А еще надо быть готовыми к тому, что вам может помешать обыкновенный человеческий фактор: всегда находится кто-то, кто оставит свой автомобиль даже там, где написано «только для электромобилей» и не дает тебе возможности подъехать к «розетке». В итоге нарисованная в голове идиллия, что ты пьешь кофе, а машина пока заряжается, не всегда складывается.

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Насколько влияет холод? Да, действительно, мощность батареи падает в морозные дни, примерно на 10% (здесь только могу говорить про e-tron). То есть, в день на одной зарядке ты можешь проехать не 300, а к примеру, 260 км. Но на поездки каждый день это никак не влияет. Потеря энергии происходит не только зимой, но и летом – при работающем на полную мощность кондиционере. Конечно, летом теряется немного меньше, чем зимой. Но я бы лучше так сказала: многое зависит от вашей манеры вождения: и на авто с ДВС можно проехать, расходуя 14 л бензина на 100 км, а можно 11 литров… Так и с запасом хода электродвигателя.

В остальном все довольно просто. Небольшие казусы с зарядкой у нас возникали дважды, об этом сегодня вспоминаем с улыбкой. В самом начале была ситуация, когда муж посчитал, что он включил подзарядку и спокойно пошел спать. Наутро оказалось, что он чего-то там «недожал», батарея окончательно разрядилась и утром возникли сложности с поездкой на работу… Второй эпизод произошел с нашим соседом, который готов был поменять свой «обыкновенный» Maserati на Audi, только бы испытать электроновинку. Мы дали ему машину на несколько выходных дней. В конце уик-энда ему понадобилось ее зарядить. Вечером он легко включил авто в розетку, а вот утром никак не мог понять, как отсоединить станцию. Провозился долго, боялся что-то сломать, стал нам звонить, почти паникуя. По телефону объяснить не получилось – и нам пришлось срочно возвращаться домой.

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Поделившись своими историями, Елена Смигановская ответила еще на несколько наших вопросов.

– И все-таки, сколько сегодня электромобилей в Канаде? Большой ли выбор в модельной линейке? Больше, чем в России (официально у нас чуть больше 10)?

– Доступная статистика по канадскому рынку электромобилей есть с 2017 года, когда BEV+PHEV составили 1% продаж от всего рынка легковых автомобилей. Но уже в 2020 году это было 3,5% рынка (53 353 шт.), в 2021 году – 4,8% (41 291 шт). Понятно, что в 2021 году объем продаж существенно снизился из-за закрытых дилерских центров в периоды пандемии и дефицита автомобилей почти у всех производителей.

Говоря о модельном ряде, важно понимать, что в стране выделяют 2 типа ZIM (zero-emission vehicle) – автомобили без выхлопных газов BEV, работающие только на электробатарее, и PHEV (батарея+ДВС). У PHEV – когда заканчивается зарядка батареи, подключается ДВС. Так вот, на конец 2020 года в продаже на рынке было доступно 57 моделей (это и BEV, и PHEV). Сейчас, вероятно, уже больше. Например, продажи VW ID стартовали в 3 квартале 2021 года. Если же разложить 57 предлагаемых моделей на чисто электрические и гибриды, то это: 21 модель – BEV (лидер среди них – Tesla Y/X) и 36 – PHEV (лидер – Toyota Prius).

Важно, что, по данным опроса, проведенного в декабре 2020 года, 60% канадцев говорили о том, что следующий автомобиль, который они намерены приобрести – будет электрокаром.

– Сколько стоит в Канаде самый недорогой из электромобилей?

– Если смотреть 100% электрические, то Chevrolet Bolt можно приобрести по цене от 38 000 канадских долларов. Интересно, что при покупке Bolt EV компания рекламирует по акции бесплатную установку зарядной станции (уровня 2) дома у покупателя. Сопоставимая с Bolt цена и у Nissan Leaf. Но не забываем, что мало кто в Северной Америке делает такие покупки за наличные. Абсолютное большинство всех автомобилей приобретается в кредит и/или лизинг, а, следовательно, рассчитывается ежемесячный платеж.

Что касается гибридных версий, то популярный среди PHEV Hyundai Ioniq стоит от 32 600 канадских долларов, Toyota Prius prime – от 33 550.

– Понятно, что в Канаде уровень жизни выше, чем в России, но все равно хочется как-то прикинуть, сколько месяцев или лет необходимо канадцу, чтобы накопить на самый недорогой новый электромобиль. Вот какой сейчас средний уровень зарплаты в стране?

– Получится весьма приблизительно. Потому что принцип подсчета доходов в Канаде другой. Здесь принято считать «зарплату гросс» – это общая сумма, полученная за год, причем, до уплаты налогов. Например, в 2020 году такой средний годовой уровень был порядка 54 630 канадских долларов (данные с местных сайтов по трудоустройству). Вообще, как и в России, диапазон очень большой; но важное отличие – прогрессивная шкала налогов и сложная схема расчетов, которая зависит практически от всего: места проживания, семейного статуса и прочего. И все это рассчитать и оплатить каждый канадец должен сам.

В итоге на оплату налогов у них в процентном соотношении уходит больше, чем у нас. Например, с указанной суммы нужно уплатить примерно 16%. Кстати, здесь также гораздо выше налоги на собственность – на недвижимость, на личный автомобиль. Таким образом, стимулирование продаж EV посредством льготного налогообложения дает хороший эффект. В частности, при покупке электромобиля стоимостью до 55 000 долларов налоговая льгота может составить от 2500 до 5000 долларов, в зависимости от провинции.

– Во сколько обходится одна подзарядка электромобиля? Хочется попробовать самостоятельно подсчитать экономию, сравнив с ценой на бензин – в расчете на 100 км хода.

– Цены на электричество и топливо разные в разных провинциях и разные тарифы в зависимости от времени суток и сезона. Канадские сайты и автолюбители, которые сравнивают машины с ДВС и батареей, сходятся на следующем. Стоимость владения EV в среднем в 4 раза меньше, чем машины на бензине: водитель экономит от 1500 до 2000 долларов в год на топливе, при пробеге около 20 тысяч км в год. Но это с учетом подзарядки в основном дома в ночное время.

Говоря об экономии и выгоде, местные эксперты просчитывают обычно такие параметры, как стоимость автомобиля, скидки, налоги, топливо, расходы на ТО, страхование, и сравнивают с похожими бензиновыми версиями. При текущих ценах понятно, что экономии за 2 – 3 года владения практически нет, а вот начиная с 4 – 5 лет – да.

Например, когда сравнили стоимость владения Chevrolet Bolt и Volkswagen Golf GTI, расчеты показали, что при условии эксплуатации от 5 лет выгода владельца электромобиля может составить более 10 000 долларов. И это при том, что мы сейчас вообще не вспоминали об экологической/инновационной привлекательности автомобиля на батарее!

– Сколько зарядных станций в Канаде?

– По всей Канаде официально насчитывается более 15 000 доступных публичных зарядных станций. А что касается планов развития, то в разных источниках содержится немного противоречивая информация. Читала, что только в 2022 году планируется установить еще 18 000 тысяч станций. Думаю, это вполне реально, так как несколько крупных компаний сейчас активно осваивают рынок Северной Америки и правительство поддерживает эту работу, помогая не только на словах, но и софинансированием некоторых проектов.

Существует 2 типа станций – для долгой зарядки и быстрой. Разные компании называют их по-разному – level 2, level 3, другие используют аббревиатуры. В это не обязательно вникать, до тех пор, пока не задался конкретным вопросом – где подзарядиться. Для этого есть несколько приложений и сайтов, где легко найти любую информацию. При чем не только по Канаде, но и по США, ведь границы до пандемии были открыты, и граждане двух стран могли легко путешествовать.

В процессе эксплуатации EV для нас стала очевидной такая последовательность выбора: дома от розетки в гараже; на парковке торговых центров при поездках по магазинам; на парковке у офиса; на стоянках в аэропорту.

– Сколько живет батарея для электромобиля? После какого срока или пробега ее нужно менять? Во что это обходится (сама батарея и услуга по ее замене)? Как происходит в Канаде этот процесс – батарею снимают на сервисе и потом сервис сам ее утилизирует?

– Я не нашла никакой статистики по срокам или процедурам замены батарей. Производители дают на батареи долгосрочные гарантии. Например, VW гарантирует бесперебойную работу батареи на 160 000 км пробега или 8 лет эксплуатации. На официальном сайте (в Канаде) есть краткая информация по устройству и рекомендуемым правилам эксплуатации, так как известно, что именно этот вопрос самый непонятный для клиентов… Соответственно компания VW информирует о плане «Rs for EV batteries» – Reusing-Remanufacturing-Recycling. На русском это можно перевести как «План 3-R»: Повторное использование-Повторное производство-Переработка.

Электрокар в России и Канаде: много общего, но отстаем во времени и скорости

Мое мнение: все вопросы о батареях – их экологичности, сроках эксплуатации, утилизации и т.д. – абсолютно оправданы. Но в России эти опасения и интерес к вопросу несколько гипертрофированы. Частично потому, что многие наши умельцы сегодня сами умеют «разбирать-собирать двигатель». А здесь перед тобой запаянная коробка, в которую ни в коем случае НЕЛЬЗЯ лезть.

Думаю, влияет и тот факт, что основным драйвером продвижения EV маркетологи выбрали экологичность. У технически грамотных людей утверждение об абсолютной ЭКОлогичности вызывает скепсис. И они, возможно, были бы правы… если исключить технологический прогресс. Но давайте посмотрим с другой стороны. Еще 10 лет назад емкость батареи более 400 км считалась фантастикой, а сегодня ею обладают серийные автомобили.

Уже сегодня в Северной Америке есть несколько «стартапов», которые занимаются экспериментами в направлении дальнейшей утилизации (повторного использования) батарей, так как видят в этом потенциал для своего бизнеса. Глобально этот вопрос должны решать и постепенно решают именно производители, а не клиенты. Клиенту важнее понимать и получать свою выгоду от EV: в стоимости владения и в опыте эксплуатации.

На форумах поклонников EV я нашла несколько отзывов о реальной эксплуатации Tesla, которые датируются 6 – 7-летним сроком давности. Один из владельцев пишет, что после 6 лет эксплуатации (178 тысяч км пробега) запас хода батареи в его автомобиле уменьшился с 420 до 390 км. И это он пишет о батареях предыдущего поколения! Но современные аккумуляторы еще более совершенны и давайте не будем забывать о гарантии, которую дает производитель.

Я думаю, что переход на электротранспорт – это уже не вопрос «быть или не быть», это уже вопросы: когда? кто быстрее? насколько эффективно? Если посмотреть на этот технологический скачок и сравнить его с переходом от лошадиной повозки к авто с ДВС, то кажется, что сравнение не очевидно. А вот с точки зрения психологии в умах людей происходят те же самые процессы, что и раньше: отторжение-скепсис-исследование-принятие и т.д. Человечество идет простым эволюционным путем и придумать такой способ передвижения, который бы решил все проблемы сразу – пока не в состоянии. Поэтому идем по пути поэтапной эволюции.

Электромобили решают проблемы выхлопных газов, но, возможно, принесут новые проблемы; значит, в свое время появятся технологии и идеи, которые с ними справятся. А пока переход от ДВС к EV настолько же очевидно прогрессивен, как и переход от лошадиной повозки к автомобилю. Кстати, заметим: переход к автомобилю не исключил лошадей из нашей жизни, а на некоторых территориях они остались незаменимыми. Я почти уверена, что нечто похожее ожидает нас и на новом витке автомобильной эволюции.

Я надеюсь, что электротранспорт будет развиваться и в России. Пусть это звучит немного излишне восторженно, но мы живем в уникальное время, когда фантастика из книг и фильмов 30-летней давности становится реальностью. А моему поколению «40+ летних», рожденных в СССР, вообще «повезло»: вся наша сознательная жизнь – это разрыв шаблонов, старых парадигм, бешеный ритм перемен. Да, иногда появляется ощущение, что «уже перебор». Жизнь не дает нам надолго замереть: подбрасывает все новые вызовы, предлагает невероятные идеи, новые продукты, ставит под сомнение традиционные ценности.

Мы сопротивляемся – иногда это оправдано, иногда – глупо. Глупо, хотя бы потому что, это новое дает нам шанс испытать что-то новое…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.