Современные онлайн-сервисы в значительной степени ускорили и упростили процессы, связанные с покупкой и продажей автомобиля. Наиболее продвинутые из них уже взяли на себя большинство функциональных обязанностей людей, которые раньше встречали нас в дилерских центрах – нам уже не нужно показывать и рассказывать, чем одна модель отличается от другой, т.к. есть интернет-витрины с выбором разных продуктов. Нам не нужно обзванивать десятки дилерских центров, чтобы сравнивать цены или узнавать наличие нужной комплектации. А что касается машин с пробегом, то сегодня предлагается уже достаточно информации не только о техническом состоянии продаваемого автомобиля, но и о надежности его продавца и готовности к торгу. И все это – не сходя с домашнего дивана или не выходя из офиса. Платформ, которые помогают сделать процесс продажи/покупки автомобиля быстрым, безопасным и удобным – уже немало. Но среди них, конечно, есть и свои лидеры.
Эксперты агентства «АВТОСТАТ» решили посмотреть на тему онлайн-сервисов, связанных с покупкой и продажей автомобиля, через призму опроса автовладельцев. За основу взяли такие критерии интернет-площадок, как популярность, узнаваемость, полезность, эффективность, забота о безопасности. Опрос проводился с 19 по 26 декабря 2023 года. В нем приняли участие более 3 тысяч человек, 70% из которых составили мужчины, 30% – женщины. Выборка была составлена не только с учетом половозрастных особенностей респондентов, но и в соответствии с географией проживания (разные регионы), с учетом парков (владельцы иномарок/отечественных автомобилей) и многого другого.
Узнаваемость (спонтанное знание и с подсказкой)
Какие онлайн-сервисы знакомы автовладельцам? Одним из главных критериев популярности того или иного информационного ресурса маркетологи обычно считают узнаваемость (спонтанное знание или с подсказкой). В нашем опросе каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа. Выяснилось, что самым узнаваемым онлайн-сервисом среди автовладельцев является Авито Авто – таковым его признали 91% участников исследования. По этому показателю он опередил Auto.ru (81%) и Drom.ru (57%), которые тоже попали в первую тройку.
Анализируя полученные ответы не только с точки зрения общего количества, но и в зависимости от географии проживания респондентов, эксперты агентства «АВТОСТАТ» отметили интересную особенность. Так, опрос показал, что у Авито Авто наиболее высокая узнаваемость (свыше 90%) в Поволжье, Центральном ФО, Южном ФО, Северо-Западном ФО и Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе.
Что касается Auto.ru, который в общем рейтинге занял вторую строчку, то в перечисленных округах этот онлайн-сервис тоже довольно узнаваем, но его результат составляет менее 90%. А вот Drom.ru имеет высокую узнаваемость (более 90%) только на Дальнем Востоке и в Сибири.
Как продают автомобили?
В отношении тех, кто за последние два года пытался продать свой автомобиль, получились вот такие интересные цифры. Из тех, кто продал свою машину, 73% сделали это, используя возможности онлайн-сервисов для продажи автомобиля (при этом 67% продали его частному лицу, а 6% – автосалону или дилерскому центру). Продали машину самостоятельно (в том числе своим родным и знакомым), не пользуясь возможностями онлайн-сервисов 19% опрошенных. Оставшиеся 8% до сих пор не продали автомобиль.
Где размещают объявления и находят покупателей?
Мы решили узнать, на каких ресурсах размещали объявления те, кто продавал машины. Оказалось, что 75% использовали для этого Авито Авто, 40% указали на Auto.ru, а каждый третий (33%) выбрал Drom.ru. У остальных онлайн-сервисов, которые назвали респонденты (CarPrice.ru, Car.ru, Bibika.ru и другие), этот показатель намного ниже (менее 5%).
На вопрос «Через какой онлайн-сервис нашли покупателя?» две трети ответили, что на Авито Авто (67%), примерно каждый пятый – на Drom.ru (22%), а каждый десятый – на Auto.ru (10%). У остальных сервисов – результаты значительно скромнее (менее 1%).
Где ищут автомобили?
Аналогичная ситуация сложилась и с поиском автомобиля. Так, искали для покупки автомобиль на Авито Авто 76% из числа наших участников опроса, на Auto.ru – 57%, на Drom.ru – 38%. Здесь тоже можно было указать несколько вариантов ответов, потому что в поиске мало кто ограничивается одним ресурсом. Нашли то, что искали: на Авито Авто – 46% (т.е. почти каждый второй), на Auto.ru – 17%, на Drom.ru – 16%.
Безопасность онлайн-сервисов
Как видно, итоги проведенного опроса показывают, что большинство автовладельцев знают и пользуются Авито Авто. Вместе с тем, этот онлайн-сервис завоевал и больше всего голосов пользователей, которые считают, что он делает больше других для обеспечения безопасности пользователей – 42%. Auto.ru тут на втором месте (34%), а Drom.ru – на третьем (22%).