21 июня 2024 года
20 июня в Москве прошел форум автобизнеса «Used Cars Forum – 2024. Автомобили с пробегом. Рынок, программы, инструменты», организованный агентством «АВТОСТАТ». Его участниками стали дилеры, работающие с подержанными автомобилями, автопроизводители, представители страховых и кредитных компаний, автомобильных аукционов, IT-специалисты и многие другие сотрудники, работающие в сфере автобизнеса.
Что происходит на рынке автомобилей с пробегом?
В начале мероприятия с традиционным обзором рынка выступил исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. Он напомнил, что по итогам 5 месяцев 2024 года в России было куплено 2,25 млн легковых машин с пробегом. Это в 3,8 раза превышает объем продаж новых легковых автомобилей за такой же период. Иными словами, на 1 новый автомобиль сейчас приходится почти 4 подержанных.
Вторичный рынок в нынешнем году показывает еле заметное снижение. Так, в январе – мае его объем сократился на 0,1% (к АППГ). Впрочем, в наиболее привлекательном сегменте «до 7 лет» наблюдается уже падение на 7,3% (до 0,44 млн шт.). При этом на его долю приходится 19% от общего объема, что, к сожалению, меньше, чем в 2018 – 2023 годах (свыше 20%).
На долю массового сегмента вторичного рынка в январе – мае нынешнего года пришлось 89,2%. Это составляет чуть более 2 млн купленных автомобилей. Остальные 10,8% принадлежат б/у машинам премиум-сегмента (243,7 тыс. шт.). Если массовый сегмент вырос на 1%, то премиальный – снизился на 8,2%.
Что касается дальнейшего развития вторичного рынка, то, по прогнозу агентства «АВТОСТАТ», в нынешнем году его объем в базовом сценарии составит 5,74 млн купленных б/у легковых машин. И это будет чуть больше (+0,8%), чем в 2023 году (5,693 млн шт.). В пессимистичном сценарии заложен показатель в 5,5 млн штук, что соответствует снижению рынка на 3,5%. А вот оптимистичный сценарий развития предполагает объем в 5,9 млн подержанных автомобилей. Это на 3,6% больше, чем годом ранее, и повторяет итог 2021 года – максимального за последние 10 лет. Между тем, абсолютный рекорд вторичного рынка был зафиксирован в 2014 году – 6,1 млн единиц.
Таким образом, для российского рынка легковых автомобилей с пробегом в 2024 году складывается весьма интересная ситуация: он может как упасть, так и вырасти, или же остаться на уровне годичной давности. Но при этом не достигнет 6-миллионной отметки.
Импорт автомобилей с пробегом в РФ падает
Отдельно Сергей Удалов рассказал об итогах автоимпорта в последний месяц весны. По итогам мая в нашу страну, по данным АО «ППК», было ввезено 99 тысяч легковых машин. 70% от этого количества пришлось на новые автомобили, что в количественном выражении составляет 68,9 тыс. единиц. При этом по сравнению с апрелем (57,8 тыс. шт.) данный показатель вырос на 19%. Оставшиеся 30% майского автоимпорта – это поддержанные машины (30,1 тыс. шт.). А вот их объем ввоза за месяц чуть сократился (-5%). Напомним, что в апреле в РФ было импортировано 31,6 тыс. легковых автомобилей с пробегом.
Такая же картина наблюдается, если рассматривать импорт в годовом сравнении. Так, по отношению к маю 2023-го объем ввоза новых машин растет, а подержанных – падает.
Также стоит добавить, что за 5 месяцев нынешнего года в нашу страну было импортировано почти 340 тыс. новых легковых автомобилей. Это вдвое больше, чем в январе – мае прошлого года. По б/у машинам этот показатель составил 145 тыс. экземпляров (-19%).
В последний весенний месяц 95% новых легковых машин прибыло к нам из Китая, а доля каждой из оставшихся стран не дотянула и до 2%. Что касается подержанных автомобилей, то среди них 63% было импортировано в мае из Японии. В ТОП-3 здесь также попали Южная Корея (13%) и Белоруссия (11%). Результаты других стран составили менее 4%.
Как безопасно купить автомобиль с пробегом на Авито?
Старший директор бизнес-направления «Автомобили» компании Авито Авто Вадим Иванов отметил, что на классифайде выросло количество предложений автомобилей с пробегом – на 11% к прошлому году. Количество дилеров на площадке осталось неизменным по сравнению с прошлым годом – их доля составила 23%. А вот количество реселлеров, напротив, выросло на 3%.
По словам Иванова, покупатели автомобилей с пробегом хотят видеть «много хороших машин по доступной цене у честных продавцов». Но рынок продавца, зачастую не может предоставить такие условия. Для прозрачности предложений, Авито Авто используют бейдж «Фиксированная цена». Пользователь платформы видит, какие автомобили они смогут купить без кредитов и дополнительных услуг по финальной цене. Это позволяет защитить продавца и покупателя от недобросовестной конкуренции и «серых» схем. Кроме того, вырастает доверие к дилерам, когда они видят честные цены.
Рынок автомобилей с пробегом меняется, и продавцы на Авито Авто становятся более прозрачными. Так, уже сейчас на площадке заблокированы и навсегда удалены около 100 недобросовестных продавцов. Репутация дилеров учитывается в ленте пользователей сервиса.
Интерес к автомобилям с пробегом снижается. Что делать дилерам?
О трендах и вызовах вторичного авторынка, а также маркетинговых решениях в этой отрасли в ходе форума рассказал руководитель группы по работе с клиентами Москвы и Московской области Автор.ру Сергей Игнатов.
Стало известно, что на Авто.ру растет количество объявлений автомобилей с пробегом в Москве и Московской области в сегменте 2,5 млн рублей. При этом спрос на них остается практически неизменным. Интерес к новым автомобилям, напротив, растет, а количество объявлений – нет. Также, по мнению Игнатова, сложность заключается в том, что половина стока новых автомобилей – 2023 года выпуска. Тогда как раньше, «прошлогодние» автомобили к маю уже были почти все распроданы. Кроме того, растет интерес к китайским маркам и моделям, однако их узнаваемость среди покупателей по-прежнему остается невысокой.
Сергей Игнатов считает, что ловушка для дилеров состоит в том, что продавать новые автомобили 2023 года придется за счет усиления трейд-ин. Это, в свою очередь, приведет к увеличению стока автомобилей с пробегом. Цены на них придется демпинговать, так как интерес к подержанным машинам снижается. Эксперт советует дилерам внимательно принимать в трейд-ин и выкуп автомобили с ценой 2,5 млн рублей, так как есть высокая конкуренция с новыми машинами.
Также в первом блоке форума со своими докладами выступили представители АО «Электронный паспорт» и Росбанка. В частности, Борис Ионов рассказал о цифровых сервисах, предлагаемых его компанией, а Юрий Тулинов – о российском валютном рынке и платежах в условиях санкций.
Во втором блоке слово было предоставлено производителям и дистрибьюторам. Так, Кирилл Курицын (LADA), Павел Крапман (Авто Финанс Банк), Владимир Мирошников (Рольф) и Антон Ганжа (Pango Cars) в ходе дискуссии уделили особое внимание фирменным программам по автомобилям с пробегом. Например, у LADA и Авто Финанс Банка появилась программа по продаже автомобилей с пробегом под названием Restart, которая включает в себя несколько сервисов, серди которых онлайн-маркетплейс, кредитные и страховые продукты, программа развития бизнеса.
Взять автокредит станет сложнее?
В третьем блоке форума Елена Корниенко (банк «Уралсиб») напомнила, что с 1 июля 2024 года Банк России повышает надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам и устанавливает надбавки по автокредитам. Несмотря на то, что ЦБ на своем последнем заседании ставку не повысил, подобная мера приведет к повышению ставок по кредитам.
По данным Центробанка, по итогам 1 квартала 2024 года 61% от всех выдач кредитов составляет ПДН (предельно-долговая нагрузка) с показателем более 50%. Это приведет не только к повышению ставок, но и к увеличению уровню отказов, а значит взять автокредит станет сложнее.
Так, высокий риск присутствует у неофициальных дилеров. Около 60% из них работают «по-серому», имеют проблемы с аккредитацией в банках, завышают стоимость автомобилей, а среднее КВ всего 3%. Чтобы риски были управляемыми, банк «Уралсиб» вводит аккредитивы, которые сделают схему взаиморасчетов безопасной. Аккредитивы подразумевают автокредитные лимиты, электронную сделку, а специальные требования к продавцу отсутствуют.
Кроме того, у банка «Уралсиб» есть постзалоговое кредитование, которое распространяется на импортируемые автомобили под конкретного клиента. Здесь денежные средства переводятся не клиенту, а напрямую дилеру, причем на доставку автомобиля дается 3 месяца. Чтобы закрыть риски, предусмотрена надбавка в 10% в том случае, если клиент не предоставит документы.
Как не попасть в руки мошенников?
Мошеннические схемы по отъему денег у населения продолжают процветать. Об одной из них рассказал Кирилл Бакулин (Т-Банк). 56% автокредитов в Т-Банке потребители берут онлайн. Удаленное одобрение кредита и получение средств на карту – хороший потенциал для мошенников. Одну из таких схем Бакулин называет «Несостоявшийся инвестор».
Мошенник звонит человеку и уговаривает положить небольшую сумму на его якобы инвестиционный сайт. И клиент видит, как за месяц его доходы увеличились вдвое и ему даже удается вывести эти деньги. После этого мошенник уговаривает взять в банке крупную сумму денег, а человек при этом соглашается, будучи уверенным в «рабочей» схеме. Когда приходит время платить по автокредиту, то мошенники перестают выходить на связь, а потерпевший остается без денег и с кредитом…
Для того, чтобы минимизировать подобные риски, Т-Банк советует коллегам не игнорировать даже единичные кейсы с фродом (телефонным мошенничеством), улучшать внутренние процессы, чтобы снизить процент беззалогового кредита. Кроме того, Бакулин призывает объединяться банкам для предотвращения мошенничества. В свою очередь потребителям он напоминает, что не бывает так называемого «гарантированного высокого дохода».
В финале третьего блока форума выступил Армен Хачатрян (Росбанк) и представил продукты и сервисы, помогающие продавать автомобили с пробегом. Так, на сегодняшний день треть портфеля банка составляют автомобили старше 10 лет. Банк снизил возраст конечного потребителя с 23 лет до 21 года. Кроме того, в планах кредитовать неработающих пенсионеров. Первый взнос составляет 0%, а максимальный срок кредита для автомобилей с пробегом – 8 лет. Для удобства потребителей работает сервис безбумажной сделки, где подпись документов подтверждается через СМС.
Также здесь прошел круглый стол на тему «Тренды в финансировании», в котором приняли участие Борис Дмитриев и Борис Беленький (оба – CarCraft), Александр Варенников (Ингосстрах Банк), Гаджи Курбанов (Автохаб), Алексей Баринов (КЛЮЧАВТО) и Валерий Володченко (Нижегородец). Так, Борис Беленький отметил, что срок реализации автомобилей с пробегом среди физических лиц увеличилcя до 47 дней в мае 2024 года, тогда как в 4 квартале 2023 года этот показатель был равен 30 дням. Автоэксперты считают, что это может привести к снижению цен в сегменте автомобилей с пробегом. Между тем, срок реализации машин у юридических лиц в мае 2024 года составил 48 дней. В 4 квартале 2023-го он равнялся 40 дням.
А вот четвертый блок форума тоже начался с круглого стола. Станислав Королев (Энергогарант), Степан Никулин (Авто Финанс Банк), Кирилл Ларин (еКредит), Мария Константинова (Pango Страхование) и Олег Быстров (EXPOCAR) подробно обсудили основные тренды в страховании. Ссылаясь на данные АСТ, Станислав Королев рассказал, что доля проникновения страхования каско в 2024 году составила 41%. Тогда как в 2022 году этот показатель был равен 24%. Несмотря на высокую долю страхования каско в этом году, доля «некредитного» страхования составляет всего 10%.
Как дилеру вывести продажи автомобилей с пробегом на новый уровень?
О том, что продажи автомобилей с пробегом нужно выводить на принципиально новый уровень, в своем выступлении рассказали Сергей Фирсов (Pango Cars) и Николай Хлобыстов (БалтАвтоТрейд-М – Pango Cars).
По данным агентства «АВТОСТАТ», в 2023 году было совершено 5,7 млн сделок на рынке легковых машин с пробегом. Из них только 10% пришлось на дилерский сегмент. Сергей Фирсов (Pango Cars) считает, что одна из проблем в секторе автомобилей с пробегом – отсутствие доверия к дилерским центрам из-за отсутствия единых стандартов продаж. А они необходимы из-за низкой квалификации сотрудников направления подержанных автомобилей и ухода участников рынка, которые обучали и сертифицировали сотрудников, а также внедряли единые стандарты.
Обучать сотрудников необходимо для получения знаний и навыков, которые являются основой мотивации и уверенности. Если нет знаний и навыков, то нет и прогнозируемого постоянного финансового результата. А если не будет результата у сотрудника, то в компании будет наблюдаться текучка и финансовый регресс. Для этого создана Академия Pango Cars & Caready. В учебном центре проходят тренинги для сотрудников направления автомобилей с пробегом, а также для обучения технических специалистов. После обучения выдается сертификат государственного образца. Кроме того, предусмотрены курсы для собственников и топ-менеджеров дилерских центров.
Екатерина Некрасова (БН-Моторс) поделилась эффективными практиками продаж автомобилей с пробегом. На данный момент в компании открыто 8 дилерских центров, реализующих подержанные машины, объемы которых растут. В 2023 году было продано 9470 б/у автомобилей. В планах – увеличить продажи до 11500 штук уже в этом году.
Василий Быстров (Газпромбанк Автолизинг) затронул тему китайских подержанных машин. Так, количество проданных легковых и грузовых автомобилей с пробегом растет. В компании Газпромбанк Автолизинг у потребителей востребованы премиальные марки и электромобили в сегменте легковых автомобилей с пробегом. В тройке лидеров среди китайский брендов – Hongqi, Voyah и Haval. А вот среди китайских подержанных грузовых машин спросом у арендополучателей пользуются Shacman, FAW и Howo.
Остаточная стоимость – в фокусе автомобилей с пробегом
В рамках форума эксперты агентства «АВТОСТАТ» отдельно затронули и тему остаточной стоимости автомобиля. Для подержанных машин этот вопрос весьма актуален, особенно в сложившихся экономических условиях.
Так, заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Дмитрий Ярыгин отметил, что сегодня многие автомобили с пробегом можно продать дороже той цены, за которую они были куплены несколько лет назад. Иными словами, их остаточная стоимость (Residual value) превышает 100%. Основной причиной высокой остаточной стоимости служит рост цен на автомобили, который наблюдался в России последние несколько лет, причем начиная с 2022 года он часто имел просто аномальный характер.
Интересно, что в настоящее время некогда популярные кроссоверы Kia Sportage, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan, которые имеют возраст два или три года, уже стоят столько же, как их новые китайские аналоги. Условно говоря, обладатели этих машин могут их продать, а на вырученные деньги приобрести абсолютно новые Changan UNI-T, Chery Tiggo 7 PRO Max, EXEED LX, Haval Jolion, JAECOO J7, Jetour Dashing, OMODA C5 и некоторые другие модели.
А как чувствует себя вторичный рынок в США?
Форум автобизнеса «Used Cars Forum – 2024» завершился прямым включением из Лас-Вегаса. Об особенностях рынка автомобилей с пробегом в США рассказал независимый эксперт Александр Усольцев, который в эти дни находится на специализированной конференции NIADA.
Так, по словам Усольцева, на американском рынке продажей подержанных машин занимаются порядка 50 тысяч игроков. При этом лицензированию подлежат те независимые дилеры, которые реализуют более 5 тысяч автомобилей в год. Около 60% от всех игроков приходится на дилерские центры. В России этот показатель значительно меньше, а значит, нам есть куда расти.
Средний срок автокредита в США составляет 67 месяцев, а средняя ставка по кредиту – примерно 12%. Также стоит отметить, что уровень кредитования довольно высок и составляет 95% от всех продаж б/у машин. Известно, что 34% автомобилей с пробегом продаются через дилерские центры, которые выдают кредит самостоятельно, без помощи финансовых организаций.