Итоги форума автобизнеса «ForAuto – 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы»»

Итоги форума автобизнеса «ForAuto – 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы»»

14 февраля 2025 года

13 февраля в Москве прошел один из самых важных форумов автомобильного бизнеса – «ForAuto – 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», организованный агентством «АВТОСТАТ». Ключевая тема встречи – текущие реалии автомобильного рынка и прогнозы на 2025 год. Все остальные поднятые вопросы служили дополнением к полномасштабному пониманию текущей ситуации. В работе круглых столов, дискуссионных панелей и отдельных выступлений только в режиме офлайн приняли участие около 700 человек и почти 80 спикеров из числа ведущих экспертов и руководителей автобизнеса.

Главные тренды российской макроэкономики

Юрий Тулинов (Росбанк) рассказал, какой будет российская макроэкономика в 2025 году. Он полагает, что для российского бюджета этот год непростой. Тренд – «неоднозначно замедляющийся». Многое в этом году будет зависеть от курса рубля, цены нефти и ряда других факторов. Эксперты ожидают снижение инфляции в РФ до 4,5 – 6,5% (и это позволит снизить ключевую ставку ЦБ); умеренно дорогую нефть (78 – 83 USD за баррель); замедление роста экономики РФ до 1 – 2% по ВВП; умеренное ослабление российской валюты (90 рублей за доллар).

Среди текущих трендов Тулинов также отметил замедление в розничных продажах. Общий рост торговли в 2024 году был во многом обусловлен продажами автомобилей. На начало 2025 года, если «очистить» продажи товаров от автомобилей, заметно, что продажи остальных товаров уходят «в минус». Повышенные инфляционные ожидания пока остаются поводом для беспокойства. По валютному рынку – большая перестройка платежей в России состоялась, мы ушли от недружественных валют, но пока это нестабильно, и в 2025 году будет оставаться нестабильным.

Современное состояние авторынка: цифры и факты

Подводя итоги по 2024 году, эксперты агентства «АВТОСТАТ» сообщили, что парк легковых автомобилей в России на 1 января 2025 года составил 47,5 млн единиц. Более 28% от этого количества приходится на легковые автомобили отечественной марки LADA (13,4 млн шт.). Среди иностранных брендов лидирует Toyota (4,4 млн шт.).

Цены на автомобили растут. Запасы 2024 года будут активно распродаваться до середины текущего года. Автомобили 2025 года выпуска будут однозначно дороже прошлогодних. Как пояснил директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков, виной тому – два повышения утильсбора (октябрь, январь) и высокая ключевая ставка (21%). Ставка давит как на бизнес (удорожание финансирования), так и на потребителей (повышение стоимости кредитов). Все это ведет к росту «автомобильной инфляции». Ко второму полугодию эксперты ожидают рост цен на новые автомобили минимум на 10%.

За год произошли изменения в структуре рынка новых легковых машин. Больше всего автомобилей, проданных в 2024 году, относилось к сегменту SUV C – 397,8 тыс. штук. Это составило 25,3% от общего объема, обеспечив сегменту лидерство на рынке. Сегмент B, который первенствовал в 2023 году, на этот раз занял второе место с долей рынка в 22,2%.

Из других трендов: по итогам 2024 года доля премиум-сегмента российского авторынка осталась на уровне 10%, лидером этого рейтинга впервые стал внедорожник TANK 300. Продажи новых дизельных легковых автомобилей упали на 34%. Доля продаж новых легковых машин с «автоматом» в РФ достигла рекордных 69%.

Автомобили с пробегом

Рынок легковых автомобилей с пробегом в 2024 году вырос на 6% до 6,04 млн единиц. При этом 20% «вторички» составили машины в возрасте до 7 лет (1,22 млн шт.). В рейтинге самых популярных б/у иномарок произошла смена лидера рынка, которым стал Kia Rio.

Срок владения легковым автомобилем за последние 14 лет вырос почти в 2 раза. Так, в 2024 году срок владения автомобилем LADA в среднем составил 8,4 года. При этом средний срок владения европейскими моделями равен 6,8 года, а корейскими – 6,5 года.

Также Сергей Целиков рассказал о структуре первой перепродажи легковых автомобилей по срокам владения за последние три года. Чаще всего автовладельцы первично перепродают автомобили старше 10 лет, причем их доля постепенно растет. В 2022 году на долю таких машин пришлось 24%, в 2023-м – 25%, а в 2024-м – 27%. При этом доля первой перепродажи автомобилей в возрасте от 1 до 2 лет постепенно сокращается. В 2022 году доля таких автомобилей составляла 13%, в 2023 году – 10%, а в прошлом году – лишь 9%.

К чему готовятся автопроизводители?

Автопроизводители и дистрибьюторы в рамках специализированной сессии поделились своим видением того, как сложится 2025 год. Так, Александр Зубик («Хавейл Мотор Рус») полагает, что в 2025 году объем реализации автомобилей в России составит 1,6 млн единиц (легковые и легкие коммерческие). Поможет отложенный спрос и то, что 70% парка старше 10 лет, накопившиеся у производителей стоки, возможное снижение ключевой ставки ЦБ (во второй половине года), расширение объемов госсубсидий.

Дмитрий Костромин (АВТОВАЗ) считает более вероятным объем продаж на уровне 1,3 млн единиц, из них 500 тысяч придется на LADA. Он полагает, что параллельный импорт будет значительно снижен (не более 50 тысяч против 200 тысяч иномарок, завезенных в 2024 году).

Валерий Тараканов (KNEWSTAR) считает, что год будет достаточно волатильным и в целом может стать успешным, а объем рынка возможен на уровне 1,41 – 1,43 млн единиц. Однако он думает, что текущий год переживут не все бренды.

В этом с ним согласен Дмитрий Роткин (Sinomach Auto). Компания уже вывела на российский рынок два новых китайских бренда (Oting и ROX), а в 2025-м планирует вывести еще один. Он полагает, что некоторые китайские марки будут «выходить», освобождая шоу-румы. Спикер дал совет российским покупателям: внимательно смотреть, кто стоит за дистрибьюцией новых брендов.

Каким будет 2025 год для дилеров?

В ходе форума состоялась дискуссионная панель дилеров. Представители дилерского сообщества завершили 2024 год с маленькой прибылью и низкой доходностью. Глава РОАД Алексей Подщеколдин отметил, что порядка 50% дилеров потерпели убытки и ожидают, что 2025 год будет еще сложнее. Вячеслав Зубарев (ГК «ТрансТехСервис») считает, что по оптимистичному прогнозу автомобильный рынок составит 1,3 млн автомобилей в 2025 году. Михаил Бахтиаров (Major) склоняется к результату в 1,6 млн автомобилей. Спикеры отметили тенденцию в накоплении автомобилей на складах дилерских центров, а также отказ дилеров от франшиз некоторых брендов, так как их содержание становится экономически невыгодным.

Вспомогательным инструментом для дилера, который может увеличить доходность, являются маркетплейсы, считает Алексей Махмудов (Ozon). Они объединяют в себе инфраструктуру, которая состоит в том числе из прямых продаж, рекламной платформы и финансовых инструментов.

e-Commerce: будущее – за классифайдами и маркетплейсами

В рамках отдельной сессии участники форума рассмотрели возможности электронной коммерции в автобизнесе, которая набирает обороты. Так, компания «Чери Автомобили Рус» продала через маркетплейсы более 1 тысячи автомобилей, рассказал ее представитель Артем Васильев.

По данным исследования Авито Авто, аудитория классифайда увеличилась. Константин Болдырев (Авито Авто) отметил, что появился новый тип клиентов, для которых важно приобрести автомобиль новым способом, не приходя в автосалон. Дилерским центрам важно перестроиться и не отрицать современные тренды, иначе будущее «украдут» современные игроки и производители, сделавшие ставку на прямые продажи.

Алексей Махмудов (Ozon) привел данные о продажах на маркетплейсе: с начала запуска программы продано свыше 1 300 машин. На онлайн-платформе представлен уже 61 бренд и 62 дилера.

Кирилл Иванов (CarPrice) отметил, что на платформе снизилась конкуренция среди дилеров в сегменте автомобилей стоимостью свыше 1,5 млн рублей. Низкая конкуренция и в сегменте автомобилей более 2 млн рублей. И при этом есть доходность.

Российский рынок грузовиков: тренды и прогнозы

Идя навстречу пожеланиям участников, организаторы форума в этом году больше внимания уделили коммерческому транспорту. В рамках отдельной сессии широко обсуждались проблемы и достижения в этом секторе авторынка.

В частности, было отмечено, что все сегменты коммерческого транспорта, за исключением тяжелых грузовиков (HCV), показали существенный рост. Оценивая продажи HCV, которые показали падение (-19%), спикеры напомнили, что в 2023 году был зафиксирован их рекорд (126 тыс. шт.), поэтому нынешние объемы (102 тыс. шт.) выглядят вполне нормальными. Отсюда и базовый прогноз экспертов агентства «АВТОСТАТ» на 2025 год, согласно которому будет реализовано 95 тыс. тяжелых грузовиков (-7% к 2024-му), воспринимается «нормальной целью, к которой нужно стремиться». Главный посыл – рынок в этом сегменте возвращается к устоявшемуся спросу и предложению.

Виктор Пушкарев («АВТОСТАТ») отметил, что в качестве позитивных факторов для развития рынка тяжелых грузовиков выступают: рост грузооборота и развитие логистики дальних перевозок, конкуренция с ж/д-перевозками, реализация крупных инфраструктурных проектов, меры господдержки, необходимость обновления парка. Среди негативных: насыщение отложенного спроса, ужесточение условий лизинга, стагнация и спад отраслей экономики, нуждающихся в транспорте, ограниченность предложений российских производителей, рост цен на машины и запчасти.

Эксперты спрогнозировали ситуацию на рынке LCV в 2025 году

Сегмент легких коммерческих автомобилей показал наибольший рост на рынке комтранса в 2024 году (+24% до 112 тыс. шт.). Говоря о структуре данного сегмента, Виктор Пушкарев напомнил, что доля российских LCV держится на уровне 90%. Лидерами здесь выступают отечественные ГАЗ и УАЗ.

Структура рынка LCV по типу кузова в 2024 году изменилась незначительно. Вот только доля сегмента «на базе легковых» выросла с 5% до 11% (опять же за счет восстановления продаж LADA Largus), а доля сегмента «микроавтобусы» уменьшилась с 13% до 8% вследствие снижения продаж марки ГАЗ (-30%) и параллельного импорта (-30%).

В базовом прогнозе агентства «АВТОСТАТ» на 2025 год значится объем рынка новых LCV в 118 тысяч единиц (+5% к 2024-му). В качестве факторов, которые будут способствовать продажам, Пушкарев обозначил следующие: развитие и расширение торговых сетей, рост и развитие отечественного производства, меры господдержки, необходимость обновления парка. В «минус» сработают: ужесточение условий кредитования и лизинга, рост цен на автомобили и запчасти, отсутствие продаж глобальных марок, слабый интерес к сегменту со стороны китайских производителей.

Что происходит с импортом автомобилей в Россию?

По итогам 2024 года в Россию было импортировано 924,6 тыс. новых легковых автомобилей – на 31% больше, чем в 2023-м. Об этом рассказал на форуме Сергей Удалов («АВТОСТАТ»). 18% от этого объема ввоза пришлось на китайский бренд Geely. Второе место в марочном рейтинге занял Chery с долей 14,4%, третье – Changan (11,7%). В пятерку самых импортируемых брендов вошли также Haval (8,7%) и OMODA (5,4%). Всего же доля КНР в импорте новых легковых машин в РФ по итогам прошлого года составила 84,5%.

В сегменте автомобилей с пробегом, напротив, в ТОП-5 импортируемых брендов нет ни одного китайского. Здесь лишь марки, которые покинули российский рынок. Всего в 2024 году в Россию было ввезено 394,8 тыс. б/у машин (+2% к 2023-му). Самым импортируемой маркой в сегменте подержанных автомобилей стала Toyota, доля которой составила 23,4%. На второй позиции находится Honda (17,7%), на третьей – BMW (7,8%). В пятерку здесь также вошли Kia (5,7%) и Nissan (5,1%). Свыше половины (57,2%) легковых машин с пробегом прибыло к нам из Японии.

Кредитование, страхование, лизинг

Традиционно в рамках форума значительный блок всегда отводится финансовому сектору в автобизнесе. В этом году вопросы, проблемы и тренды, связанные с автокредитованием, участники форума рассматривали вместе со Станиславом Суховым (Frank RG), Артемом Языковым (Совкомбанк Лизинг), Владимиром Броваром (Боравто). Эксперты поделились своим видением в этой сфере бизнеса, которая, как известно, в 4 квартале 2024 оказалась под влиянием практически заградительной для кредитов и автолизинга ключевой ставки ЦБ.

На какие тренды сможет опираться автолизинг в 2025 году? Об этом Сергей Дианин (FLEETICO) вел живую дискуссию с Александром Николаенко (ЛК «Стоун-XXI»), Леонидом Сысоевым (МС Интермаркавто), Андреем Кокоревым (ГК «ВТБ Лизинг»), Алексеем Кордичевым (Expomobility), Русланом Коршуновым («Эксперт РА»).

Российский рынок автострахования стремительно меняется: компании предлагают новые продукты и запускают целые экосистемы. Это создает широкие возможности и порождает вопросы. Как адаптировать законы к реальным условиям? Как повысить эффективность урегулирования убытков и доработать тарифы? Нужны гибкие формы страхования, удобные способы оформления полисов и более высокая скорость решения. Назревшие изменения обсудили вместе с представителями ключевых игроков на рынке – Юрием Деминым (Ресо-Гарантия), Алексеем Бородиным (Росгосстрах), Ильей Григорьевым (Альфа Страхование), Артемом Яковлевым (Ингосстрах).

Однако, это только начало для большого разговора. 20 – 21 марта в Сочи агентство «АВТОСТАТ» проведет первую Всероссийскую конференцию «Автострахование – 2025», где также будут более широко и глубоко рассматриваться вопросы, связанные с корпоративными парками и перевозками, такси и каршерингом.

Электромобильность

На 1 января 2025 года в нашей стране было зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей, что составляет 0,12% от всех легковых машин. Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», порядка 60% от этого количества приходится на электрокары трех брендов: Nissan (16,7 тыс. шт.), Zeekr (11,2 тыс. шт.) и Tesla (6,7 тыс. шт.). Из моделей особо выделяются Nissan Leaf (16,6 тыс. шт.) и Zeekr 001 (7,9 тыс. шт.), которые суммарно занимают более 40% российского «электропарка».

По итогам 2024 года в России было реализовано 17,8 тыс. новых электромобилей. Также директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков привел данные по импорту электромобилей. Если в 2023 году в Россию было импортировано 18,5 тыс. новых электрокаров, то в 2024-м – только 12,2 тыс. штук. По подержанной технике эти показатели составили 3,3 тыс. и 2,6 тыс. единиц соответственно. Что касается производства электромобилей в нашей стране, оно началось в 2022 году. С тех пор было выпущено 9,3 тыс. электрокаров. Почти весь этот объем принадлежит трем маркам – «Москвич», Evolute и «Амберавто».

IT-инструменты и аналитика для автобизнеса

Новые IT-инструменты при грамотном их использовании позволяют легче адаптироваться к новым реалиям на рынке, получать более высокую доходность от бизнеса.

Марьян Герасимов («Электронный паспорт») рассказал о новых возможностях, которые дает система ЭПТС автобизнесу, если ее грамотно использовать. Система развивается, на ее основе появляются новые сервисы. Так, сервис осмотра (распознавание маркировочных обозначений, фотофиксация общих видов ТС, контроль объекта в кадре, неразрывное видео, определение геолокации объекта) дает возможность при распознавании VIN-номера использовать полученные данные для предзаполнения договора купли-продажи автомобиля. Такое упрощение процедуры особенно актуально для продажи спецтехники.

Сергей Литвиненко (ОК REVIEW) познакомил с проектом «Онлайн-репутация», когда искусственный интеллект (ИИ) и автоматизация помогают лучше работать с отзывами клиентов и с обратной связью. ИИ не только размещает отзывы на известных платформах, но и извлекает из обращений клиентов те бизнес-проблемы, над которыми надо работать.

Названы автомобили с лучшей остаточной стоимостью

Эксперты агентства «АВТОСТАТ» озвучили итоги 11-й ежегодной премии «Residual value», в результате чего стали известны 3-летние модели с лучшей остаточной стоимостью в России. Церемония награждения лауреатов премии прошла в рамках форума автобизнеса «ForAuto – 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы».

Так, в сегменте В самую высокую остаточную стоимость по итогам 2024 года имеет LADA Largus. Через три года после покупки показатель этой модели составил 162,3%. А в сегменте SUV (B) первенствует внедорожник LADA Niva Legend с результатом 130,7%.

Кроссовер Haval Jolion стал лидером по сохранности остаточной стоимости в сегменте SUV (C), а внедорожник УАЗ «Патриот» – в сегменте SUV (D). Показатели этих моделей составили 122,1% и 119,9% соответственно.

Столь высокие результаты свидетельствуют о том, что владельцы этих автомобилей сегодня могут продать их дороже той цены, за которую они были куплены новыми три года назад. Это обусловлено ростом цен на машины, который происходил в нашей стране в течение этого периода.

Подробная информация о других 3-летних моделях, имеющих высокую остаточную стоимость, содержится здесь.

Итоги форума автобизнеса «ForAuto – 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.