Итоги форума автобизнеса «FinAuto – 2024. Финансовые инструменты авторынка»

Итоги форума автобизнеса «FinAuto – 2024. Финансовые инструменты авторынка»

Итоги форума автобизнеса «FinAuto – 2024. Финансовые инструменты авторынка»

19 апреля 2024 года

17 – 18 апреля в Москве проходил ежегодный форум «FinAuto – 2024. Финансовые инструменты авторынка», организованный агентством «АВТОСТАТ». В этом году он собрал на своей площадке не только экспертов автомобильного бизнеса, представителей банков, страховых и лизинговых компаний, но и автопроизводителей, дистрибьюторов и дилеров, а также топ-менеджмент корпоративных парков, руководителей компаний-перевозчиков, таксопарков, каршеринга. У участников накопилось много тем для обсуждения, поэтому большая программа форума не вместилась в рамки одного дня. Кроме того, в ходе мероприятия состоялась выставка автомобильных новинок – моделей, которые только вышли на российский рынок или планируют у нас появиться, а значит, способны привлечь внимание корпоративных клиентов.

Форум открылся презентацией его генерального партнера – компании eCredit, которая разрабатывает IT-продукты, упрощающие получение заемщиками кредитов. Как сообщил СЕО eCredit Кирилл Ларин, в 2023 году при помощи сервиса ОдобрAi было рассмотрено более 5 млн заявок на автокредиты, из них 85% получили одобрение на новые машины и 73% – на автомобили с пробегом. Скорость рассмотрения заявок банками с помощью eCredit растет с каждым годом: в 2020 году она в среднем составляла 54 минуты, в 2022-м – 13 минут, а в 2023-м – уже 5 минут. В 2024 году eCredit попытается сократить это время до 60 секунд.

Юрий Тулинов (ПАО Росбанк) сообщил участникам форума о том, что банковский сектор страны расширяется, но он не резиновый и некоторым банкам уже трудно оставаться ликвидными. В стране сохраняется высокий потребительский спрос, за которым стоит разгон инфляции. Центробанк пытается сдерживать процесс, в его задачах – не допускать выхода инфляции за 4% (сейчас она более 7%). Эксперты считают, что банк не будет торопиться снижать установленную высокую ключевую ставку. Резюмируя все названные тренды, Тулинов предположил, что экономика все же будет расти – в ряде значимых отраслей просматривается рост производительности труда. Инфляция замедлится, но довольно небыстро.

Эксперты агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков и Сергей Удалов, рассказывая о ситуации на российском авторынке, помимо всего прочего, отметили, что самые продаваемые в стране по итогам – это автомобили сегмента SUV C. В 1 квартале 2024 года их было продано 75 080 единиц, что составляет 23% от общего объема рынка. Как отмечают эксперты, компактные кроссоверы выбились в лидеры благодаря китайским маркам, которые в большинстве своем представлены именно в этом сегменте. При этом лидером в сегменте SUV C стала модель Haval Jolion. На втором месте по объемам продаж находятся машины сегмента B (68 396 шт.), доля которых составила 21%. Популярность этого сегмента во многом связана с автомобилями LADA, которые являются самыми продаваемыми в России. Лидером этого сегмента, впрочем, как и всего рынка, является LADA Granta. Третью позицию, с еле заметным отставанием, занимает сегмент SUV D (67 921 шт.). Его доля тоже равна 21%. Моделью-лидером в сегменте среднеразмерных кроссоверов становится Geely Monjaro. На четвертой строчке располагается сегмент SUV B (51 955 шт.) с долей 16%. Самой популярной моделью тут оказывается отечественная LADA Niva Travel. Замыкает ТОП-5 сегмент SUV E (25 458 шт.; доля – 8%). Лидер среди моделей в этом сегменте – Changan UNI-K. По словам директора агентства «АВТОСТАТ» Сергея Целикова, российский рынок единственный в мире, где превалирует сегмент SUV. Но при этом доля кроссоверов и внедорожников растет и в других странах.

Александра Меннер (Альфа-банк) рассказала о том, как меняющаяся на авторынке ситуация в 2022 – 2023 годах заставила коммерческие банки многое менять и в своей работе. В 2022 году, когда авторынок был вынужден переходить на активную работу с подержанными автомобилями, возникла потребность в том, чтобы деньги как можно быстрее оказывались на счете или в кармане клиента. Причем сделки по покупке автомобилей свершались порой чуть ли не у подъезда клиента и очень быстро.

Станислав Сухов (Frank RG) напомнил участникам форума о том, что автокредиты традиционно занимают в структуре розничного кредитования всего около 10% и по количеству заемщиков их трудно сопоставлять с держателями потребительских кредитных карт, с ипотечными заемщиками (для сравнения: первые – 27,6 млн человек, ипотечное кредитование – 10,6 млн человек, автокредитование – 1,8 млн человек). В структуре прибыли доля автокредитования составляет чуть больше 1%. Однако эксперт не сомневается, что эта доля может быть и больше, если с этим сегментом правильно работать. Сегодня расчеты показывают, что в среднем автокредитование приносит банкам около 50 тысяч рублей прибыли в год в расчете на 1 клиента, но может приносить и в 3 – 4 раза больше. Особенно когда известно, что более 60% автокредитов берут клиенты с доходом от 120 тысяч рублей. «Это сложный и низкомаржинальный бизнес, но при правильном подходе он может стать бриллиантом в линейке розничных продуктов банка», – уверен эксперт.

В 1 квартале 2024 года на российском рынке изменилась ситуация с выдачей кредитов на покупку автомобилей. Об этом рассказал Сергей Удалов (агентство «АВТОСТАТ»). Так, в целом по рынку (суммарно новые и подержанные автомобили) в количественном отношении выдача кредитов выросла по отношению к 1 кварталу 2023 года на 92%. В денежном выражении рост оказался еще выше – в 2,2 раза. Говоря о тенденциях на рынке автокредитования, эксперт напомнил, что в 2023 году по новым машинам он во многом рос за счет акций и скидок, а продажи росли быстрее, чем автокредиты. Так, доля «кредитных» новых машин в минувшем году составляла 43,3% (в 2022 году она была 41,3%). Однако в начале 2024 года картина совершенно изменилась, несмотря на высокую ключевую ставку ЦБ (16%, а банки предлагают заемные средства не менее 20% годовых). Казалось бы, автомобили не должны продаваться в кредит при таких заградительных ставках, но люди предпочитают совершать «эмоционально опережающие» покупки сейчас. И в помощь им идут дистрибьюторские скидки, субсидированные кредиты – поэтому в марте доля купленных в кредит новых автомобилей вышла уже на показатель в 63,3%. По итогам 1 квартала она чуть меньше, но тоже довольно высокая – 62,7%. По подержанным машинам картина другая. Там никто ничего не субсидирует, ситуация выглядит более стабильной, но и здесь доля кредитных автомобилей стала увеличиваться. В марте 2024 года она составляет уже 12,3% (в декабре 2023-го была 7,7%). Еще одну любопытную тенденцию на рынке автокредитования отметили эксперты агентства «АВТОСТАТ». Мы видим, что средний размер кредита на новые автомобили, который всегда был выше, чем на подержанные машины, уже с осени 2023 года начал снижаться, от месяца к месяцу, и в марте 2024-го упал до 1,47 млн рублей. Тем временем средний размер кредита на автомобили с пробегом рос без каких-то заметных скачков, медленно и поступательно, и в марте 2024 года дорос до 1,46 млн рублей. Таким образом, оба показателя уже почти сравнялись.

В рамках форума состоялся круглый стол, где производители и дистрибьюторы обсудили автокредитные программы, а также условия, на которых россияне покупают автомобили. Так, эксперты заметили тенденцию, что срок автокредитов значительно увеличился. По словам Марии Лобановой (Chery Finance), средний срок автокредита на сегодняшний день составляет от 60 месяцев и может доходить до 96 месяцев. Тогда как 3 – 4 года назад этот срок составлял в среднем 40 месяцев. Эксперты уверены, что таким образом потребители снижают финансовую нагрузку и делают платеж более комфортным. При этом аналитики считают, что 7 лет для автокредита – максимальный срок, к которому психологически готовы потребители. Константин Чаладзе (LADA Finance) рассказал о новых интересных сервисах у LADA. Так, появилась услуга онлайн-продаж «Покупай в Тольятти». Сервис позволяет клиенту дистанционно сравнить понравившиеся модели, полностью оплатить покупку, получить одобрение кредита, оценить автомобиль в трейд-ин. После этого он может приехать в Тольятти, где производят автомобили LADA, и уже вернуться в свой город на новой машине. К слову, еще несколько лет назад потребитель не был готов к онлайн-покупке автомобиля. Pango Cars специализируется на продаже автомобилей с пробегом от официальных дилеров. По словам представителя компании Антона Ганжа, 85% клиентов получают одобрение на автокредит всего за 2 минуты, а уровень одобрения достигает 73%. При этом нет первоначального взноса, а кредитная ставка стартует от 13,5%. Обсуждая особенности автокредитования, эксперты сошлись во мнении, что рынок сильно поменялся. И главная задача дистрибьюторов и автостраховщиков – сделать жизнь потребителя проще, сохранив лояльность к бренду. Кроме того, спикеры отметили, что сейчас в салонах действуют различные акции, скидки и интересные предложения для покупателей.

Леонид Култыгин (Альфа-Банк) рассказал об отсрочке платежа как инструменте для развития автобизнеса. И для дистрибьютора, и для дилера есть ряд преимуществ факторинга. Так, дистрибьютор получает 100% стоимости автомобиля в момент отгрузки, стабильные продажи по дилерской сети, а также отсутствие изменений кредитных лимитов и уровня долговой нагрузки. Дилер, в свою очередь получает отсрочку платежа за приобретаемые ТС, расширяет ассортимент автомобилей и увеличивает продажи. А также привлекает оборотный капитал под залог автомобиля без использования кредита.

Дмитрий Строчик (Авто.ру Бизнес) представил программу «Финанс», которая предназначена для совместного выкупа автомобилей с пробегом. Она может служить альтернативным источником увеличения оборотного капитала. Программа помогает дополнительно проверить сделку на возможные риски, выступает приобретателем автомобиля и передает продавцу для продажи, берет на себя значительную часть расходов по сделке и размещает автомобиль на классифайде.

В страховом бизнесе за последние пару лет произошли и продолжают происходить серьезные изменения. И самое главное из них – в том, что сегодня в этом бизнесе ничего нельзя прогнозировать, как раньше. Это заявил Сергей Налбандян (ВСК), вбрасывая тему коллегам на обсуждение круглого стола, связанного с автострахованием. Из трендов сегодняшнего дня, которые отметил сам эксперт – страховой бизнес сегодня прямо коррелируется с продажами автомобилей. Эксперт уверен, что страховой бизнес в этом году будет повышать расценки. Это приведет к повышению конкуренции между дилерами и брендами.

Каро Карапетян (FAST) поделился тем, как его компании удается развивать программы с новыми, только зашедшими на рынок автопроизводителями. Доля кредитования и страхования новых автомобилей в 2023 и 2024 годах выросла. Доля кредитования составила 80%, доля страхования – более 90%. Тогда как до 2022 года эти показатели равнялись 60% и 70% соответственно. Спикер отметил тренд на повышение так называемой «средней премии», поскольку страховщики ощутили рост убыточности. Еще одна интересная тенденция – как выяснилось, частота угонов новых китайских автомобилей стремится к нулю. Вторичный сегмент пока не требует свежих китайских машин, поэтому угон с целью перепродажи экономически невыгоден.

Олег Кичаев («Ресо-Гарантия») напомнил, что ключевая функция страховой компании – быстро урегулировать убытки. В компании запущен ряд сервисов, упрощающих жизнь клиенту. Один из них – внутренний аукцион. Суть нововведения в том, что, если какой-то дилер отказался от ремонта автомобиля, то специально созданный портал тут же отправляет все документы по требуемому ремонту (дефектовки, фото и описание) на этот аукцион. И предложение попадает на нужную СТО в требуемом городе.

Итогом первого дня форума стало награждение победителей премии «FinAuto – 2024». Они были определены по итогам опроса более сотни официальных дилеров из 44 городов РФ (от Калининграда до Иркутска и от Архангельска до Пятигорска). Так, первенство в номинации «Лучший автокредитный банк-партнер» завоевал Росбанк Авто, получивший 23,2% голосов. Второе место занял Драйв Клик (15,8%), а третье – ВТБ (14,4%). В номинации «Лучшая страховая компания» победила Альфа Страхование (18,5%). Вторую строчку тут заняла ВСК (17,4%), а замкнул тройку лидеров Ингосстрах (16,2%). Также стоит отметить, что победителем в специальной номинации от агентства «АВТОСТАТ» – «Лидеры продвижения автострахования на рынке» – стала ВСК. Лучшей цифровой платформой по продажам автомобилей в кредит оказалась eCredit, за которую проголосовало более половины (51,3%) опрошенных. Лучшей мультибанковской онлайн-платформой финансирования автомобильного бизнеса была выбрана CM.Expert с результатом 73,8%. Победителем в новой номинации – «Лучший страховой агрегатор» – оказался FAST, набравший 70% голосов участников опроса.

Второй день форума был посвящен лизингу и корпоративным паркам. Представитель Объединенной лизинговой ассоциации Татьяна Федосеева напомнила, что в этом году ассоциации исполняется 25 лет, и будет организован съезд, который состоится уже в мае.

Сергей Удалов (агентство «АВТОСТАТ») привел несколько цифр, говорящих о текущем состоянии рынка и автопарка для юридических лиц. Например, стало известно, что средний возраст парка легковых автомобилей, находящихся во владении юрлиц, по состоянию на 1 января 2024 года составил 8,5 года. При этом самую большую долю (32%) имеют машины старше 10 лет. 30% парка – это автомобили возрастом до 3 лет. Машины возрастной категории от 4 до 7 лет занимают долю в 29% в парке юрлиц. И лишь около 10% приходится на легковые автомобили возрастом от 8 до 10 лет. По данным АО «ППК», в 1 квартале 2024 года на долю корпоративных продаж пришлось 16% от всего рынка новых легковых машин в РФ. В массовом сегменте самым популярным стал бренд LADA – корпоративным клиентам было реализовано 13 204 таких машины. Это составляет 15% от общего объема продаж легковых автомобилей LADA. На втором месте располагается китайский Haval (6 273 шт.; доля – 17%), на третьем – китайский Geely (5 196 шт.; 14%). В премиум-сегменте самой популярной маркой стала EXEED (2 712 шт.) с долей юрлиц 25%. Вторая строчка тут принадлежит бренду TANK (1 859 шт.; 29%). На третьей позиции находится марка, которая официально в нашей стране не представлена – Lixiang (1 034 шт.; 13%). Чаще всего автомобили для корпоративных парков покупают компании, занимающиеся финансовой арендой и лизингом автотранспорта. На их долю приходится 68,1%. Далее идут компании, которые задействованы в торговле (7,8%) и производстве (2,7%).

С общим обзором ситуации в финансовом автолизинге выступил Вячеслав Михайлов (Газпромбанк Лизинг). Он напомнил, что доля лизинга в ВВП РФ составляет 2% и большую его часть занимает автолизинг (52%). В текущей ситуации на рынке автолизинг демонстрирует активный рост: в 2023 году этот рост составил 93% к 2022 году. Объем лизингового рынка в денежном выражении достиг 3,6 трлн рублей. Этот рынок показывает достаточно быстрое восстановление после кризисов, считает спикер. Михайлов считает, что такси и каршеринг будут в ближайшее время являться неким ориентиром для лизинга – здесь есть и поддержка государства, и спрос. Попутно спикер затронул и связанные с этим проблемы электро- и газомоторного транспорта. Он напомнил о ситуации, когда корпоративные парки приобретают партию машин с ДВС в лизинг, а позже сами переоборудуют их, чтобы использовать другое топливо (газ). Важно изначально предлагать клиенту продукт, который ему нужен и с теми техническими характеристиками и опциями, которые ему требуются. Эксперт уверен, что лизинг в 2024 году покажет рост до 4 трлн рублей.

С обзором ситуации и трендами в операционном лизинге выступил Леонид Сысоев (МС Интеравтомарка). Операционный лизинг, по его мнению, по-прежнему остается нишевым сегментом. В последние годы он показывал снижение, а отрицательная динамика в 2022 – 2023 гг. обусловлена уходом мультинациональных компаний. Тем не менее, он будет расти, и в первую очередь из-за низкой базы. В прогнозах специалистов до 2027 года – выход на докризисный уровень, устойчивый рост прогнозируется с 2030-ого. Пока это касается в основном легковых автомобилей, но ситуация назрела для оперлизинга и в грузовом транспорте, и уже есть ряд заключенных контрактов. «Кто первый туда запрыгнет, имеет шансы быстро развить свой бизнес», – уверен эксперт. Отдельно он остановился на ситуации в каршеринге и прояснил собственное отношение к электромобилям и шансам на их развитие. Главная проблема в каршеринге – здесь сложнее, чем в такси, предсказать остаточную стоимость: за год каршеринговый автомобиль с 30 тыс. км пробега может выглядеть хуже, чем такси с 200-тысячным пробегом. Возможно ли, чтобы электромобили заехали в оперлизинг? Да, в него может заехать все, что угодно, но нужно понимать, что здесь разговоры об экологичности электротранспорта – это блеф, и ценообразование тоже будет другим по сравнению с традиционным транспортом (остаточная стоимость будет рассчитываться по другим алгоритмам).

Борис Ионов (АО «Электронный паспорт») коснулся вопросов регистрации лизинговых транспортных средств корпоративными парками. По словам Ионова, лизинговые компании и дилерские центры не очень охотно пользуются сервисом «Электронного паспорта» (ЭПТС). Несмотря на то, что платформа действует уже несколько лет, данные о владельце транспортного средства вносить необязательно. Напомним, что в бумажный вариант документа эти данные вносить было необходимо. В прошлые годы около 40% автомобилей не имели сведений о владельцах в ЭПТС. В течении последнего года эта цифра сократилась до 20%, и задача компании минимизировать этот показатель до минимума. Борис Ионов, считает, что если лизинговые компании начнут вносить указанные сведения, то это значительно упростит процессы, в том числе, дальнейшую перепродажу автомобиля. Это позволит не запрашивать у лизингополучателя каждый раз информацию. Напомним, что у ООО «АВТОСТАТ» и АО «Электронный паспорт» есть совместное предприятие АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг»). Компания предоставляет участникам рынка аналитику, основанную на оперативных данных из систем электронных паспортов. Отчет может содержать любую комбинацию из ряда параметров, таких как тип, категория, возраст ТС, а также регион потребления, марка, коммерческое наименование и многое другое.

Во второй день форума прошел и целый ряд круглых столов с очень интересной тематикой, в которых приняли участие представители лизинговых компаний, руководители корпоративных автопарков, представители компаний, связанных с такси и каршерингом. Участников, конечно, спрашивали о наиболее ярких моментах прошедшего года и взглядах на ближайшее будущее. Любопытный тренд, имеющий место в автолизинге, отметил Леонид Сысоев (МС Интермаркавто). Он напомнил, что в отличие от производства, в этом сегменте автобизнеса с рынка ушли не все интернациональные компании – некоторые просто сменили юрисдикцию. Виктория Соловенчук (Лизплан) из трендов сегодняшнего дня выделила то, что автолизинг сейчас живет в режиме «скидки от наценки», при том, что товар продается задорого. Цифровизация и цифровые сервисы – хорошая вещь, но в лизинге пока одной кнопкой ничего не делается, считает Вячеслав Михайлов (Газпромбанк Лизинг). Сегодня клиенту лизинга сроки, когда он реально может получить автомобиль, важнее чем то, насколько быстро он получит ценовое предложение. Руслан Валеев (ВТБ Лизинг) считает, что 2023 год был годом спекулятивного рынка и насыщения, годом знакомства с «китайцами». От 2024 года он ждет некой стабилизации, усиления продаж. А вот на рынке грузовых автомобилей сегодня небольшая стагнация. В прошлом году «в грузовиках» было насыщение и вероятно, в этом году будет какая-то часть возвратов. Лизинговые компании будут стараться работать со своей б/у техникой.

Как выяснилось, в среде лизинговых компаний сегодня нет единого мнения в отношении к параллельному импорту. Кто-то не видит проблемы в этом ни сейчас, ни в будущем (дилер, который привез машины, обычно их берет и на обслуживание). Необходимые для ремонта запчасти привезут так же, как и машины («серым» импортом) – это вопрос цены, усилий и сроков. Другие участники форума, напротив, бьют тревогу. Потому что для корпоративных клиентов особенно важно, чтобы машина работала, а не находилась в простое. На вопрос, какие продукты лизинг готов предложить клиентам в 2024 году, почти все участники говорили о гибкости в отношении новых услуг. А на вопрос, стоит ли сегодня, в ситуации полной неопределенности и нестабильности, влезать в покупки, кредиты, лизинги, ответ был коротким: «Жизнь коротка, чтобы ждать. Будем решать проблемы по мере поступления. На российском рынке никогда не было спокойной размеренной работы».

Отдельная сессия форума была посвящена мобильности. В больших городах постоянно возникает потребность быстро переместиться из одной точки в другую. По прогнозам экспертов, B2B-мобильность в мире уже сейчас очень большая, а в ближайшие годы вырастет в разы. При этом мобильность развивается там, где она поддержана городскими и государственными властями. Иван Юнин («Транспортные инновации Москвы») рассказал о том, что в России сохраняется тренд на корпоративную мобильность. Количество корпоративных перевозок растет. Так, по итогам 2022 года объем B2B-рынка перевозок составил 623 млрд рублей. Это в 1,6 раз больше, чем в 2018 году (381 млрд рублей). Прогнозируется, что к 2030 году этот показатель достигнет 1 трлн 777 млрд рублей. Фелиз Алтундаг (Делимобиль) на примере своей компании показала, в каком направлении может развиваться и уже сегодня развивается каршеринг. Речь идет не только о краткосрочной аренде транспортного средства. Так, каршеринг уже начали активно использовать курьеры, арендуя автомобиль на целый рабочий день или месяц. Или бизнесмены, летящие на самолете, доезжают в аэропорт, а после обратного перелета снова садятся в ожидающий их автомобиль. Как видно, речь идет уже о долгосрочной аренде. Крупные компании берут в каршеринг автомобили бизнес-класса сроком на год или несколько месяцев. Берут машины на время командировок, на подмену сломавшегося автомобиля и т.п. То есть каршеринговый продукт преобразовался в новый – на стыке аренды и лизинга. Кирилл Жанайдаров (Сколково), рассуждая о том, на чем будем ездить завтра, напомнил, что задача города – минимизировать личный транспорт. И в этой связи появляется большое число всяких сервисов. В Сколково скоро снова запустят беспилотное такси (пробовали это сделать в 2017 году). Тренд на ближайшее будущее – «что-то электрическое, беспилотное и не простаивающее».

В довершении второго дня форума состоялся круглый стол, на котором автоэксперты обсудили вопросы ремаркетинга – как продавать и выкупать корпоративные парки. Один из эффективных и перспективных инструментов – проведение аукционов. Так, компания Carlink отмечает, что в январе 2024 года 74% продавцов на платформе пришлось на операционный лизинг, 16% – на корпоративные парки и 9% – на лизинговые компании и банки. Покупателями же становятся официальные дилеры (44%), физические лица (27%) и неофициальные дилеры (17%). Компания Automart выделила ряд тенденций в корпоративных парках. К ним отнесли переход из лизинга в собственность, увеличение сроков эксплуатации, замену парка на каршеринг и такси и покупку подержанных автомобилей с меньшим пробегом вместо новых.

Итоги форума автобизнеса «FinAuto – 2024. Финансовые инструменты авторынка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.