12 октября 2024 года
С 8 по 10 октября в Москве проходил форум автобизнеса «СarX – 2024», организованный агентством «АВТОСТАТ». Его участниками стали автодилеры, автопроизводители, представители страховых и кредитных компаний, автомобильных аукционов, IT-специалисты и многие другие сотрудники, работающие в сфере автобизнеса.
День первый (8 октября)
8 октября были подведены итоги ежегодной национальной премии «АВТОДИЛЕР ГОДА – 2024», организаторами которой выступили агентство «АВТОСТАТ» и Авито Авто. Целью премии является анализ деятельности дилерских центров и холдингов, а также выявление среди них наиболее передовых в сфере организации продаж, сервиса и маркетинга. К участию в премии «АВТОДИЛЕР ГОДА – 2024» были приглашены все официальные дилерские центры, работающие в России (порядка 4 тысяч). На финальном этапе за звание лучших боролись свыше 500 дилеров из более чем 50 городов РФ. В общей сложности памятные награды получили 51 дилер, 2 бренда и 1 маркетолог. Более подробно с итогами ежегодной национальной премии «АВТОДИЛЕР ГОДА – 2024» можно ознакомиться тут.
День второй (9 октября)
В рамках форума 9 октября состоялся традиционный «Конкурс IT-решений для автобизнеса». Формат мероприятия: всего 6 минут на презентацию каждого участника. Критерии для выбора победителей: полезность и эффективность идеи, ее применимость, убедительность спикера. Впервые в этом году победителя выбирало не экспертное жюри, а все участники форума «CarX – 2024», которым было предложено проголосовать за самую полезную разработку. В этом году в конкурсе приняли участие 11 новых проектов, а победителем признан проект компании CarCraft – «Мультифакторинг». Он набрал 62% голосов. Фактически Борис Беленький, представлявший проект CarCraft на конкурсе, предложил полноценный агрегатор для объединения всех участников рынка факторинга.
После конкурса IT-решений участники форума «CarX – 2024» перешли к обсуждению текущих реалий автобизнеса – его ключевых трендов.
Кирилл Жанадайров («Сколково») сообщил, что главные 4 перспективных направления в автомире за последние 10 лет не поменялись – это автономность, электрификация, шеринговые услуги и умная мобильность. Сегодня они идут с разными темпами реализации. У России в этом плане есть свои трудности, которые тормозят процессы: некоторые технические решения мы вынуждены открывать заново. Однако наши софтовые решение по беспилотности сегодня – в числе лучших в мире (то, что делают Яндекс и AutoTech – топовые технологии). И скоро многое в транспорте вокруг нас будет меняться, особенно в общественном. Первопроходцем здесь станет Москва (большие автобусы, метро).
Тему электрификации как развития транспорта уже в ближайшем будущем поднял в своем выступлении Александр Мироненко (PUNKT Е). Так, по данным PUNKT Е, на июнь 2024 года в России насчитывалось 7410 точек зарядки, из них быстрых – 2555 (для сравнения: в 2023 году было только 4447, а быстрых – 1796). В целом появление зарядных станций в нашей стране идет опережающими темпами. Спикер также отметил, что в России растет число корпоративных парков, использующих электромобили. Только в портфеле PUNKT E – 29 таксопарков, и самый крупный из них – в Нижнем Новгороде (380 автомобилей Evolute).
Алексей Махмудов (Ozon Авто) рассказал, как буквально за год интернет-площадка Ozon стала не только рекламной платформой, но и маркетплейсом, и финансовым инструментом для автобизнеса. Как автомобильный маркетплейс, Ozon запустился год назад, 27 сентября. Начинали с Chery, а сегодня на площадке уже около 40 брендов и более 47 дилеров. Через маркетплейс заказано более 600 автомобилей (100 из них – в сентябре 2024 года). За год работы – ноль возвратов.
Андрей Кокорев («Цифровой автолизинг») напомнил, что сейчас много возможностей для покупки автомобилей с помощью цифровых сервисов, но при этом люди хотят иметь некую тактильность и очеловечивание (попробовать машину в тест-драйве, вживую пообщаться с менеджером и др.). Поэтому очень важно, предоставляя клиенту быстрый и удобный цифровой путь покупки, оставлять возможность поговорить с оператором.
В свою очередь Святослав Балакирев (F.Doc) рассказал о появлении новых цифровых инструментов для тех, кто не боится ставить электронную подпись. Он уверен, что фантастическое будущее – с инновационными автосалонами и СТО, с консьерж-сервисом в автобизнесе – настанет уже скоро. Электронное подписание в 2 раза ускоряет оформление документов и на 50% снижает возможность мошеннических схем.
Между тем Антон Киселев («К.Л. Лигал Солюшнз») в своем выступлении на форуме напомнил об ответственности автобизнеса и о потребительском экстремизме, который в последнее время обострился: число рекламаций в некоторых регионах выросло. В Законе о защите прав потребителей есть ряд статей (13, 18, 23) по технически сложным товарам, к которым относится автомобиль. Определены сроки для устранения недостатков и для замены/возврата такого товара. Если ими пренебрегать, то при стоимости автомобиля в 5 – 7 млн рублей продавец/автодилер может попасть на штрафы по 50 – 70 тысяч рублей за каждый день продолжающегося конфликта интересов. И это только часть «судебного айсберга».
В ходе форума немало внимания уделялось изменению модели поведения с клиентами автосалонов.
Василий Мельников (MITRA) затронул эту тему со стороны автомобильного маркетинга. Он считает, что сегодня появляется некий новый маркетинг, и лучшие дилеры не боятся показывать свои человеческие лица. Они идут в соцсети, пробуя новые подходы к клиенту, которые могут и должны быть разносторонними: через радио и ТВ (как раньше), через блогеров и амбассадоров (как сейчас). Необходимо подключать соцсети, создавать комьюнити, устраивать для клиентов Дни открытых дверей, встраиваться в активности представительств.
К этому же призвал и Максим Кадаков («За рулем»). Так, журнал «За рулем» читают 3,1 млн человек в месяц, просматривают сайт еще 16,1 млн человек, заглядывают в соцсети компании 7,3 млн человек. Он призвал автодилеров в современных условиях не зацикливаться на чем-то одном и не ждать сиюминутного эффекта от своих активностей (в виде резкого увеличения продаж после каждой), а пытаться смотреть хотя бы на год вперед и выстраивать более крепкие человеческие отношения с клиентом.
В этом же человеческом ключе прозвучало и выступление Кирилла Митина (Rublevkacars) с темой «От классифайдов к сообществам: ключ к успеху автосалона». Удорожание работы с классифайдами подталкивает к новой стратегии – выстраивать работу с клиентским сервисом, не закрывать глаза на конфликты, развивать личный бренд, делать что-то безвозмездно для клиентов, состоять в бизнес-сообществах. Кирилл рассказал, что растущая стоимость лида на классифайдах подтолкнула его к созданию международного автомобильного сообщества KIR AVTO. Оказалось, через сообщество можно получать новых клиентов и видеть их путь, выстраивая сквозную аналитику. И даже можно через него использовать возможности удаленного стока автомобилей.
В свою очередь Денис Ким (OK review) поделился результатами большого исследования (на базе более 1000 автосалонов, которые сотрудничают с компанией) на тему того, как рейтинг в интернет-картах сегодня влияет на репутацию компании и на конверсию. Для повышения результата в интернет-картах, специалист порекомендовал следить за всеми поступающими отзывами и автоматизировать мониторинг, привлекать больше позитивных отзывов и минимизировать поступление негативных. Очень важно – не откладывать ответы на поступающие отзывы больше, чем на 24 часа.
Мария Лучина (Ipsos) рассказала о результатах исследований своей компании, которые подтверждают ряд новых трендов на рынке. В частности, отчетливо виден разворот к азиатским брендам, который проявляется в интересе к таким машинам среди женщин, молодежи и потребителей с доходом выше среднего и высоким. В то же время ярлык «Сделано в Китае» все еще воспринимается как «дешево и сердито» (так считают 39% населения с доходами средним и ниже). Но изменения уже начались – с надежностью и качеством эти товары начинает ассоциировать уже 18% опрошенных, то есть практически каждый пятый. И все больше покупателей выбирают автомобиль за внешний вид. Если в 2021 году этот показатель был равен 28%, то в 2024 году он вырос до 32%.
День третий (10 октября)
Третий день форума автобизнеса «CarX – 2024» открылся с конференции «АВТОСТАТ Оперативка», которую впервые в режиме офлайн провели ее традиционные ведущие Сергей Целиков и Сергей Удалов («АВТОСТАТ»). Они рассказали об итогах авторынка в сентябре, отметив ряд ключевых фактов. Так, все сегменты автотранспортных средств, кроме грузовиков, демонстрируют рыночный рост. И за 9 месяцев 2024 года в России уже продано новой автомобильной техники больше, чем за весь прошлый год. При этом рынок тянут вверх легковые автомобили, реализация которых растет сильнее всего (+61%). Что касается их сентябрьских продаж, то они впервые за 3,5 года преодолели отметку в 150 тысяч единиц. Также эксперты обратили внимание и на рекордный объем импорта новых легковых автомобилей за последние 12 лет (104,2 тыс. шт.). Это все связано с новой шкалой утилизационного сбора, которая стала действовать с 1 октября, поэтому до наступления данного события импортеры старались ввезти как можно больше машин, а покупатели – их приобрести до начавшегося подорожания.
Алексей Подщеколдин (РОАД) проинформировал участников форума о том, что Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» РОАД продвигает закон, который смог бы регулировать продажу и обслуживание транспортных средств. Это позволит сделать куплю-продажу автомобиля более прозрачной. Планируется, что в нем будут оговорены условия и правила реализации транспортных средств, а также условия кредитования, продажи страховых услуг и дополнительных опций.
В 2025 году компания «Моторинвест» планирует запустить конвейер по сварке и окраске автомобилей, что углубит степень локализации бренда Evolute, сообщил Василий Чеботарев («Моторинвест»). Кроме того, в следующем году на автомобиль i-JOY планируют начать установку электродвигателя и трансмиссий отечественного производства. Также будут локализованы некоторые пластиковые детали и резинотехнические изделия на автомобили Evolute.
А Belgee в 2025 году собирается увеличить производственную мощность своего завода и, возможно, расширить модельный ряд в России. О продажах бренда в нашей стране рассказал Алексей Винер (Geely/Belgee). По данным агентства «АВТОСТАТ», за 9 месяцев 2024 года в России реализовано 24,9 тыс. автомобилей белорусского бренда. При этом высока доля корпоративных продаж, которая составила 26%. Автомобили X50 и X70, представленные на рынке, хорошо зарекомендовали себя в сегментах такси и каршеринга.
Михаил Колтунов (Iran Khodro) рассказал о перспективах иранского автопрома в России. На финальной стадии получения ОТТС сейчас находится седан Iran Khodro Tara (произведен на платформе Peugeot), а в следующем году иранцы будут рассматривать для презентации в России кроссовер Rira (уже на иранской платформе). Там может быть и электрическая модификация. Из того, что уже адаптировано под российские условия называется наличие «зимних» опций и русифицированная система мультимедиа.
Ирина Франк и Георгий Премильский (Frank Auto) прояснили нашумевшую ситуацию с продажами Zeekr в России. Спикеры напомнили: начав реализацию автомобилей бренда без сервиса и официальных гарантий, полулегально, потом за небольшое время компании удалось наладить техническое обслуживание (обучив специалистов), с подключением сервисов, с запчастями и прочим. Но самое главное – был заключен прямой договор о поставках с китайским заводом.
Далее в программе форума стартовала сессия «Финансовые инструменты в автобизнесе», участниками которой стали спикеры, регулярно участвующие в конференции FinAuto.
Ольга Васильева («Д2 Страхование») с темой выступления «F&I на фоне регулярных изменений и роста ключевой ставки» напомнила, что ранее (в 2015 и 2022 годах.) рост ключевой ставки и, как следствие, стоимости автокредитов, приводил к снижению продаж автомобилей. Потребители предпочитали размещать денежные средства на депозитах, а не совершать крупные покупки. В 2024 году после повышения ключевой ставки Центробанка этого пока не наблюдается. Индекс потребительской уверенности растет, несмотря на высокую ставку.
На фоне ограничений ЦБ в секторе кредитования Елена Корниенко («Уралсиб») считает: для того, чтобы сохранить клиента, от банков требуются адекватные ставки по кредитам, стабильный кредитный трафик и удержание кредитных продаж. В 2025 году в финансовом секторе прогнозируется по-прежнему высокий показатель ключевой ставки, цены на автомобили продолжат рост, курс валют также будет высоким. Кроме того, ожидаются новые ограничения Центробанка, снижение кумулятивной маржи, а инфоповодов для привлечения клиентов не будет.
Денис Мусиенко (Т-Банк) сообщил, что доходность кредитов на сегодняшний день падает, а это значит, что банки будут с меньшей охотой выдавать их потребителям. Есть положительный момент: конкуренция будет снижаться, так как банкам будет невыгодно выдавать большие беззалоговые кредиты. Он также рассказал о слиянии Росбанка и Т-Банка. Интеграцию пытаются провести максимально комфортно и незаметно для клиента.
В этом году на форуме как никогда много говорилось о факторинге как об универсальном продукте для финансирования дилеров в текущих условиях. Алена Лагунова (ПСБ) обратила внимание на сроки финансирования программы у ПСБ (до 210 дней) и глубину авансирования (до 90 дней). Для дилеров главными преимуществами участия в таком факторинге являются принятие решение по официальной отчетности (1 документ), отсутствие ежеквартального финансового мониторинга, лимит до 500 млн рублей и то, что продукт не является долговой нагрузкой, работает без залога. Для производителей, дистрибьюторов и импортеров участие в автофакторинге даст гибкие условия, а включение дилера в программу составляет до 10 дней.
Компании Бориса Беленького (CarCraft) только за 2023 год удалось профинансировать покупку 65 тысяч автомобилей на сумму более 100 млрд рублей. Помимо старых успешно работающих инструментов, несколько недель назад была запущена новая разработка – «Мультифакторинг», которая объединяет в себе все различные факторинговые компании и инструменты финансирования.
Сергей Налбандян («Страховой дом ВСК») пояснил, что нового происходит на рынке автострахования. В прогнозе на 2025 год ожидается, что премии по ОСАГО для физических лиц составят 287,5 млрд рублей, а для юридических – 61,5 млрд рублей. Премии по каско составят 185,8 млрд рублей для обычных граждан и 179,1 млрд рублей – для организаций. В 2025 году ожидается рост тарифов в связи с удорожанием ремонта автомобилей и высокой аквизиции в целом. Также возможен риск снижения «клиентоцентричности» и, как следствие, снижение ценности продукта каско.
О тенденциях на рынке автолизинга рассказал Андрей Гетманюк («ВТБ Лизинг»). По данным внутренней аналитики компании, в 2024 году средний срок лизинга растет, а размер аванса становится меньше. Так, срок лизинга на грузовые автомобили увеличился с 44,2 месяца в 2022 году до 54,2 месяца в 2024-м. При этом аванс на грузовики уменьшился до 9,7%. В 2022 году этот показатель равнялся 13,2%.
Затем действующими лицами форума стали участники сессии Used Cars («Автомобили с пробегом»), рассказавшие о ключевых трендах на вторичном рынке.
Кто такой покупатель автомобиля с пробегом сегодня и что он хочет найти при его поиске, рассказала Евгения Табакова (Avito Авто). Так, согласно данным Avito Авто в 2023 году увеличилась доля людей, которые отложили покупку автомобиля. В 2024 году она осталась прежней, поскольку события нынешнего года в целом не оказали ощутимого влияния на планы по покупке. При этом большая часть автовладельцев хотела бы использовать транспортное средство не более 4 – 5 лет.
Сергей Фирсов (Pango Cars) поделился опытом, как зарабатывать больше на автомобилях с пробегом, решая вопросы клиентов. Так, в 2023 году из 5,7 млн сделок на вторичном авторынке лишь 10% пришлось на дилерский сегмент. По-прежнему существует проблема доверия к дилерам из-за отсутствия единых и качественных стандартов продаж автомобилей с пробегом. Заработать дилерам в сегменте подержанных автомобилей помогут сертификация, trade-up, карта помощи на дорогах и кредит/страхование.
Об эффективных инвестициях в управлении ассортиментом рассказал Кирилл Калинин (CarPrice). Оптимальным решением заработка в сегменте автомобилей с пробегом он считает аукцион. Благодаря большому выбору дилер может выбрать нужную марку и модель по оптимальной цене. Кроме того, в интернет-аукционах нет региональных ограничений и выбрать автомобиль можно, не выходя из офиса. Преимуществом является детальный осмотр с фото- и видеофиксацией, а также гарантия юридической чистоты автомобиля.
Завершила форум автобизнеса «CarX – 2024» сессия, посвященная рынку коммерческого транспорта в нашей стране.
Как считает Вадим Зейферт (Sinoway Group), российский рынок грузовиков снижается вследствие реализации отложенного спроса в 2023 году, а также из-за роста ключевой ставки и заградительных мер на импорт. В ТОП-5 самых популярных марок грузовиков уже стабильно входят четыре китайские, поскольку российский КАМАЗ не может в одиночку закрыть потребности рынка.
Говоря о трендах на этом рынке, Вадим Шишко («GTS Дистрибуция») напомнил, что доля китайских производителей в сегменте тяжелых грузовиков выросла с 66% в 2023 году до 72% в 2024-м. Эксперт считает, что на складах дистрибьюторов сейчас находится более 40 тысяч грузовиков 2023 и 2024 годов выпуска. Такого количества авторынку хватит примерно на 7 месяцев. Эти автомобили готовы к продаже и их не затронут новые ставки по утилизационному сбору. Кроме того, еще некоторое количество автомобилей, собранных под запросы российского рынка, сейчас находятся в Китае.
Нельзя не отметить, что форум автобизнеса «СarX – 2024» прошел еще и в формате выставки. В течение всех трех дней здесь были представлены действующие и потенциальные новинки российского авторынка, а именно: M-Hero, Xiaomi SU7, Lotus Emeya, Lixiang Mega, GAC Aion Hyper SSR, Zeekr 7X, Iran Khodro Tara, Hyundai Mufasa, Volkswagen Talagon и другие.