Президент Владимир Путин высказался против инициативы по использованию материнского капитала для приобретения автомобиля. Тем не менее соответствующий законопроект периодически выносится на обсуждение Госдумы. Какова потенциальная эффективность данной меры для российского авторынка и каким требованиям должен отвечать автомобиль, чтобы участвовать в подобной программе? С этим вопросом мы обратились непосредственно к участникам авторынка.
Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОДОМ»:
– Предложения по использованию материнского капитала для приобретения автомобиля вносились в Государственную Думу с 2009 года. Любая мера поддержки позитивно воспринимается рынком. Так, в 2023 году банки израсходовали лимит, выделенный в рамках госпрограммы льготного автокредитования задолго до конца календарного года. В отличие от других мер стимулирования спроса, таких как временные субсидии или специальные условия по автокредитам, материнский капитал предоставляет семьям возможность инвестировать в крупные покупки на более длительный срок.
Однако следует учитывать, что рентабельность использования материнского капитала для покупки автомобиля зависит от нескольких факторов, включая ставки по автокредитам, уровень дохода семей, ценовую политику автопроизводителей и социально-экономическую ситуацию в стране.
Для участия в программе покупки машин с использованием маткапитала в качестве основного критерия необходимо выбирать не локализацию производства, а безопасность автомобиля. Участвовать в ней должны машины, отмеченные знаком «5 звезд» самого строгого рейтинга безопасности C-NCAP. К таким моделям можно отнести, например, кроссовер EXEED VX.
Ольга Платонова, руководитель подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса FRESH:
– На сегодняшний день в некоторых регионах России действует решение местных властей о возможности потратить материнский капитал на покупку автомобиля. Например, на Камчатке или в Калининградской области. Несмотря на то, что Минпромторг поддержал инициативу позволить тратить данную социальную выплату на покупку машины, среди противников оказался Минтруд, по мнению которого в случае, если потратить деньги на автомобиль, будут нарушены права ребенка, ведь транспортное средство будет зарегистрировано на одного из родителей. Кроме того, существует вероятность того, что многие семьи захотят обналичить маткапитал, то есть приобрести автомобиль для последующей перепродажи.
На мой взгляд, принимать поправки в закон о материнском капитале (программа действует до 31 декабря 2026 года) стоит, однако необходимо ограничить категорию семей, которые смогут воспользоваться им для покупки автомобиля. Например, не позволять тратить маткапитал на покупку транспортного средства в случае, если у семьи нет жилья – это гораздо важнее. Не думаю, что возможность вложить маткапитал в приобретение машины сильно увеличит продажи, так как, скорее всего, ассортимент моделей будет ограничен. Например, в 2022 году депутаты предлагали ввести такие требования, как наличие не менее трех пассажирских мест, кроме водительского, стоимость автомобиля – не выше 2 млн рублей, а мощность мотора – не более 125 л.с. Кроме того, сам автомобиль должен быть новым и произведен в России. Фактически этим требованиям соответствует только модельный ряд АВТОВАЗа, не зря же автоконцерн является одним из тех, кто поддерживает инициативу.
Екатерина Беляева, директор по финансовым сервисам сети дилерских центров «Прагматика»:
– По моему мнению, необходимо дополнить законопроект об использовании материнского капитала на покупку микроавтобуса или автомобиля семейного типа (в частности, рассчитанного на 7 мест) многодетным семьям с четырьмя и более детьми. Таким семьям проблематично передвигаться без вместительного автомобиля. Кроме того, следует распространить действие закона на всю страну, а не только внедрить его в отдельных регионах.
Если рассматривать бренд LADA, то актуальными для подобной программы были бы 7-местные LADA Largus. Ждем такие автомобили в ближайшем будущем. Из других моделей я бы выделила, к примеру, Geely Okavango и Changan CS95. Правда, эти автомобили не производятся в России, тогда как государственные меры поддержки всегда направлены на стимулирование выпуска машин на местных предприятиях.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»:
– Все законодательные инициативы по покупке автомобиля за материнский капитал не находят достаточной поддержки в Госдуме. Есть несколько причин отклонения законопроектов: от высокого риска злоупотреблений до снижения эффективности использования бюджетных средств. При этом потеря ликвидности купленного автомобиля не является проблемой, так как у многих дилеров действует услуга обмена старых машин по трейд-ин.
Возможность покупки автомобиля за материнский капитал может стимулировать рост спроса на российском рынке. Однако размер выплаты на первого ребенка в 2024 году составит 631 тыс. рублей, а на второго – 834 тыс. рублей, что значительно меньше, чем средняя стоимость автомобиля в России. Сейчас в некоторых регионах на покупку автомобиля можно тратить лишь небольшую часть материнского капитала: от 40 до 194 тыс. рублей, поэтому многие молодые люди ищут выгодные программы льготного кредитования.
За материнский капитал можно приобрести только легковые автомобили с тремя (или более) пассажирскими местами, мощность двигателя которых не превышает 125 л.с. Все купленные машины должны соответствовать определенным требованиям, поэтому трудно делать прогнозы, касающиеся объема продаж самых популярных моделей.
Илья Петров, директор розничных продаж дилерского холдинга «Авилон»:
– На мой взгляд, было бы разумно, если бы в программу были включены все продаваемые официально автомобили – разных классов по типу кузову и пассажировместимости, а стоимость определялась по совокупному доходу семьи, а не была регламентирована законодательно или в зависимости от средних доходов по регионам.