В связи с наметившимися изменениями в геополитике возникла вероятность того, что ушедшие автопроизводители могут возобновить продажи в нашей стране. Какие марки могут первыми вернуться на российский авторынок и как они будут выглядеть на фоне обосновавшихся у нас китайских брендов? С этим вопросом мы обратились непосредственно к ведущим автомобильным дилерам и экспертам.
Роман Слуцкий, генеральный директор ГК «Аларм-Моторс»:
– Вопрос о возможности возращения некоторых брендов, очевидно, может встать в разумной исторической перспективе, но надо признать, что в результате «китайского нашествия» на российский рынок только несколько брендов имеют реальный потенциал для камбэка официальных поставок в Россию. Среди них Toyota и BMW – бренды, на которые сохранился стабильный спрос в сегменте 10+ млн рублей.
Что касается масс-маркета в сегменте 3 – 6 млн рублей, то при текущих реалиях государственной промышленной политики потенциальное место на рынке останется только для тех брендов, которые будут иметь локальную сборку. Здесь наиболее высокие шансы у корейских Kia и Hyundai. Им очень тяжело без российского рынка, и кроме этого у них остались правовые основания для возвращения на свои производственные площадки. Я не думаю, что речь пойдет о полноценном возврате к собственному производству – скорее, речь может пойти о формировании СП с одним из российских автопроизводителей или о контрактной сборке на территории нашей страны.
Упомянутые бренды – Toyota, Kia, Hyundai и BMW – проявили максимальную лояльность к российским владельцам таких автомобилей, а также к своим дилерским сетям. Все эти годы они продолжали обеспечивать высокий уровень сервиса и, тем самым, закладывали возможность вернуться в нашу страну.
Александр Николаев, заместитель директора департамента продаж «Мэйджор»:
– Мы считаем, что ушедшие автопроизводители могут возобновить продажи в нашей стране, как только начнут снимать соответствующие санкции. К сборке в РФ они смогут приступить не ранее, чем через два года.
Автопроизводители из каких стран могут вернуться в Россию первыми? Это будет зависеть от политических факторов, и только. Скорее всего, это будут американские, японские и корейские бренды. Мы бы хотели возвращения «большой немецкой тройки» Audi, BMW и Mercedes-Benz, а также Land Rover, Toyota, Lexus, Kia, Hyundai, Skoda, Mazda, в первую очередь. На наш взгляд, при отмене санкций производители будут смотреть не только на то, где производятся автомобили, а в первую очередь учитывать интерес российских покупателей в новых для них условиях рынка.
В случае возвращения каждая марка пойдет в свою ценовую нишу и будет дороже китайских брендов, точно так же, как и было всегда. В сегменте до 5 млн рублей «возвращенцам» будет очень тяжело конкурировать с китайскими производителями, а в сегменте более 5 млн рублей они смогут конкурировать с текущими китайскими марками.
Что касается конкурентоспособности «возвращенцев» в сравнении с китайскими брендами, это определяет потребитель. Но мы и сейчас видим, что даже при параллельном импорте место на рынке для них есть. Они интересны покупателям, но не стоит ждать, что они будут стоить дешево, как раньше.
Евгений Житнухин, коммерческий директор автомобильного маркетплейса FRESH:
– На мой взгляд, ожидать камбэка европейских, японских и корейских автоконцернов можно не раньше 2026 года. Пока об отмене санкций со стороны Евросоюза и США речи не идет, а большинство производителей автомобилей останавливает именно внутренняя политика регулятора. При этом наибольшие шансы наладить поставки или выпуск автомобилей на территории России имеют те бренды, которые оставили за собой возможность вернуться в РФ и выкупить обратно свои производственные мощности. К примеру, это Hyundai и Kia, Renault и Nissan. Есть вероятность и возвращения марки Toyota, которая, несмотря на заморозку своей деятельности в нашей стране, продолжала оказывать своим клиентам и дилерам всестороннюю поддержку. А вот Mercedes-Benz, хотя и сохранил за собой право обратного выкупа своих производственных мощностей, но оставил негативный осадок у отечественных потребителей, почти лишив их возможности диагностировать и обслуживать свои автомобили.
Думаю, первыми можно ожидать возвратов Hyundai, Kia и Toyota. Они по-прежнему пользуются спросом у россиян, что подтверждает уровень их продаж на вторичном рынке. Если данные марки будут вести грамотную ценовую политику, чтобы составить конкуренцию китайским брендам, которые успели занять почти все освободившиеся ниши, вероятно, камбэк будет успешен.
Единственный момент, который зарубежным брендам стоит учитывать при возвращении, – действия регулятора. Уверен, что такой лояльной политики к ним, как была до 2022 года, уже не будет. Например, это касается льгот для локализации производств, да и требования к производственным процессам могут ужесточиться. Кроме того, большинство производственных мощностей зарубежных заводов выкуплено отечественными и китайскими производителями, на них уже выпускаются новые марки автомобилей. Поэтому желающим вернуться в Россию вендорам стоит понимать, что выстраивание рабочего процесса, партнерства с дилерами и отношений с потребителями, возможно, придется начинать с нуля.
Игорь Моржаретто, шеф-редактор Радио «Автодор»:
– Я не верю, что кто-то из компаний, покинувших наш рынок в 2022-м, в ближайшее время сможет вернуться. Главное – если удастся достичь каких-то договоренностей, и боевые действия будут приостановлены, это не значит, что санкции могут сразу отменить. Это процесс небыстрый, а ни одна компания не вернется в РФ при действующих санкциях. Это первое.
И второе. Ситуация с тех пор действительно сильно изменилась, например, был очень сильно повышен утильсбор. В этих условиях ввоз бюджетных моделей к нам стал нерентабельным. Надо восстанавливать производство, чтобы хоть как-то сократить утиль. А восстановить производство опять же быстро не получится: слишком много политических, юридических и технических проблем надо решить… А при этом на рынке уже многие места заняты, особенно в премиум-классе, и китайцы так просто наш рынок уже никому не отдадут.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»:
– Хотели бы мы, чтобы ушедшие марки вернулись в Россию? Безусловно. Реалистичен ли такой вариант сейчас? Нет. Санкции и все ограничения в отношении нашего рынка продолжают действовать, их пока никто не отменял.
Что касается будущего, то я уверен, что многие ушедшие марки рассматривают различные сценарии возвращения на российский рынок при условии снятия ограничений. Не стоит забывать, что российский рынок был для большинства марок не только ключевым, но и одним из самых прибыльных.
В премиум-сегменте все просто – там и сейчас покупают автомобили ушедших марок, завезенные по схеме параллельного импорта. Прямых альтернатив немецким маркам для ценителей мощных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания среди китайских брендов практически нет. В массовом сегменте сложнее – здесь конкуренция намного выше, и «возвращенцам» придется бороться за свою долю рынка заново.
В случае принятия решение о возвращении зарубежных марок в РФ дилеры смогут очень быстро начать их продавать. Автодилеры давно научились оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.
Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОДОМ»:
– Я считаю, что для таких разговоров сначала должны быть сняты ряд ограничений и санкционных пакетов. В текущей ситуации я не вижу шагов в эту сторону. По моему мнению, возврат автомобильных гигантов в РФ в части продажи машин будет в очень нескорой перспективе. Сначала будут поставляться запасные части и восстановлены сервисные решения для текущих клиентов, и только тогда можно будет обсуждать что-то большее.
Если возвращение автомобильных брендов случится, то потребуются годы, чтобы какая-то часть населения пересела обратно на «европейцев». В случае принятия решения о возвращении зарубежных марок в РФ потребуется примерно 1 год, чтобы реально запустить продажи. А с учетом текущей ситуации в авторитейле, когда доходность дилеров ниже минимально допустимых уровней, возможно, понадобится и более длинный срок.
Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ»:
– О возвращении ушедших брендов пока можно рассуждать лишь гипотетически, да и то с точки зрения политики. Увы, но именно политика сейчас «рулит» многими процессами…
Я не удивлюсь, если первыми на наш рынок вернутся американские компании: они первыми ушли – могут и первыми прийти обратно. Производить здесь автомобили американцы не будут, но возобновить их поставки вполне могут. Скорее всего, ограничатся дорогими премиальными моделями в небольших объемах, чтобы показать готовность к дальнейшему сотрудничеству.
Думаю, из европейских марок первыми «прибегут» французские. Просто исторически так сложилось, что Франция умеет вовремя «переобуться» и выбрать сильную сторону… К тому же у Renault есть 6-летний опцион на выкуп своей доли в АВТОВАЗе, а на калужском заводе и сейчас собирают «ситроены». А вот немецкие бренды вернутся не скоро – учитывая собственный менталитет, они будут до последнего исполнять указания, даже если им это невыгодно. «Немцы» пропустят вперед даже «корейцев» и «японцев», которым просто повезло не быть связанными с «евробюрократами».
И еще один важный вопрос, причем тоже политический: сколько будет стоить возвращение? За три года российский авторынок пережил серьезную трансформацию, а его нынешние участники вряд ли готовы опять его делить. И если вспомнить, как западные компании бежали из России, то и встречать их с распростертыми объятиями не будут. По всей видимости, им будет выставлен ряд условий со стороны чиновников, которые могут затруднить возвращение.
Что касается возможных сроков этого процесса, то, на мой взгляд, он начнется не ранее 2026 года. В нынешнем году нам остается наблюдать за переговорами между сторонами геополитического конфликта, который пока далек от заверешения.