Китайские машины обеспечивают основное пополнение российского автопарка в последние годы. Какова статистика по их ремонту по сравнению с ушедшими иномарками и каковы «слабые» места китайских автомобилей при эксплуатации в нашей стране? В преддверии конференции «ServiceAuto – 2024», которую агентство «АВТОСТАТ» проведет в Москве 30 мая в рамках Международной выставки запчастей, послепродажного обслуживания и сервиса «СТО Expo», мы обратились с этими вопросами к ее спикерам и участникам отрасли.
Татьяна Овчинникова, директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE:
– Самый существенный рост числа машинозаездов ожидаемо показали китайские автомобили. По итогам 2023 года на 14% чаще, чем в 2022 году, заезжали на сервис владельцы машин китайских брендов. При этом доля китайских автомобилей в структуре всех машинозаездов все еще небольшая – в 2023 году она составила 3%. Наиболее существенно число визитов на СТО росло в 4 квартале 2023 года – на 30% по сравнению с 4 кварталом 2022-го. Значительного роста сегмента китайских автомобилей мы ожидаем примерно через 2 – 3 года. В это время закончится гарантийное обслуживание новых машин и большинство автолюбителей будет обслуживаться не у дилеров, а в сертифицированных автосервисах.
По итогам 2023 года средний чек за обслуживание и ремонт автомобилей китайских марок составил 7187 рублей. Он в топе самых низких, если объединить марки машин по странам. Однако объяснение здесь простое – большинство китайских автомобилей еще новые, поэтому затраты на ТО пока небольшие. Каким будет средний чек через 2 – 3 года, нам еще предстоит узнать.
Что касается типичных ремонтов, то мы не отмечаем ярко выраженных особенностей, «болячек» у китайских машин. Как и у японских, и у европейских марок чаще всего водители обращаются в автосервисы за ремонтом элементов подвески. Далее по частоте ремонтов, как и у других марок, следуют неисправности в электронике, двигателе, коробке передач. В целом, все типично.
За последние 10 – 15 лет качество китайских автомобилей, безусловно, улучшилось. В лучшую сторону изменились: кузовная часть, качество лакокрасочного покрытия, отделочные материалы в салоне, общее качество сборки. Кроме того, китайский автопром совершил довольно резкий скачок в технологиях, которые внедряются в современные модели. Сейчас по электронной начинке мало какой китайский автомобиль уступает европейскому или японскому автопроизводителю.
Для того чтобы избежать поломок, рекомендую проходить техническое обслуживание регулярно, заезжать на диагностику не менее двух раз в год и своевременно устранять неисправности в начальной стадии. Эта рекомендация будет актуальна как для китайского автомобиля, так и для любого другого.
Если говорить про ситуацию с обеспечением запчастей для китайских машин, здесь все еще есть сложности, особенно с новыми и редкими марками китайских автомобилей. Нет доступной информации о технологиях ремонта, нет каталогов запчастей и данных о модификациях. Конечно, мы постепенно накапливаем собственные данные, аккумулируем опыт всех наших станций, но ситуации, когда ты заказываешь деталь к автомобилю, а приходит нечто совершенно иное – длиннее, короче или вообще другой конфигурации – все еще случаются часто.
Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд»:
– Сейчас в среднем один автосервис обслуживает 2 – 3 китайских автомобиля в месяц. В наши СТО владельцы китайских машин чаще всего приезжают на ТО, а не для устранения возникших неисправностей. Это, в частности, связано с тем, что большинство китайских автомобилей сейчас новые, им всего по 1 – 2 года. Поэтому владельцы предпочитают по гарантии устранять неполадки через официальных дилеров. Но из-за большой очереди на ремонт, сроки в дилерских центрах могут порой доходить до полугода.
Ресурс у китайских автомобилей в несколько раз меньше, чем у европейских, и они, действительно, ломаются чаще. Помимо этого, мы заметили, что к зиме владельцы таких автомобилей стали чаще обращаться за ремонтом, так как китайские машины по-прежнему не такие адаптированные к русской зиме, как японские или европейские марки. Наш опыт работы показал, что основные проблемы связаны с электрикой, коробками передач, в особенности роботизированными, и тормозной системой.
Если взять 2022 год, то у нас практически не было в наличии запчастей, и сервисы вообще неохотно брали машины в ремонт, так как не знали, как ремонтировать, и где взять запчасти. В 2023 году эта ситуация значительно улучшилась, запчасти появились в наличии, поток китайских машин увеличился, так как Россия стала главным импортером китайских автомобилей.
Большая часть запчастей для распространенных в России китайских марок есть в наличии. В целом почти все популярные категории комплектующих доступны через несколько дней или пару недель с момента заказа. Однако сроки ожидания непопулярных комплектующих, например, кузовных деталей, могут увеличиться до нескольких месяцев.
Через 5 – 10 лет, безусловно, ситуация нормализуется, и даже самые сложные проблемы будут решаться. Но в ближайшие несколько лет ситуация, скорее всего, продолжит оставаться нестабильной.
Илья Плисов, член правления Союза Автосервисов, заместитель генерального директора «ЕвроАвто»:
– Если не брать одиночные случаи, то в целом китайские автомобили полностью соответствуют уровню остального мирового автопрома. Это для нас они – новинка, а в самом Китае многие заводы работают более 50 лет. За это время они поработали и с европейскими инженерами и дизайнерами и поменяли не один десяток лицензионных моделей. Да, какая-то модель может иметь заводскую конструктивную недоработку в том или ином узле. Но от этого не застрахованы ни «европейцы», ни «японцы», ни «американцы». У них также существует практика отзывных программ по тому или иному случаю. Сейчас по официально ввезенным «китайцам» продавцы несут гарантийные обязательства и устраняют редкие найденные дефекты.
С какими неисправностями чаще всего приезжают на СТО владельцы китайских автомобилей? Все традиционно, «как у всех». С поправкой на электронику. Еще 5 – 10 лет назад лет мы шутили про модели BMW и Mercedes-Benz, которые якобы были ненадежны из-за большого количества электроники. Сегодня даже рядовые автомобили могут быть оснащены таким количеством сервисной электроники, о которой совсем недавно не мечтал даже топовый «немец». Вся это электронная радость дает сбои. Отключаются панели в салоне, камеры и датчики на кузове. Но такие проблемы стоит отнести, скорее, ко всей отрасли, которая только начала примерять на себя километры проводов и сотни новых устройств.
Да, какая-то часть владельцев китайских машин этой холодной зимой не смогли завести мотор. Но причины не отличаются от аналогичных проблем других автопроизводителей: за аккумулятором необходимо следить, а масло заливать соответствующей вязкости.
Рынок запчастей уже отреагировал на поток новых марок из КНР. Большинство торговых марок наладило производство и поставку аналогов расходников от фильтров до деталей подвески, а сами автопроизводители уже разместили здесь склады с ассортиментом от нескольких тысяч SKU. Тем не менее, при серьезном ДТП отдельных запчастей можно ждать 2 – 3 месяца.
Более подробно о сервисе и запчастях наши эксперты расскажут в ходе специализированной конференции «ServiceAuto – 2024». Ознакомиться с ее программой и зарегистрироваться для участия в ней можно тут: autoservice.autostat.ru.