В уходящем году несколько автопроизводителей в нашей стране запустили продажи своих машин через маркетплейсы. Кто является целевой аудиторией нового канала продаж и каковы его перспективы? С этим вопросом мы обратились непосредственно к участникам рынка.
Василий Гаврилюк, руководитель направления «Авто» Wildberries:
– Автомобили появились на витрине Wildberries в апреле 2024 года. На текущий момент продано несколько сотен транспортных средств. Сейчас на площадке доступно более 400 модификаций автомобилей 25 марок, и этот список постоянно расширяется. Самый высокий спрос – на модели китайских брендов, а именно: Chery, OMODA, JAECOO.
Востребованность в том числе зависит от желания партнера развивать этот канал продаж, а не просто формально присутствовать на витрине. Это сказывается на активности продавца в части предоставления специальных условий покупки и проведения промоактивностей, максимального наполнения карточки товара – хорошими фото, полноценным описанием характеристик модели.
Впрочем, недавно витрина Wildberries пополнилась несколькими десятками премиальных моделей европейских и японских марок автомобилей и их модификаций, таких как Mercedes-Benz GLE и GLS, Land Rover Range Rover, BMW X3, X5 и X7, Toyota Land Cruiser и Land Cruiser Prado, Lexus RX и другими. В следующем году мы ожидаем рост продаж и в этом сегменте.
Интерес к покупке машин на маркетплейсе растет сейчас и продолжит увеличиваться кратно в следующем году. Это объясняется сразу несколькими очевидными преимуществами перед покупкой в салоне. Один из факторов – бесплатная доставка в указанное покупателем место. Не нужно тратить несколько часов в салоне, ожидая оформления документов. Еще один важный аспект – это точная цена, а не «от» или «до». Немаловажно и то, что цены на транспортные средства фиксируются на момент покупки и учитывают все возможные скидки от поставщиков. Все таможенные пошлины на автомобили уже уплачены. Представленные на витрине автомобили точно есть в наличии.
Артем Богданов, руководитель группы развития онлайн-продаж в АО «Чери Автомобили Рус»:
– Продажи автомобилей Chery, а также OMODA и JAECOO на маркетплейсах были запущены в четвертом квартале 2023 года. За этот год было продано более 650 автомобилей, а наибольшим спросом пользуются OMODA С5, Chery Tiggo 4 и Tiggo 7. При этом доля «Чери Автомобили Рус» (все бренды) в общем объеме реализации машин на маркетплейсах составила более 80%. Полноценные онлайн-продажи (со 100-процентной оплатой автомобиля на сайте) на нашей собственной витрине будут запущены в первом квартале 2025-го.
Преимущества покупки автомобилей Chery, OMODA и JAECOO при помощи маркетплейсов примерно такие же, как и для любых других товаров. На онлайн-платформах представлены все модели, цвета и комплектации, а процедура покупки занимает всего несколько минут – выбираешь понравившийся вариант, добавляешь в корзину и оплачиваешь. В обозначенный срок автомобиль приедет либо в ближайший дилерский центр, либо прямо к дому. Доставка «до двери» для наших клиентов совершенно бесплатная.
Аудитория маркетплейсов максимально широкая. Это люди, которые раньше уже пользовались услугами онлайн-сервисов и на личном опыте убедились в надежности и безопасности всех совершаемых сделок. В этом смысле маркетплейсы – удобная альтернатива стандартным автосалонам. В любом случае, клиент всегда может сначала приехать к автодилеру, познакомиться с интересующей моделью, пройти тест-драйв, а потом совершить покупку оптимальным способом.
Большинство наших автомобилей по-прежнему реализуется по традиционной схеме благодаря наличию дополнительных инструментов продаж, таких как выгодные кредитные и трейд-ин программы от партнеров. В 2025 году эта практика распространится и на онлайн-продажи, что поспособствует кратному притоку клиентов из числа активных пользователей маркетплейсов.
Дмитрий Аленин, руководитель направления «Автотовары» в «Яндекс Маркете»:
– «Яндекс Маркет» в декабре начал продавать машины от китайских автопроизводителей – Chery, JAECOO и OMODA. В ассортименте – кроссоверы Chery Tiggo 4 PRO, Tiggo 7 PRO Max и Tiggo 8 PRO Max New, а также Arrizo 8, JAECOO J7 и J8, OMODA C5 и S5. В ближайшее время мы планируем начать сотрудничество с другими автопроизводителями и дистрибьюторами, чтобы расширить ассортимент доступных к заказу машин.
Мы ожидаем, что покупка автомобилей на маркетплейсах будет востребованной за счет более выгодных цен, наличия акций и распродаж, реальных отзывов, широты ассортимента, скорости доставки и удобства в получении заказа. При необходимости вместе с автомобилем покупатель может приобрести аксессуары и комплектующие на одной площадке.
В целевую аудиторию категории автомобилей в онлайн, согласно различным исследованиям, входят мужчины и женщины 30 – 40 лет, со средним доходом или выше среднего. Обычно это уверенные пользователи маркетплейсов и сервисов каршеринга – покупатели зачастую отдают предпочтение автомобилям, на которых они уже ездили в такси или в каршеринге.
Рынок онлайн-покупок автомобилей пока еще молодой, и, как и другие отрасли, встречает ряд барьеров. Мы ожидаем, что в перспективе 2 – 3 лет покупка машин на маркетплейсах станет более привычной, в том числе за счет появления сервисов трейд-ин и возможности оформления кредита и рассрочки через маркетплейсы.