В России состоялась презентация автомобилей Volga: это бизнес-седан Volga C40, который представляет собой перелицованную версию Changan Raeton Plus, среднеразмерный кроссовер Volga K30 (Oshan X5 Plus) и полноразмерный Volga K40 (Changan UNI-Z). Каковы перспективы этих моделей на российском авторынке и насколько они соответствуют восприятию возрожденного бренда Volga, который в советское время традиционно ассоциировался с роскошью, высоким статусом и элитой? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам и экспертам.
Александр Ковалев, руководитель пресс-службы ГК «Expocar»:
– Использование существующих платформ и технологий для восстановления бренда Volga – это стратегический шаг, позволяющий быстро вернуть марку на рынок. Однако такой подход может вызвать вопросы у поклонников, так как в советское время Volga ассоциировалась с роскошью и высоким статусом. Тем не менее, для молодежи, менее знакомой с историей бренда, ключевыми факторами будут современные характеристики, соотношение цены и качества, а также дизайн. В этом плане выбор Changan в качестве партнера оправдан.
Наибольшим спросом, скорее всего, будет пользоваться Volga K30. Среднеразмерные кроссоверы традиционно популярны в России благодаря своей практичности. Также можно ожидать хороший спрос на седан C40 – прежде всего, за счет корпоративных продаж.
Потенциальный объем продаж Volga будет зависеть от нескольких факторов, включая ценовую политику и маркетинговую стратегию. Он может составить 20 – 30 тыс. автомобилей в 2025 году. Основными покупателями, вероятно, станут частные лица, однако доля госзакупок и корпоративных продаж может достигать 30% или даже немного больше.
Вероятно, Volga будет позиционироваться в среднем ценовом диапазоне. Мы ожидаем, что цена на седан C40 будет в пределах 2,2 – 2,7 млн рублей, на среднеразмерный кроссовер K30 она составит 2,5 – 3 млн рублей, а полноразмерный кроссовер K40 оценят в 3 – 3,6 млн рублей. Основными конкурентами станут такие модели, как Chery Arrizo 8, Tiggo 7 PRO Max, Tiggo 8 PRO Max, Geely Monjaro, GAC GS8, а также немногочисленные корейские и японские автомобили.
Игорь Моржаретто, шеф-редактор Радио «Автодор»:
– Почему в качестве партнера была выбрана компания Changan? Это одна из крупнейших автомобилестроительных компаний Китая, примерно четвертая по объемам производства (свыше 2,3 млн в год), с широким модельным рядом. Особенно интересны модели нового семейства UNI. В нашей стране марка набирает популярность, а по итогам четырех месяцев этого года она вышла на пятую позицию в рейтинге продаж (28,7 тыс. штук, рост в 8,7 раза!). То есть виден взаимный интерес: китайцам хотелось бы закрепиться на нашем рынке, а нам, в свою очередь, интересны их модели. Далее начинаются предположения из области политической. В нынешних условиях из-за риска санкций со стороны Запада многие компании из КНР опасаются работать на нашем рынке (хотя хотели бы!), и выход на наш рынок под российским брендом хотя бы частично эти опасения снимает…
В этом смысле бренд Volga вполне хорош. У него интересная история, престиж марки для избранных (чиновников?), и определенную аудиторию это привлечет. Думаю, в первое время упор будет сделан на корпоративных клиентов. Не зря же первой моделью станет седан… А затем, с появлением кроссоверов, подтянутся и другие группы покупателей.
Учитывая богатую историю марки «Волга», можно предположить, что на первых порах будут продвигать седан. Не только как замену Camry в парках министерств и ведомств, региональных правительств и корпораций, но и в такси. А дальше, с появлением в линейке кроссоверов, они будут постепенно свою долю увеличивать.
За последний год – полтора на нашем рынке были представлены сразу несколько седанов классов С и D: Chery Arizzo 8, OMODA S5, BAIC U5 Plus, Kaiyi E5… И, конечно же, «Москвич 6». Его история поучительная. Первоначально была объявлена цена 2,6 – 3 млн рублей, и машина, что называется, «не пошла». Пришлось опускать цены, и сейчас предложения на сайте производителя начинаются с отметки в 2 млн 136 тыс. рублей. И все равно продажи невелики! Так что для того, чтобы потеснить на рынке других производителей, мало иметь в арсенале красивое имя – придется «поработать» с ценой. Которая, учитывая более высокий статус «Волги», может быть в интервале 2,5 – 3 млн рублей. А лучше – и чуть меньше… Ведь у нас, несмотря на бодрые цифры статистики, покупательская способность населения невысока, а рынок демонстрирует первые признаки стагнации.
Аркадий Григорьев, руководитель отдела маркетинга и PR ГК «БорисХоф»:
– Выбор производственного партнера, как и базовых моделей, вероятно, был обусловлен желанием максимально сократить сроки запуска бренда Volga на российском рынке. Стоит отметить, что в основу линейки Volga легли адаптированные по дизайну и оснащению модели Changan, которые не представлены на российском рынке, что не вызывает противоречий между партнерами.
Можно предположить, что портфолио бренда Volga формировалось исходя из экономической целесообразности и текущих потребностей авторынка, где присутствует устойчивый спрос на модели эконом- и среднего сегмента.
Имя Volga, безусловно, вызывает устойчивые ностальгические ассоциации со статусом, однако в этом сегменте уже присутствует новый сильный игрок – бренд Aurus. Правильное позиционирование может помочь возрожденной «Волге» найти своего потребителя: восприятие Volga будет напрямую зависеть от коммуникационной стратегии бренда и пользовательских оценок.
Целевая аудитория марки Volga сегодня, скорее всего, будет состоять из представителей поколения старше 35 – 40 лет, которые поддерживают российские бренды, ценят историю и традиции, но при этом ориентированы на современные технологии и комфорт. Ностальгия по легендарному бренду, безусловно, может стать фактором в пользу выбора автомобиля Volga. Однако важно, чтобы продукт соответствовал ожиданиям пользователей по потребительским свойствам: технологичности, надежности, адаптации для российских условий и сервисной поддержке.
Сегодня наиболее быстрорастущим сегментом авторынка РФ выступает класс среднеразмерных кроссоверов C-SUV, продажи которых приближаются к четверти всего объема рынка. Исходя из этого тренда можно предположить, что наиболее востребованной моделью станет кроссовер Volga K30. Можно также предположить, что седан Volga C40 будет пользоваться спросом у корпоративных парков и госучреждений.
Объем продаж будет напрямую зависеть от цены и производственных объемов Volga на российской сборочной площадке. Структура продаж и доля частных, корпоративных сделок и госзакупок зависит от конкурентности ценового предложения. Это наглядно показывает недавний опыт «Москвича», который пользовался невысоким спросом у частников, однако при резком снижении цен сумел нарастить продажи среди этой аудитории.
Ценовое позиционирование будет зависеть от того, насколько автомобили Volga будут отличаться от сопоставимых моделей Changan по части адаптации и оснащения. Исходя из предполагаемых сегментов присутствия, можно ожидать диапазон цен от 2,5 до 4 млн рублей с отклонениями в ту или иную сторону. Основными конкурентами станут наиболее востребованные и уже зарекомендовавшие себя модели от других брендов из КНР. К примеру, в сегменте C-SUV это Chery Tiggo 7 PRO Max, Haval Jolion и другие. Автомобили Volga могут предпочесть за ностальгическое имя с историей, насыщенное оснащение или, например, расширенное предложение зимних опций, если такое предполагается.