Снижение спроса на автомобили, которое наблюдается в последние месяцы, вкупе с завышенными планами производителей привели к затовариванию на российском авторынке. Могут ли покупатели рассчитывать на скидки в этих условиях, и как данная ситуация может сказаться на рентабельности работы дилеров? С этим вопросом мы обратились непосредственно к участникам российского авторынка и экспертам.
Сергей Целиков, директор аналитического агентства «АВТОСТАТ»:
– По моей оценке, на складах российских производителей, импортеров и дилеров на начало 2025 года скопилось порядка 500 тысяч новых легковых автомобилей, включая альтернативный импорт. Примерный расклад между российскими и иностранными брендами – 20/80. Эта оценка базируется на анализе производства, импорта, экспорта и постановки на учет за последние три года (с 2022-го по 2024-й).
Данного объема хватит на 3 – 4 месяца активных продаж. Но не стоит забывать, что ввоз и производство не останавливаются, а склады продолжают пополняться новыми автомобилями. Главное, чтобы сток постепенно сокращался, а не увеличивался.
Нормальным запасом считается сток на 2 – 3 месяца продаж. Меньший объем приводит к локальному дефициту определенных моделей, больший – к «затоварке». Текущий объем превышает норму на 100 – 150 тысяч, что, конечно же, плохо. Тем не менее, для ряда игроков пока еще некритично. Если раскладывать стоки по брендам и моделям, то видно, что у лидеров рынка запасы находятся как раз на уровне 2 – 3 месяцев продаж.
Хуже обстоят дела у брендов, которые вышли на наш рынок в период дефицита, в надежде на то, что российский потребитель «проглотит все, что ему предложат». Но дефицит 2022 – 2023 годов, связанный с уходом глобальных брендов, был быстро заполнен однотипной китайской продукцией. И теперь «впихнуть невпихуемое» по высоким ценам не получается. Поэтому сейчас мы наблюдаем скидки и распродажи у ряда производителей.
Думаю, что запасы 2024 года будут активно распродаваться до середины текущего года. А вот автомобили 2025 года выпуска будут однозначно дороже прошлогодних. Виной этому служат два повышения утильсбора (октябрь, январь) и высокая ключевая ставка (21%). Ставка сейчас давит как на бизнес (удорожание финансирования), так и на потребителей (повышение стоимости кредитов).
Все это ведет к росту «автомобильной инфляции». Я ожидаю ко второму полугодию роста цен на новые автомобили минимум на 10%. Поэтому, если пришло время для смены автомобиля на новый, то текущий зимне-весенний сезон подходит идеально. «Время покупателя» в самом разгаре.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»:
– По моим оценкам, в начале января 2025 года запасы легковых автомобилей составляли 400 – 500 тысяч штук. Такой объем может быть распродан за 4 – 5 месяцев. Автодилеры сейчас сконцентрированы на привидении своих складов к разумной оборачиваемости, позволяющей минимизировать убытки.
Импортеры, стремящиеся сохранить объемы продаж, гибко подходят к ценообразованию с целью сохранения спроса. Автодилерам необходим адекватный партнер, который бы смог позаботиться не только о доле рынка, но и о рентабельности франшизы. Именно поэтому оздоровление ситуации, как и реализация планов продаж, сейчас полностью зависят от политики конкретного производителя.
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «РОЛЬФ»:
– Если говорить про бренды китайских производителей, то, по нашей оценке, это около 300 тысяч автомобилей. Такого запаса хватит еще как минимум на 3 месяца. Факторов, которые привели к этому, несколько. Во-первых, под конец года все выполняли свои локальные задачи, старались добиться необходимых показателей KPI. Во-вторых, участники рынка старались успеть привезти автомобили до повышения тарифа утильсбора, который был проиндексирован 1 января 2025 года, это было сильным катализатором. И третий фактор – не оправдавший себя декабрь по количеству продаж. Все вместе это привело к такому результату, который мы сейчас наблюдаем. Что касается марок – большинство брендов китайских производителей из ТОП-10 имеют перестоки.
Сегодня, действительно, можно сэкономить на покупке нового автомобиля из-за сложившейся ситуации – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, в зависимости от суммы чека. Скидки и спецпредложения сейчас есть, и, думаю, до конца первого квартала они сохранятся. Данный момент – отличное время, чтобы приобрести машину.
Когда ситуация с затовариванием на российском авторынке может нормализоваться с учетом текущих планов производителей на 2025 год? Наш прогноз – это март или апрель. У нас уже были встречи, мы обсуждали ситуацию с затовариванием. Думаю, в этот период стоки будут приходить к нормальным значениям. Не стоит забывать, что ситуация усугубляется экстремально дорогим финансированием. В противном случае мы будем наблюдать, как начнут закрываться дилерские центры из-за невозможности обеспечить бюджетирование своей деятельности и получения прибыли.
Финансирование будет «съедать» потенциальный и фактический доход дилеров. Можно добавить, что и маркетинг стал дороже. Таким образом, дилеры терпят убытки. Прогнозирую, что в первом полугодии какие-то дилеры будут закрываться, какие-то – консервироваться. Разумеется, оцениваем крайне негативно это влияние.
Алексей Подщеколдин, президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» («РОАД»):
– Не стоит оптимистично смотреть на плюсы итогов 2024 года. Покупательская активность сокращается несколько месяцев, и необходимо внимательно наблюдать за рынком продаж для введения своевременной поддержки авторитейлу.
На конец года стоки дилеров составляли 2 – 3-месячный запас автомобилей, но никак не 700 тысяч, о которых говорят сегодня. Раннее мы говорили о 300 – 350 тысячах автомобилей в запасах дилеров. Ситуация показывает, что производителям следует корректировать планы продаж, опираясь на реальную ситуацию на рынке и покупательскую активность.
Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон»:
– На складах дилеров товарного запаса сейчас на 2,5 – 3 месяца продаж. Стоки марок публично не раскрываются, по нашим подсчетам, их на 4 – 5 месяцев продаж, и в общем объеме это порядка 400 тысяч легковых машин. Сумма больше января прошлого года, тогда основная масса поставок сложилась ближе к середине года. И это больше, чем было на рынке в ретроспективе минимум пяти лет.
Сегодня размер маржи не позволяет существенно ронять цену, все лимиты на скидки исчерпаны четвертым кварталом прошлого года, когда все мы под давлением высокой ключевой ставки «втискивали» в рынок стоки машин всеми правдами и неправдами. Ситуация с затовариванием тесно связана со стратегией каждой отдельной марки. Большинство владельцев франшиз из Китая, когда говорят в целом про рынок, придерживаются на 2025 год сдержанного прогноза. Одновременно с этим, заявляют стремительный рост именно своего бренда на фоне остальных. В этом ключевая проблема. Если все эти амбиции сложить вместе, то сдержанного общего прогноза не получается. А значит, машин на рынке будет больше необходимого ему. Характерен будет первый квартал, его итог может повлиять на динамику отгрузок машин со второго по третий кварталы. Что, в свою очередь повлияет на третий и четвертый кварталы. Вот такая у нас большая инерция.
Темп продаж в январе был неплохой, но он теряет свою силу в феврале. На данный момент, лишь немногие бренды готовы официально декларировать свои планы. Слишком волатильным было второе полугодие 2024 года, и тренд ноября – декабря охладил пыл у многих. Сегодня большинство экспертов прогнозируют рынок на уровне 1,4 – 1,5 млн единиц легковых автомобилей. Наше мнение идентично.
Маркам необходимо прогнозировать умеренный объем продаж, чтобы поддерживать здоровье дилерских сетей. В противном случае рынок может столкнуться с затянувшимся демпингом, что повлечет за собой убытки и негативные последствия для качества работы дилерского сообщества. Мы живем в условиях тяжеловесных фиксированных затрат и дорогого финансирования.
Более подробно о текущей ситуации на российском авторынке и его перспективах поговорим на форуме автобизнеса «ForAuto – 2025», который агентство «АВТОСТАТ» проведет 13 февраля в Москве.