Центробанк с июля прошлого года последовательно, 5 раз подряд, повышал ключевую ставку с 7,5% до 16% на сегодняшний день. Каким образом ужесточение денежно-кредитной политики регулятора повлияло на процентные ставки по автокредитам и как, в свою очередь, это сказалось на динамике выдач автокредитов и автомобильного рынка в целом? С этим вопросом мы обратились к ведущим банкам и экспертам.
Станислав Сухов, старший проектный лидер Frank RG:
– По данным регулярного мониторинга Frank RG, в июле средние минимальные ставки предложения по автокредитам находились на уровне 13,20% по новым автомобилям и 15,26% по подержанным. В ноябре они достигли 15,50% и 18,12% соответственно. Помимо прямого влияния на уровень процентных ставок, ужесточение денежно-кредитной политики также заставило банки пересматривать свою риск-политику и снижать уровень одобрений.
В июле после первого повышения ключевой ставки случился всплеск по выданным автокредитам, как на новые автомобили, так и на подержанные. Те клиенты, которые планировали совершить покупку в ближайшее время, поспешили это сделать до роста процентных ставок. На сегмент автомобилей с пробегом дополнительно повлияло ожидаемое повышение ставок утильсбора с 1 августа. В конце сентября случилось третье повышение ключевой ставки, что привело к еще одному всплеску выдач автокредитов в октябре, после чего рынок начал снижаться. И хотя выдачи декабря превысили ноябрьские за счет традиционной активизации дилеров и банков в конце года, это не отменяет общего негативного тренда, который наметился на рынке автокредитования.
Представители ЦБ прямо сообщали, что для достижения цели по инфляции жесткую денежно-кредитную политику придется сохранять в течение года, если потребуется. В течение первых двух кварталов 2024 года я бы не ждал снижения ключевой ставки – проинфляционные факторы остаются существенными: значительное влияние оказывает и будет продолжать оказывать рост расходов государственного бюджета. В базовом сценарии, который не предполагает усиления санкций и ухудшения международной торговли, ЦБ прогнозирует среднюю ключевую ставку по году в 12,5 – 14,5%. То есть при благоприятном развитии событий мы можем ориентироваться на снижение ставки до 9 – 10% к концу года.
Госпрограмма льготного автокредитования окажет значимую поддержку авторынку, но очевидно, во-первых, что выделенных лимитов хватит только на часть года, и, во-вторых, что эта поддержка не сможет переломить тренда, который задает жесткая денежно-кредитная политика. В 2024 году рынок автокредитов ждет охлаждение: в базовом сценарии мы ожидаем снижения в денежном выражении на 3 – 7%, в количественном – на 15 – 20%.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»):
– Процентные ставки выросли, конечно, и достаточно ощутимо. По разным продуктам и сегментам отмечается рост от 5% до 10%. Если до повышения ставок можно было оформить автокредит от 9,9%, то сейчас сложно будет найти ставку ниже 16%.
На такие параметры, как первоначальный взнос, средний размер и срок автокредитов, пока что не отмечается влияния. Но сама риск-политика по одобрению клиентов, конечно, также ужесточилась вслед за изменениями в денежно-кредитной политике ЦБ. Количество клиентов, которые сейчас получают одобрение, снизилось на 10 – 20% по сравнению с июлем. Но при этом дополнительных требований к условиям подачи заявки нет.
Если рассматривать только рост ставок, то по новым и б/у автомобилям отмечается примерно равное изменение с июля. При этом на сегмент автомобилей с пробегом ужесточение риск-политики произвело более ощутимый эффект. В этом сегменте само распределение входящих клиентов смещено к менее благонадежным, поэтому они пострадали в первую очередь.
Весной и летом ставки по автокредитам в принципе находились на достаточно оптимальных уровнях, и с их помощью россияне удовлетворяли отложенный спрос на покупку машин. Однако с августа ситуация стала меняться. На фоне увеличивающихся цен на автомобили из-за ослабления курса рубля, повышения утильсбора и роста кредитных ставок часть россиян отложили покупку, а часть, наоборот, постарались успеть вскочить в уходящий поезд и взять машину в кредит по старым условиям. Поэтому небольшое падение выдач на рынке в сентябре оказалось быстро компенсировано ростом в октябре и ноябре. В декабре спрос все-таки немного снизился на фоне продолжающегося роста ставок, но его поддержали программы субсидирования от автопроизводителей и дилеров при покупке машины в кредит.
В целом, стоит отметить, что сегодня ставки отнюдь не заградительные – в 2022 году бывало и хуже, при этом кредитование не было остановлено. Текущая ключевая ставка приведет, скорее, к ограничению риска (и одобрения), но не к остановке выдач. Безусловно, снижается число потенциальных клиентов, которые готовы были бы воспользоваться автокредитами при покупке машины. Это ощущает на себе весь рынок. Но это временная мера. Мы вернемся к низким ставкам и смягчению денежно-кредитной политики ЦБ, как только будут достигнуты ключевые показатели для инфляции.
По поводу ставок хочется также отметить тот факт сегодня, что, несмотря на их рост, спрос на автокредиты остается еще достаточно высоким на фоне ожиданий населения в направлении еще большего роста цен на автомобили и ключевой ставки.
Ставки зависят в основном от ключевой ставки ЦБ. Поэтому в первом квартале 2024 года ожидаем синхронный рост ставок при росте ключевой. Далее все будет зависеть от прогнозов по ключевой ставке до конца года. Аналитики обещают снижение, но небольшое – на 2 – 3 п.п., то есть говорить о планомерном снижении мы сможем, скорее, только в 2025 году.
Рынок вновь начал притормаживать на фоне роста ставок. Процесс логичный, и он продолжится с учетом текущих экономических реалий. В 2024 году с учетом ожидания дальнейшего повышения ключевой ставки Центробанка и роста цен, темпы рынка автокредитования продолжат замедляться. По оптимистичному сценарию, он прибавит порядка 7 – 9%. По базовому прогнозу – повторит результаты 2023 года. Поддержанию объемов рынка могут способствовать субсидии от автопроизводителей и государства, выход на рынок новых марок и рост отгрузок недорогих машин российского производства.
На выдачи автокредитов по новым машинам однозначно окажет положительное влияние возобновление госпрограммы льготного автокредитования и дальнейшее насыщение рынка новыми марками и моделями, которые приведут, в свою очередь, к снижению цен из-за роста конкуренции и подстегнут спрос. Среди отрицательных факторов влияния можно отметить дальнейший рост ставок, а также курс рубля, при котором мы увидим новый виток роста цен и снижение продаж в штуках.
Мы ожидаем возобновления госпрограммы льготного автокредитования в ближайшее время. Однако она не сможет компенсировать рост ставок, так как нацелена на снижение, прежде всего, стоимости транспортного средства для клиента. Запланированный объем поддержки программы в 17,3 млрд рублей значительно выше, чем в 2023 году. И это должно привести к росту продаж, прежде всего, отечественных автомобилей. Далее все будет зависеть от коэффициентов, которые будут установлены банками во время конкурса. При достаточной конкуренции это может повлиять на объемы продаж отечественных машин и в целом разогнать рынок.
Мы ожидаем сохранение условий госпрограммы прошлого года и, как следствие, аналогичную востребованность у клиентов. С учетом практики прошлого года, когда 5 млрд рублей средств по госпрограмме были израсходованы в начале года всего за 1,5 месяца, стоит отметить, что 17,3 млрд рублей будут, скорее, использованы в первом полугодии.
Продажи автокредитов на вторичном рынке могут расти также в результате нескольких причин: стабилизация кредитных ставок, а также переток клиентов на вторичный рынок в случае высоких цен на новые автомобили.
Виталий Костюкевич, директор департамента розничных продуктов «Абсолют Банка»:
– Безусловно, повышение ключевой ставки повлекло коррекцию ставок в сторону повышения из-за роста стоимости финансирования для кредиторов. После повышения ключевой ставки на 8,5 п.п. базовая ставка в нашем банке выросла на 5 – 6 п.п. Но на рынок автокредитования существенно повлияли и другие события. Прежде всего, рост стоимости автомобилей, который связан в том числе и с налоговыми изменениями.
Мы ожидаем, что регулятор перейдет к смягчению денежно-кредитной политики во втором полугодии 2024 года. Скорее всего, это будет плавное снижение, и вряд ли ключевая ставка к концу года достигнет однозначных значений, поэтому и ставки в сегменте автокредитования также не преодолеют этой отметки. Снижение ставок будет происходить на сопоставимую величину со снижением ключевой и может составить, по нашим ожиданиям, 3 – 5 п.п.
В 2023 году наблюдалось восстановление рынка новых автомобилей: доля автокредитов на новые автомобили в нашем банке в прошлом году составила 33%, в 2022 году была 26%. Рост связан с приходом новых китайских марок, а также увеличением предложения машин отечественного производства. ТОП-5 марок на рынке новых автомобилей конца прошлого года – LADA, Chery, Haval, Geely, Changan. В 2023 году у нас доля выдач автокредитов на новые китайские автомобили составила 30%, на отечественные – 64%. При этом в четвертом квартале 2023 года клиенты приобретали китайские автомобили чаще – в 2,5 раза, чем за аналогичный период предыдущего года.
В сегменте подержанных автомобилей список самых популярных марок существенно отличается: Kia, Hyundai, Renault, Nissan, LADA. Автомобили с пробегом пользуются спросом. Основная причина – более высокая цена новых машин, хотя стоимость и подержанных автомобилей также существенно выросла. Тем не менее, они остаются более доступными для покупателей.
В целом можно сказать, что на динамику рынка автокредитования существенное влияние оказали не только рост ставок, но и увеличение стоимости автомобилей. С одной стороны, рост ставок привел к «охлаждению» покупок машин в кредит, с другой – из-за увеличения стоимости автомобилей больше клиентов стали нуждаться в заемных средствах для покупки транспортного средства. В целом же люди стали откладывать покупку автомобиля: срок владения машиной увеличился почти в два раза.
Полагаем, что в 2024 году тренд на увеличение продаж автомобилей и выдач автокредитов будет продолжен и 2024 год в части выдач автокредитов превзойдет 2023-й. При этом доля автокредитов на новые автомобили продолжит восстанавливаться.
Вряд ли госпрограмма окажет существенное влияние на ситуацию на рынке, учитывая ее ограничения по категориям заемщиков и суммам кредитования. Основной объем сделок будет проходить в рамках рыночных программ, также мы ожидаем развития программ с китайскими автопроизводителями с субсидированием ставок.
Вячеслав Якубчик, начальник управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто»:
– Безусловно, средние ставки по автокредитам выросли ввиду увеличения стоимости фондирования на фоне роста ключевой ставки ЦБ. При этом нельзя сказать, что рост был прямопропорциональным. Многие бренды с целью поддержания спроса увеличили размер поддержки, тем самым частично или полностью компенсировав рост кредитной ставки.
Рекордные объемы выдач не только за год, но за всю историю нашего банка мы зафиксировали в октябре 2023 года. В данный месяц мы выдали более 25 млрд рублей автокредитов. Это примерно середина цикла активного увеличения ключевой ставки ЦБ. Сказался «опережающий» спрос, когда покупатели стремились приобрести автомобиль, ожидая роста стоимости и увеличения ставок по кредитам. В последующие месяцы объем выдач ожидаемо для нас снижался. В ноябре мы выдали немногим больше 20 млрд рублей, в декабре – почти 19 млрд рублей. Но данный объем все равно оставался выше среднемесячных значений в 2023 году.
По нашему прогнозу, рынок автокредитования вышел на плато по ставкам и текущий уровень ставок будет стабилен в случае сохранения ключевой ставки. Снижаться ставки начнут в случае пересмотра ключевой ставки ЦБ в сторону снижения.
Мы ожидаем, что объем выдач в 2024 году будет примерно сопоставим с объемами 2023 года. В случае снижения ключевой ставки возможно увеличение объема. В связи с насыщением рынка новых автомобилей, выхода новых брендов, а также увеличения объема производства новых машин, мы ожидаем постепенного роста доли кредитов на новые машины.
Запуск госпрограммы льготного автокредитования стабильно является позитивным фактором, поддерживающим спрос. Выгоду клиент получает в виде скидки на автомобиль, поэтому повлиять на размер процентных ставок она не сможет. Однако размер господдержки в размере 20% от стоимости машины существенно снижает финансовую нагрузку на покупателя автомобиля.
Никита Кулагин, начальник управления макроэкономического анализа «Совкомбанка»:
– Денежно-кредитная политика Банка России привела к росту ставок по автокредитам свыше 1 года с 13,9% в июне до 17,5% в ноябре. В срочности автокредитов можно отметить более высокую популярность займов от 1 года до 3 лет, в сравнении с началом 2023 года. Однако 97% кредитов в денежном выражении все равно выданы на срок свыше 3 лет.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний чек автокредита рос большую часть 2023 года, но затем стабилизировался на уровне 1,5 млн рублей в последние месяцы года. Осенью банки стали требовать больший по величине первоначальный взнос. Однако спрос населения на автокредиты не падает. Весь прошлый год не было предложения автомобилей, люди копили средства и сейчас готовы внести большую первоначальную сумму, из-за чего ежемесячный платеж получается приемлемым.
Рост ставок во второй половине 2023 года не привел к снижению объема выдач автокредитов. В ноябре рост портфеля составил 37% год к году (дополнительно сказалась низкая база прошлого года), когда в июне показатель был всего 13,4%. Тем не менее, в начале 2024 года замедление автокредитования все же может произойти. В других сегментах потребительских кредитов уже наблюдается снижение выдач, а отложенный спрос на автомобили (из-за дефицита машин и их дороговизны в 2022-м) может закончиться.
В последнее время спред между процентными ставками по автокредитам и ключевой ставкой стал рекордно низким. В ближайшие месяцы он может оставаться на таком же уровне, но рано или поздно начнет восстанавливаться. В результате ставки по автокредитам могут подрасти на несколько п.п. Во второй половине года ставки по автокредитам, вероятно, начнут снижение вслед за ключевой ставкой.
Владимир Высоцкий, вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж автомобилей:
– На фоне ужесточения политики регулятора стоимость автокредитов, как и других видов займов, увеличилась. На сегодняшний день базовые ставки в автосегменте (без учета дисконтов при оформлении допуслуг) примерно сопоставимы с уровнем «ключа». Ухудшения требований к заемщикам в части первого взноса и срока кредитования мы не отмечаем.
Если говорить о клиентском спросе, то он сохраняется на высоком уровне. Основными драйверами выступают – отложенный спрос, рост доли дилеров на вторичном рынке, наполнение рынка российскими и китайскими брендами, а также постепенное расширение продуктовых предложений, позволяющих купить автомобиль с минимальной финансовой нагрузкой по кредиту. По итогам 2023 года выдачи автокредитов в России показали исторически высокий результат – порядка 1,5 трлн рублей. ВТБ в прошлом году провел более 178 тыс. сделок, что в 3,5 раза превысило показатели предыдущего года. Общий объем выданных автокредитов достиг 229 млрд рублей и стал рекордным для банка. Основная активность заемщиков была сосредоточена на вторичном рынке: в структуре продаж ВТБ на автомобили с пробегом пришлось около 70% от общего числа выданных кредитов. Этот тренд был связан с ограниченным предложением новых автомобилей и с традиционно более широким выбором и привлекательной стоимостью поддержанных машин. Если говорить о рынке новых автомобилей, здесь основной интерес клиентов концентрировался вокруг российских и китайских производителей. По сравнению с 2022 годом спрос на автомобили из КНР вырос почти в 4 раза: по итогам 2023 года уже почти 6 из 10 кредитов на новые машины ВТБ выдавал на китайские бренды.
В 2024 году, по нашим прогнозам, объемы продаж в сегменте продолжат расти. Несмотря на прогнозируемый высокий уровень ключевой ставки большую часть года, будут поддерживать дальнейшее расширение ассортимента китайских машин и увеличение числа субсидированных кредитных программ.