Как повышение ключевой ставки ЦБ повлияет на авторынок в 2024 году?

Как повышение ключевой ставки ЦБ повлияет на авторынок в 2024 году?

Как повышение ключевой ставки ЦБ повлияет на авторынок в 2024 году?

Рынок автокредитования в июле показал положительную динамику. Об этом рассказал исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов в ходе онлайн-эфира «АВТОСТАТ Оперативка. Оперативная информация по авторынку России. Итоги июля 2024 года». Так, количество выданных в июле кредитов* на новые легковые автомобили выросло на 18% по сравнению с предыдущим месяцем, а на автомобили с пробегом – на 15%. Сергей Удалов считает, что рост выдачи автокредитов обусловлен ожиданием роста ключевой ставки ЦБ. Напомним, что Центробанк увеличил ключевую ставку 26 июля с 16% до 18%. Мы решили поговорить с дилерами и выяснить, как повышение ключевой ставки повлияет на автокредиты и авторынок, и чего еще стоит ожидать.

Рост цен на автомобили

Так, в пресс-службе ГК «КЛЮЧАВТО» считают, что повышение ключевой ставки приведет к повышению цен на новые легковые автомобили. Это коснется как импортируемых машин, так и локализованного и отечественного производства. В том, что цены поползут вверх согласен и генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.

«Сейчас повышение ключевой ставки ЦБ негативно отразится на российском авторынке. Рост стоимости финансирования бизнеса и, как следствие, снижение рентабельности участников рынка рано или поздно приведет к повышению стоимости автомобилей, что вместе с удорожанием автокредитов может сузить круг потенциальных покупателей. Многие клиенты предпочтут отложить покупку нового автомобиля, положив свои накопления на депозиты», – считает Терлюкевич.

Заместитель генерального директор по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев отмечает следующее: «Основной период роста цен – осень этого года, в среднем цены вырастут на 200 тысяч рублей».

Повышение стоимости автомобилей эксперты связывают не только с ростом ключевой ставки ЦБ, но и с возможным увеличением утильсбора, которое намечено на октябрь текущего года. Так считает исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. «На мой взгляд, повышениея цен стоит ждать в октябре. Поэтому лучше покупать автомобиль сейчас. При этом уже есть понимание, что ЦБ снижать ставку не будет, кредитов более дешевых также не будет», – объясняет Удалов. К такому мнению присоединяется и генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский: «Я думаю, что изменения в спросе и, соответственно, в плане трафика могут быть в октябре после повышения утильсбора в совокупности с высокой ключевой ставкой ЦБ. Но возможно появятся новые программы поддержки продаж и это тоже не будет ощущаться покупателями».

Автокредиты подорожают

Эксперты уверены, что кредитные продукты станут для потребителей еще дороже и, как следствие, менее доступными.

«Рост ключевой ставки несет вполне очевидное негативное последствие – подорожание автокредита. Поэтому количество клиентов, приобретающих автомобиль за кредитные средства, сократится. Более того, многие, и я, в том числе, считают, что данное значение ключевой ставки – пиковое, и в дальнейшем она будет снижаться, если, конечно, не появятся новые вводные. Поэтому часть клиентов отложит покупку в ожидании снижения ключевой ставки – таким образом будет формироваться отложенный спрос», – считает руководитель пресс-службы ГК EXPOCAR Александр Ковалев. По его мнению, всегда присутствуют покупатели, которые используют заемные средства, чтобы получить дополнительную скидку на автомобиль. Они погашают кредит буквально за несколько месяцев и для них повышение ключевой ставки не является стоп-фактором для принятия решения о покупке автомобиля.

О том, что кредиты станут менее доступными, говорит директор по продажам и маркетингу компании «Санрайз Групп» Михаил Попов: «Повышение ставки отразится на том, что кредиты станут менее доступны для покупателей, а это один из важнейших и действенных инструментов продаж. Вероятно, что доля кредитования снизится на 10 – 15%, но в данной ситуации дистрибьюторы и дилеры будут усиливать свои предложения, чтобы скомпенсировать текущий момент, так как выполнение планов продаж никто не отменял».

Однако если Ковалев (EXPOCAR) уверен, что ключевая ставка ЦБ начнет постепенно снижаться, то Попов («Санрайз Групп»), напротив, предполагает, что ЦБ повысит ее до 20%.

О том, что автокредиты станут дороже, сообщает и коммерческий директор сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский: «Данная инициатива ЦБ уже привела к удорожанию кредитов, что заставляет производителей и импортеров субсидировать кредитную ставку, а дилеров – предоставлять дополнительные выгоды для стимулирования спроса».

В повышении кредитных продуктов для потенциальных клиентов уверены и в пресс-службе ГК «КЛЮЧАВТО».

Как повышение ключевой ставки ЦБ повлияет на авторынок в 2024 году?

Что ждет дилеров?

Повышение ставки ЦБ напрямую коснется не только будущих покупателей автомобилей, но и дилеров. «Можно ожидать, что в дальнейшем это усложнит работу с кредитными сделками, где доля в китайских марках достигает 80%, увеличит расходы дилеров на стоки выкупленных автомобилей. При таком сценарии рынку будет сложнее расти и реализовывать накопленный потенциал», – комментирует Ренат Тюктеев («Авилон»).

В пресс-службе ГК «КЛЮЧАВТО» считают, что подорожает хранение автомобилей на складах дилера и вырастут прочие накладные расходы.

«Повышение кредитных ставок также болезненно сказывается на бизнесе, поскольку содержание стока автомобилей становится еще дороже, особенно в условиях охлаждения потребительского спроса», – объясняет Александр Шапринский («Прагматика»).

При этом Михаил Попов («Санрайз Групп») уверен, что сейчас лучшее время для покупки автомобилей, так как потом они будут еще дороже: «Для самих дилеров заемные средства становятся дороже, что осложняет операционную деятельность и влияет на игроков рынка изнутри».

Как отреагировал потребитель на повышение ставок ЦБ?

Как мы написали выше, в июле количество выданных автокредитов как на новые, так и на автомобили с пробегом выросло. Успели ли потенциальные покупатели дойти до автосалонов и купить автомобиль?

Часть опрошенных нами дилеров не почувствовали всплеска клиентского спроса. Так, Андрей Терлюкевич («АвтоСпецЦентр») не увидел традиционной для этого времени года просадки спроса, связанной с сезоном отпусков. Особых изменений не обнаружили и в ГК EXPOCAR. В «Санрайз Групп», напротив, был прирост трафика. «Тут важно понимать, что многое зависит от сегмента рынка, так как, например, в доступном ценовом сегменте для потребителей наиболее чувствительны любые изменения цен и ставок в большую сторону, и там прирост активности покупателей наиболее заметен. Сезонность тоже сыграла свою роль, и те, кто находился или находится в отпусках, просто не смогли предпринять каких-либо действий», – прокомментировал Михаил Попов. А вот в сети дилерских центров «Прагматика» отмечают, что при наличии потребительского интереса ухудшились показатели по контрактованию и продаже автомобилей.

Как повышение ключевой ставки ЦБ повлияет на авторынок в 2024 году?

Когда ждать перемен?

Мы также спросили автоэкспертов, когда наиболее отчетливо повышение ставки ЦБ повлияет на автомобильный рынок.

В ГК EXPOCAR считают, что снижение спроса на автокредиты можно будет наблюдать уже по итогам августа – сентября. «В целом, даже такая ключевая ставка не является заградительной, но стоит ожидать увеличения среднего срока автокредита», – говорит Александр Ковалев.

В «Прагматике» тоже соглашаются, что данное событие повлияет на авторынок уже к концу августа. «Повышенная ставка ЦБ отрицательным образом скажется на продажах как новых автомобилей, так и с пробегом. При этом есть надежда, что к осени рынок уже успеет адаптироваться к новым реалиям», – сообщил Александр Шапринский.

Однако часть экспертов уверена, что в полной мере мы ощутим повышение ставки только осенью.

«Нужно смотреть в перспективе. Вопрос комплексный и на рынок всегда влияет много факторов. Вероятнее всего, что максимальный эффект мы увидим к моменту, когда в силу вступят новые тарифы по утилизационному сбору, а там уже будет довольно сложно разобраться в степени влияния всех факторов по отдельности, при учете того, что ставка, вероятнее всего, поднимется до 20%. Также будут влиять и прочие моменты, такие, как общее повышение цен в начале осени, сезонность и т.д.», – комментирует Михаил Попов («Санрайз Групп»).

Андрей Терлюкевич («АвтоСпецЦентр») считает, что в полной мере эффект будет виден в октябре: «Сейчас новость о повышении утильсбора может в какой-то степени перераспределить спрос с осени на настоящее время, тем самым компенсировав негативный эффект в моменте». При этом Андрей Ольховский («Автодом») в качестве срока называет октябрь – ноябрь.

Подведем итоги

Повышение ставки ЦБ до 18% и, как следствие, повышение ставок по автокредитам не пройдет для потенциальных покупателей и автомобильного рынка в целом бесследно. Эксперты ожидают рост цен как на новые, так и на подержанные автомобили. Этому поспособствуют и другие факторы, например, повышение утилизационного сбора осенью. Кроме того, стоимость самого кредита вырастет, что может привести к тому, что банковский заем получить станет сложнее, а средний срок кредитования может увеличится. Как итог – количество выданных автокредитов сократится. Кроме того, эксперты уверены, что повышение ставки ЦБ скажется напрямую и на дилерах, а именно на их расходы на стоки и операционную деятельность.

* Данные ведущих автокредитных данных (без ВТБ), программа обмена данными АВТОСТАТ Лайт + Frank RG.

Фото: АВТОСТАТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.