Правительство с 1 апреля изменит порядок расчета размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза. Так, недоплаченные налоги и сборы, вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами. Как введение новых правил скажется на ценах и ассортименте моделей на российском авторынке? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам.
Андрей Ольховский, генеральный директор, ГК «АВТОДОМ»:
– Цели введения новых правил совершенно очевидны – государство как институт должно получать сборы и налоги в полном объеме и не может допустить, чтобы товар, который изначально при поставке в РФ проходит таможенную очистку в других странах ЕАЭС, и при этом условия таможенной очистки в другом месте значительно дешевле. Это противоречит тем принципам единого таможенного пространства, которое сформировано между нашими пятью странами.
Автомобили, ввозимые в Россию из стран ЕАЭС, имеют свои недостатки для потребителей: непонятный процесс по гарантийным обязательствам и то, что автомобиль может быть предназначен для рынков, на которых действуют другие правила, а значит такие машины не могут эксплуатироваться в РФ. Из преимуществ – только цена и возможность получить автомобиль, который не проходил процесс сертификации в РФ, что занимает долгий срок.
В настоящее время из всего параллельного импорта доля таких поставок через профессиональных продавцов составляет около 60-65%, а от всего объема продаж, я думаю, что это порядка 12-15%. Часть моделей и даже брендов могут перестать поставляться в РФ, но такие бренды как Lixiang и Zeekr все равно будут попадать на наш рынок через третьи страны.
На текущий момент стоимость автомобиля, прошедшего таможенную очистку в Киргизии, примерно на 30% дешевле того, что продается в РФ официальными дилерами. Подорожание будет поступательным с учетом спроса на такие автомобили. К 1 апреля склады профессиональных продавцов будут переполнены, и их запасов хватит примерно на 3-5 месяцев.
Я не думаю, что будут существенные изменения по спросу на такие автомобили, а на машины, поставляемые по официальным каналам, также спрос не изменится, потому что еще 3-5 месяцев будут допродаваться автомобили, привезенные через страны с льготным режимом.
Вероятно, новые схемы льготного ввоза автомобилей в Россию появятся, однако их легитимность и законность могут быть под вопросом. Но в конечном счете, если государство проявит определенную жесткость в части борьбы с такими схемами, дилеры скажут спасибо, а рынок будет работать по прозрачным схемам.
Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей, «РОЛЬФ»:
– Цель инициативы – обеление рынка и транспарентность поставок автомобилей с точки зрения документооборота, уплаты всех необходимых пошлин. Если говорить об эффекте влияния на рынок – станет намного меньше непрофессиональных частных игроков на рынке. Клиенты выиграют от этого, так как на все продажи от юрлиц будет распространяться Закон о защите прав потребителей.
Основное преимущество автомобилей, ввезенных из стран ЕАЗС, – это цена. Из недостатков – отсутствие гарантии и сложности с программным обеспечением. Но если автомобиль продает юрлицо, как говорилось выше, то гарантия предоставляется согласно Закону о защите прав потребителей. Модельный ряд таких машин будет зависеть от спроса наших клиентов.
Если говорить о подорожании – ожидаем примерно 12-15%. Разница в цене между официальными поставками и параллельными зависит от большого количества факторов. В среднем может достигать на машину премиум-класса 500-700 тысяч рублей. Когда автомобили начинают дорожать, в моменте мы видим небольшое оживление рынка. Дальнейшую перспективу прогнозировать сложно.
Маловероятно появление новых схем льготного ввоза. Скорее всего, будут действия, направленные на защиту китайских инвестиций и российских производителей. Ожидаем – протекционизм, защиту локальных сборок и официальных поставок.
Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей, параллельный импорт, АГ «Авилон»:
– Ранее ввоз через некоторые страны ЕАЭС позволял импортировать автомобили по заниженной таможенной стоимости, что вызывало значительные риски для конечных потребителей. В частности, канал поставок через Киргизию своими выгодными условиями растаможивания ранее привлекал многочисленных юридических и физических лиц без опыта. В итоге это создавало многочисленные проблемы для конечных покупателей, которые, в том числе рисковали столкнуться с необходимостью компенсировать разницу в цене автомобиля самостоятельно.
Например, покупная стоимость автомобиля в Китае – 60 тысяч долларов, а таможенную стоимость в ГТД указывают 10 тысяч. Пошлина составляет 15%, соответственно, разница уже 7,5 тысячи долларов. К этому необходимо еще учесть и НДС (в РФ – 20%, в Киргизии – 12%) + акциз, которого нет в Киргизии. И таким образом, разница, в конечном итоге, может составлять 1,5-2 млн рублей.
Мы, в свою очередь, всегда импортировали автомобили только на юридическое лицо, с оплатой всех необходимых пошлин, акцизов, НДС и утильсбора. Именно поэтому наши автомобили оказывались дороже, чем те, что поступали по «серым» схемам. Данная ситуация была понятна всем участникам рынка, и введение нового постановления является естественным шагом.
Теперь частные лица смогут импортировать автомобили для личного пользования, уплатив все необходимые таможенные сборы. Автомобили будут поставляться с соответствующими налогами и корректной таможенной стоимостью.
В связи с этим нововведением не предвидится увеличения сроков доставки или сокращения ассортимента на рынке. Покупательский интерес в сегменте новых автомобилей в целом сейчас сохраняется на хорошем уровне, и именно на фоне нововведений снижения динамики авторынка мы не прогнозируем. На данный момент о возможности появления каких-либо льготных схем ввоза автомобилей нам неизвестно.