С февраля 2024 года в России ужесточены правила сертификации электромобилей и гибридов, которые не указаны в перечне брендов, разрешенных к параллельному импорту. Какова целесообразность данной меры, учитывая, что рынок таких машин в России находится на стадии становления, а их локальное производство пока осуществляется в малых объемах? С этим вопросом мы обратились непосредственно к участникам авторынка.
Денис Мигаль, основатель автомобильного маркетплейса FRESH:
– С 1 февраля текущего года на электрокары, ввозимые в Россию официально, перестала распространяться система упрощенной сертификации. Теперь на электромобили, как и на автомобили с ДВС, придется получать одобрение транспортного средства, что существенно дольше и дороже. Причин для отмены упрощенной схемы ввоза электрокаров несколько: поддержать отечественных производителей, а также стимулировать зарубежные автоконцерны локализовать выпуск электромобилей на территории РФ.
К сожалению, ужесточение правил ввоза негативно отразится на стоимости для конечных потребителей, вырастет количество «серых» схем. Это, конечно, негативно скажется на спросе в сегменте, но нельзя сказать, что до этого времени он был ажиотажным. Россияне приобретают электрокары чаще всего в качестве второго транспортного средства в семье, поэтому их доля на российском рынке по-прежнему незначительна – около 1,5%.
Грацин Беленова, директор департамента продаж, AGR Automotive Group / ООО «АГР»:
– Направление гибридов и электромобилей в будущем будет насыщаться путем импорта новых для российского рынка брендов и моделей официальными китайскими импортерами. На текущий момент количество предложений на рынке достаточно за счет более ранних поставок, чтобы удовлетворить клиентский спрос.
Изменение правил приведет к удорожанию машин, при этом спрос на данные автомобили будет стабильным и растущим, если убрать фактор сезонности. Количество моделей и спектр предложений со временем пока будет расширяться. Данная ниша все еще находится на этапе становления.
Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей, параллельный импорт, АГ «Авилон»:
– Что касается электромобилей таких популярных марок, как Avatr и Zeekr, а также Lynk & Co, HiPhi, Rising, Lixiang, то импортировать их теперь будут только физлица для частного пользования и импортеры.
В настоящее время приобрести гибрид или электромобиль китайского бренда с НДС (актуально для юрлиц) можно только у тех компаний, которые успели завезти автомобиль до 1 февраля. После 1 февраля сделать это уже невозможно. Но количество таких предложений ограничено.
При этом отмечу, что сокращения ассортимента данных автомобилей на рынке, а также значительных изменений сроков их доставки мы не ожидаем. Что касается количества данных электрокаров – то оно, вероятно, ощутимо уменьшится. Кроме того, в дальнейшем будет расти и их стоимость.
Александр Ковалев, руководитель пресс-службы, ГК «Expocar»:
– Главное изменение, которое ждет электромобили и гибриды, ввозимые в Россию, – повышение цен. Оно будет плотно привязано к закупочной цене автомобиля и будет варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Очевидно, с ростом цен сократится количество покупателей, готовых приобрести импортные электромобили или гибриды. В случае повышения цен укрепятся позиции как официальных импортеров, так и локальных производителей.
Прежде всего, с радаров исчезнут электромобили и гибриды низкого и среднего ценовых сегментов. Так как даже сейчас стоимость электромобиля в среднем значительно выше цены сопоставимого с ним по рыночной нише бензинового аналога. Учитывая, что сейчас основной костяк импортируемых транспортных средств с данным типом силовой установки относится к премиальному сегменту, драматичное снижение продаж уже популярных в России моделей мы вряд ли увидим. В основном это приведет к окончательному «вымиранию» среднего ценового сегмента. Что касается людей с достатком выше среднего, они продолжат приобретать электромобили и гибриды и по более высокой цене.
Алексей Макаров, директор по развитию, «Нижегородец»:
– По параллельному импорту к нам правда привозят хорошие автомобили – Zeekr, Avatr, Lotus. Их продают «серые» дилеры, которые обещают техническое обслуживание, гарантию, ремонт. При этом, когда с автомобилем действительно что-то случается, никто не знает, что делать. А ведь продавцы при продаже уверяют: там и ломаться нечему. Но там на самом деле сломаться может многое: электроника, зарядное и накопительное устройство, подвеска. При наличии соответствующего оборудования все устраняется за минуты, но его, как вы понимаете, нет. Поэтому для владельца автомобиля, купленного по параллельному импорту, ремонт становится большой сложностью.
В морозы в различных регионах была популярной история, когда «электричка» не заводится, аккумулятор разряжается в ноль. Машину нужно было грузить на эвакуатор, везти в Москву, договариваться с автосервисом, чтобы ее отремонтировали, и не факт, что все получится. Поэтому пришло время этот хаос на рынке упорядочивать и переставать вводить россиян в заблуждение.
В большинстве случаев транспортные средства продают от физического лица физическому лицу, соответственно, закон о защите прав потребителей не действует. С закрытием параллельного импорта фактически закрываются полулегальные схемы продаж этих автомобилей. Многие из продавцов не платят НДС, пытаясь продать через физическое лицо. А официальные дилеры – законные юридические лица, многие достаточно крупные налогоплательщики, создающие рабочие места. Поэтому государству выгодно поддерживать именно их. Разница в цене автомобиля, который продает белый и серый дилеры, – около миллиона. И достигается такая «скидка» неуплатой средств в пользу государства.