В условиях продолжительного роста цен на авторынке подержанную машину зачастую можно продать сегодня существенно дороже, чем она была куплена несколько лет назад. Как меняется остаточная стоимость автомобиля в текущих рыночных и экономических условиях, и какие факторы влияют на ее индекс? С этим вопросом в преддверии оглашения итогов премии «Сохранность остаточной стоимости (Residual value – 2024)» мы обратились к ведущим экспертам и автомобильным дилерам.
Дмитрий Ярыгин, заместитель начальника отдела аналитики, агентство «АВТОСТАТ»:
– Действительно, несколько последних лет мы наблюдаем рост остаточной стоимости автомобилей, у большинства из них ее индекс превысил 100%. Столь нетипичная ситуация связана с событиями последних лет, из-за которых произошел существенный рост цен на первичном рынке. Он, в свою очередь, значительно повлиял на ценообразование вторичного рынка, как следствие – стоимость автомобилей с пробегом стала выше изначальной стоимости их покупки в автосалоне 3 – 5 лет назад.
Отметим, что большая часть брендов ушли с авторынка России, что привело к дефициту машин из Японии, Южной Кореи и Европы. Автомобили данных брендов зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые в эксплуатации, в то же время они имели качественный лояльный гарантийный и постгарантийный сервис. В масс-маркете к наиболее ликвидным брендам можно отнести Kia, Hyundai, Toyota и Renault, в премиум-сегменте – это исторически Mercedes-Benz, BMW, Audi, а также некоторые модели Porsche.
Менять или не менять автомобиль – каждый решает для себя сам. Психологически сложно адаптироваться к столь резкому росту цен, а для большинства потребителей стоимость – это наиболее важный аспект при смене автомобиля. Многие вынуждены откладывать покупку автомобиля из-за его высокой цены и отсутствия льготных кредитов.
В текущих условиях не всегда есть возможность заменить свой автомобиль на новый аналог, из-за чего, на мой взгляд, потребителей можно разделить на две категории. Первые остаются адептами старых проверенных брендов из Японии, Южной Кореи и Европы, они крайне негативно относятся к маркам, которые сегодня официально присутствуют на российском авторынке. Вторые – в принципе привыкли передвигаться на новых автомобилях, меняют их каждые 3 – 5 лет, поэтому в настоящее время пересаживаются с «ушедших» иномарок на машины присутствующих брендов и, судя по отзывам, довольны своим выбором.
Наиболее интересными марками для потребителей, среди официально представленных сегодня в России, являются Chery, Geely, Haval и некоторые их суббренды. Они уже достаточно давно присутствуют на рынке, завоевали определенную известность и доверие потребителей, имеют развитую дилерскую сеть и сервис. К особенностям всех китайских брендов следует отнести динамично меняющийся модельный ряд, а это негативно сказывается на остаточной стоимости автомобилей, поскольку их владельцы опасаются проблем с наличием запчастей.
В целом несмотря на то, что из-за высокого роста цен автомобиль с пробегом зачастую сегодня можно продать дороже, чем он был куплен несколько лет назад, рассматривать машину как инвестицию, на мой взгляд, все же не стоит – хотя бы в силу таких рисков, как угон, ДТП и пр. Однако при покупке нового автомобиля потребителю важно понимать, как с годами будет меняться его остаточная стоимость и за сколько он сможет эту машину потом продать. С 2015 года аналитическое агентство «АВТОСТАТ» проводит ежегодное исследование «Residual value» (сохранность остаточной стоимости автомобиля), в рамках которого составляет рейтинг наиболее ликвидных моделей на российском авторынке. Ориентируясь на эти данные, покупатель нового автомобиля может рассчитывать, что в дальнейшем будет иметь возможность продать его по наиболее выгодной цене в сравнении с конкурентами.
Вадим Черноусов, директор департамента автомобилей с пробегом, «РОЛЬФ»:
– Честные автомобили с пробегом с прозрачной историей и в хорошем состоянии всегда были востребованы, а как только появился дефицит новых машин, покупатели все чаще стали обращать свое внимание на автомобили, проверенные временем. Повышенный спрос на эти машины, отсутствие альтернатив в новых автомобилях и уход с рынка популярных брендов привел к скачку стоимости. Безусловно, среди драйверов роста цены также нужно отметить инфляцию и обменный курс валюты.
На остаточную стоимость автомобиля влияет много факторов – начиная от качественного своевременного обслуживания у официального дилера до состояния на момент продажи, величины пробега, количества владельцев и юридической чистоты. Современные покупатели выдвигают идентичные требования к прозрачности истории обслуживания автомобиля с пробегом независимо от ценового сегмента. Исторически сложилось, что японские и корейские марки автомобилей наиболее устойчивы к потере стоимости. В более дорогих сегментах к ним присоединяются модели большой немецкой тройки. Примеры ликвидных автомобилей на сегодня – Hyundai Solaris, Kia Rio, Toyota Camry, Kia K5, Toyota Land Cruiser, BMW X5.
В большинстве случаев продажа автомобиля с пробегом у владельца связана с какой-либо необходимостью. Это может быть и обмен на другой автомобиль, либо срочная потребность в деньгах, либо иные цели. Никто не продает свой автомобиль просто так. Как следствие, принятие решения о продаже всегда очень субъективно. На текущий момент рынок как никогда позволяет эффективно покупать для себя и продавать свой автомобиль. Если у владельца есть потребность продажи своего автомобиля ради покупки другого, то совершенно нет никакой разницы, когда это делать, ведь законы рынка работают на все автомобили. Намного важнее использовать максимально безопасные, удобные и цивилизованные способы реализации автомобиля с пробегом.
Если же рассматривать покупку как инвестицию, то стоит выбирать автомобили, хорошо зарекомендовавшие себя в наших условиях эксплуатации, при этом обращать внимание на прозрачную историю обслуживания, пробег и юридическую чистоту.
Покупка автомобиля – это одно из значимых событий в жизни человека и оперировать экономической обоснованностью тут не совсем верно. Автомобиль – это член семьи, это друг и надежный партнер, это «трудовая лошадка» и, безусловно, это источник удовольствия и положительных эмоций. Люди абсолютно разные, как следствие – такой разный спектр продаваемых на рынке автомобилей, как марок и моделей, так цветов и комплектаций. Безусловно, тренды рынка меняются, мы видим повышенный спрос на автомобили китайского производства, мы видим «хайп» вокруг электрокаров, и это нормальное живое состояние рынка. Так и должно быть – потребитель «голосует» своими деньгами и выбирает то, что ему нравится именно сейчас. Не думаю, что в ближайшей перспективе мы увидим сдвиг уже устоявшихся канонов, хотя, безусловно, современные технологии вкупе с маркетингом вносят свои коррективы в потребительское мышление.
Андрей Гришаков, директор департамента автомобилей с пробегом, ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр»:
– На формирование стоимости автомобиля на вторичном рынке оказывает влияние не только амортизация, но и рыночная ситуация, которую формирует спрос, экономическая обстановка, емкость рынка, инфляция. На данный момент серьезными факторами, которые формируют стоимость автомобилей с пробегом, является дефицит предложений на рынке, курс валют и абсолютное понимание игроков рынка в дальнейшем усугублении дефицита предложения.
Если рассматривать именно амортизацию, то и тут много моментов, которые определяют снижение стоимости автомобиля с пробегом. Самыми определяющими критериями являются среднегодовой пробег автомобиля, факты обслуживания, наличие серьезных ДТП и т.д. В зависимости от сегмента одни факторы, влияющие на стоимость, усиливаются, другие – наоборот, могут снижать свое влияние. Как пример, автомобиль низкого ценового сегмента более существенно снижает стоимость реализации в зависимости от количества владельцев, чем автомобиль более дорогого сегмента. Так получается в связи с тем, что автомобили с высокими средними стоимостями эксплуатируются собственниками значительно меньше по времени, и рынок практически весь состоит из автомобилей с несколькими собственниками.
Наиболее ликвидны не модели на данный момент, а сегменты, а именно, сегмент автомобилей в возрасте 3 – 5 лет, который имеет большой пул автомобилей с минимальным количеством собственников, технически обслуженными и максимально удовлетворяющими рынок пробегами.
Как инвестицию автомобиль могут рассматривать исключительно профессиональные игроки, которые занимаются перепродажей автомобилей, и компании, бизнес которых связан с транспортировкой грузов. Покупатель автомобиля, который эксплуатирует его для собственных нужд, не может считать приобретение инвестицией. Стоимость автомобилей меняется, но и стоимость денег тоже меняется.
С точки зрения продавать автомобиль или нет, ответ неоднозначен. Все зависит от параметров автомобиля, наличия запчастей, сервисов по ремонту, годовых расходов на конкретный автомобиль. Если есть понимание, что автомобиль становится сложно поддерживать в хорошем техническом состоянии, однозначно стоит задуматься о смене на автомобиль, имеющий гарантию от официальных дилеров на территории РФ.
Все будет зависеть от наполнения рынка вторичными автомобилями китайского производства: чем быстрее будет наполняться рынок, тем менее дефицитными станут практически все сегменты.
В любом случае максимально привлекательными остаются и будут оставаться автомобили с минимальным количеством собственников, сниженным относительно среднегодового показанием пробегом и выполненным в полной мере техническим обслуживанием.
Быстрее всего в цене теряют автомобили с большими показателями среднегодового пробега, а также автомобили марок, обслуживание которых затруднено в связи с отсутствием компонентов.
Низкую ликвидность показывают автомобили старше 7 – 8 лет с мощными силовыми агрегатами, затраты на содержание которых значительно увеличиваются.
Роман Титов, заместитель генерального директора по направлению автомобилей с пробегом, АГ «АВИЛОН»:
– Остаточная стоимость многих автомобилей с пробегом сегодня превышает их цену, за которую они были куплены новыми. Да, такая картина сейчас наблюдается, но именно в узком сегменте автомобилей: в основном европейские и японские бренды. Автомобили в хорошем состоянии: с одним или двумя собственниками, небольшой пробег, без ДТП, хорошие комплектации. Это можно связать, в том числе, с повышенным спросом на фоне ухода брендов (официальных продаж нет, есть только импорт по высокой цене), ростом курса валюты и т.д.
На остаточную стоимость автомобиля влияют бренд и его репутация на рынке, техническое состояние самого автомобиля, возраст, пробег и износ, и, конечно, привлекательный внешний вид кузова и интерьера, с отсутствием серьезных повреждений, следов и последствий ДТП и пр.
Резюмирую, что наибольшим спросом у покупателей чаще всего пользуются свежие модели, возрастом до 3 лет, с минимальным пробегом и износом компонентов, без видимых существенных повреждений, а также одним – максимум двумя владельцами. Максимальные комплектации или близкие к ним. Без ДТП.
Если говорить о том, как данные критерии различаются в зависимости от класса и ценового сегмента, то в премиальном сегменте наиболее важны, например, история обслуживания и сервис, наличие дополнительных опций и, конечно, сама марка. В масс-сегменте повлиять на стоимость при перепродаже могут такие критерии, как надежность и экономичность, а также затраты на запчасти и обслуживание.
Среди наиболее ликвидных автомобилей на вторичном рынке стоит отметить такие бренды как LADA, Toyota, Kia, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Ford. Они популярны у покупателей и обладают высокой остаточной стоимостью благодаря своей репутации, комфорту, экономичности и надежности.
Решение продать автомобиль в первую очередь зависит не от ситуации на рынке, а от потребностей и желаний каждого конкретного покупателя. Если мы говорим о продаже «свежего» автомобиля (3 – 5 лет), то такая модель традиционно более востребована на рынке, и в этом плане предпочтения покупателей никак не изменились. Спрос на такие модели все еще высокий. Таким образом, смысла оттягивать данную сделку нет.
Среди автомобилей, которые в будущем могут стать привлекательными для покупателей с точки зрения сохранности остаточной стоимости, можно, в частности, назвать электрокары (за счет постоянного развития специальной инфраструктуры для них, а также появления на рынке РФ все большего количества брендов и новинок). Во-вторых, высоким потенциалом в плане сохранности остаточной стоимости обладают и гибриды (за счет привлекательности для покупателей в плане выбора источника энергии, мощности, оснащения, технических характеристик, комфорта и пр.).
Среди автомобилей, которые быстрее теряют в цене, стоит в первую очередь назвать модели с большим пробегом и историей ДТП: очевидно, что в будущем возможны многочисленные проблемы с обслуживанием и эксплуатацией данных автомобилей.
Аркадий Григорьев, руководитель отдела маркетинга и PR, ГК «БорисХоф»:
– Превышение остаточной стоимости многих автомобилей с пробегом связано с ростом цен на новые автомобили. На сегодняшний день самые ликвидные модели – те, у которых нет сложностей с запчастями – например, Geely. Наиболее ликвидные – масс-бренды. На данный момент не так много автомобилей премиум-сегмента, поэтому делать выводы пока что рано. Привлекательными для покупателей с точки зрения сохранности остаточной стоимости могут стать бренды, чья репутация будет отражать надежность и неприхотливость в эксплуатации. В долгосрочной перспективе это будут электромобили.
Стоит ли сегодня продавать свой автомобиль, например, в возрасте 3 – 5 лет? Стоимость новых и подержанных автомобилей с каждым годом возрастает. Исходя из этого есть два варианта. Первый – оставить текущий автомобиль и подождать, чтобы его цена выросла, но новый стал еще дороже. Второй вариант – поменять сейчас, что сделает и продажу текущего, и покупку нового дешевле, чем в будущем. Важно взвесить все факторы, чтобы принять решение, соответствующее ситуации и потребностям.
Итоги премии «Сохранность остаточной стоимости (Residual value – 2024)» эксперты агентства «АВТОСТАТ» озвучат в ходе форума автобизнеса «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», который пройдет 14 февраля в Москве.