На фоне кратного падения российского авторынка в целом, продажи новых электромобилей за 10 месяцев 2022 года выросли на треть. Каковы дальнейшие перспективы рынка электрокаров в нашей стране, и какие новые «зеленые» модели могут появиться в продаже? В рамках форума «IT-Революция в автобизнесе – 2022», который агентство «АВТОСТАТ» проведет 22 ноября в Москве, состоится выставка электромобилей, где можно будет ознакомиться с моделями и пообщаться с экспертами по каждому автомобилю. В преддверии мероприятия участники авторынка рассказали нам о последних тенденциях в сегменте электрокаров.
Оксана Павлычева, бренд-менеджер Skywell:
– Рост спроса на электрокары обусловлен развитием технологий тяговых батарей и электромобилей в целом, появлением большого количества новых моделей и расширением зарядной инфраструктуры в РФ. Прекращение официальных поставок от европейских производителей не отражается на общей картине, так как большой процент продаж составляли электрокары, ввозимые в частном порядке.
Дальнейшее развитие российского рынка электромобилей будет зависеть от нескольких основополагающих факторов: наличия государственных субсидий для поддержки производства электромобилей и зарядных станций, государственной поддержки покупателей электромобилей и развития официальных дилерских сетей с возможностью стабильной поставки запасных частей и гарантийного обслуживания. Первый фактор важен для уменьшения издержек производителей электромобилей и зарядных станций. Он также позволит развивать зарядную инфраструктуру, планомерно снимая возражения потенциальных покупателей о недостаточном количестве зарядок. Два других фактора необходимы для поддержания покупательского интереса. В рамках параллельного импорта открытыми остаются вопросы о сертифицированном техническом обслуживании, официальной гарантии и доступности запчастей. Можно с уверенностью заявить, что на российском рынке мы увидим рост продаж новых электромобилей на 50 – 100% уже в ближайшие несколько лет.
Рост рынка электромобилей можно обеспечить несколькими путями. Наиболее простой из них – снижение таможенных тарифов на ввоз ТС. Это вызовет рост импорта электромобилей. Однако рынок электрокаров может расти и другим способом. В условиях растущего дефицита автомобилей необходимо формировать выгодное предложение для клиентов, заключая дистрибьюторские контракты с производителями, настраивая поставки автомобилей и запасных частей, и создавать интересные финансовые предложения: кредит, лизинг, рассрочки. Кроме того, следует продолжать прямую поддержку владельцев электромобилей и еще активнее вкладываться в развитие инфраструктуры. Передовой опыт Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан следует распространять и на другие регионы.
Перспективы объема продаж электромобилей в России посчитать достаточно сложно. Можно обратиться к производственному плану, который разрабатывает ряд компаний в России. Так, производство электромобилей на заводе «Москвич» должно составить 10 тыс. единиц в 2023 году и 20 тыс. штук в 2024-м. А производственная мощность Липецкого завода Evolute оценивается в 100 тыс. электромобилей в год. Бренд электромобилей Skywell тоже планирует внести свою лепту – 3 тыс. проданных автомобилей до конца 2023 года. Таким образом, уже в ближайшие несколько лет можно рассчитывать на преодоление психологической отметки в 5% от общего количества проданных автомобилей. Рост парка электромобилей будет стимулировать операторов ЭЗС расширять свои сети. А развитая инфраструктура сделает покупку электрокаров еще более привлекательной – то есть, все участники рынка будут в выигрыше.
Вместе с тем по причине отсутствия в России официальных дистрибьюторов популярных в мире брендов произошло развитие параллельного импорта. Благодаря этому смогли вернуться в продажу после остановки их официальных поставок электрические модели Volkswagen, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Porsche и другие. Что касается появления новых для российского рынка моделей, которые ранее официально в нашу страну не поставлялись, это в основном китайские электрокары, такие как Zeekr 001, HiPhi X, модельная линейка NIO, Hongqi E-HS9 и другие, пока еще совсем не известные. Массовых продаж по данным моделям ожидать не стоит, так как стоппером для покупки будет отсутствие сертифицированного сервисного и гарантийного обслуживания.
Но при этом важно отметить, что на российском рынке появляются новые официальные дистрибьюторы производителей электрокаров, что даст потенциальным покупателям уверенность во владении и обслуживании автомобилей. Осенью марка Skywell объявила об официальном выходе на российский рынок, в настоящее время она формирует дилерскую сеть и намерена начать продажи до конца этого года. Первым у дилеров появится флагманский электрический кроссовер ET5, а в 2023 году к нему присоединится новый гибридный кроссовер HT-i.
На рынок нашей страны со временем могут выйти суббренды уже присутствующих компаний Geely, Chery, GAC, Changan, OMODA. В Китае активно развивается направление электрокаров, автомобили есть на любой вкус. Поэтому автопроизводители из Поднебесной и ранее проявляли интерес к выводу на рынок России электромобилей. Стоит вспомнить бренд JAC с электромобилем iEV7S. К тому же китайские производители косвенно выходят на рынок РФ, поставляя машинокомплекты для тех же заводов Evolute и «Москвич». Дальнейшее развитие инфраструктуры и повышение покупательского спроса станет сигналом для китайских и корейских производителей к выходу на рынок РФ. Российский авторынок все еще является очень крупным и обладает большим потенциалом для развития. На данный момент главные потребители электрокаров в нашей стране – люди с достатком выше среднего и коммерческие организации, работающие в сфере автоперевозок.
Александр Кандинов, руководитель проекта «РОЛЬФ Электро»:
– Такой рост рынка новых электромобилей в России вполне объясним и в большей степени связан с низкой базой продаж в прошлом периоде. Но динамика точно положительная и обусловлена несколькими факторами: электромобили практически сравнялись по стоимости с традиционными автомобилями, рост количества зарядных станций и увеличение числа загородных жителей (можно заряжаться дома), развитие параллельного импорта, отсутствие транспортного налога и бесплатные парковки в Москве, низкая стоимость содержания (экономия на топливе и гораздо меньшая стоимость обслуживания в сравнении с традиционными автомобилями). По нашему прогнозу, положительная динамика сохранится и будет только прирастать. Главное – это наличие электромобилей у продавцов и сохранение (или расширение) возможностей для импорта. В перспективе трех лет доля электромобилей в России, по нашим прогнозам, может достигнуть 10%, при условии активного развития инфраструктуры для владения электромобилем и активной поддержки государства в виде субсидий и льгот.
На сегодня параллельный импорт – это фактически единственный способ поставок электромобилей. По большей части везутся автомобили, которые ранее не поставлялись в Россию. Они как раз наиболее интересны для целевой аудитории, например, Mercedes-Benz EQE. Также очень много новых китайских брендов: Zeekr, Hongqi, BYD, HiPhi и многие другие.
Автопроизводители из Китая и Кореи, думаем, будут выводить новые модели электромобилей. Для них российский рынок является привлекательным, и они активно ищут пути развития здесь. Как раз новые электромобили являются очень технологичными и будут интересны в верхнем ценовом сегменте для клиентов.
Целевая аудитория зависит от сегмента автомобилей. Недорогие автомобили в основном покупают для В2В, а в целом электромобили приобретают жители крупных городов, где есть инфраструктура, либо жители загородных домов, где есть возможность заряжать электромобиль.
Развитие электромобилей на российском рынке во многом будет зависеть от дальнейшего внимания государства к этой теме. Сейчас существуют льготы (отсутствует транспортный налог, бесплатные парковки). В крупных городах и на федеральных трассах планируется существенное увеличение количества зарядных станций. В любом случае рынок электромобилей обречен на рост, так как сами автопроизводители фактически начинают замещать электрокарами традиционные автомобили. Большинство из них объявили окончание производства машин с ДВС в течение 10 лет.
Александр Сурков, руководитель направления «Автомобили с пробегом», ГК «Прагматика»:
– Мы обязаны появлению электромобилей альтернативным каналам поставки, а именно параллельному импорту, который серьезно набрал обороты у дилеров за последние 3 – 4 месяца. Несмотря на пока еще малые цифры, мы видим существенную динамику сегмента.
Факторами его развития стал массовый уход европейских, азиатских и североамериканских брендов с российского рынка и прекращение поставок автомобилей этих марок по официальным каналам. Это дало возможность потребителю смотреть в сторону альтернативных автомобилей. Интерес к электрокарам связан, в том числе с более простой конструкцией машины, а значит, и более дешевым ее обслуживанием. Кроме того, в стране постепенно увеличивается число зарядных станций, а в мегаполисах на электромобиле разрешено бесплатно парковаться в центре города. И самое главное – цены на электромобили стали сопоставимы с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
Рынок электромобилей будет расти в России за счет увеличения спроса, клиент является основным драйвером этого сегмента. Наиболее привлекательными станут электрокары марок Tesla, Nissan, Volkswagen китайской сборки, Mitsubishi, а также машины китайских брендов. Доля рынка электромобилей может вырасти в разы в 2023 году, этому будет способствовать локальное производство марок Evolute и «Москвич».
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»:
– Благодаря введению параллельного импорта летом на российском авторынке существенно расширилась линейка моделей электромобилей. Основные преимущества ввоза электромобилей – в расширении модельного разнообразия. Параллельный импорт дает возможность доставки электрокаров, не сертифицированных в России. Ранее, чтобы импортеру официально ввезти новые модели электромобилей, необходимо было пройти процедуру сертификации. Российские производители также начали расширять линейку электрокаров. В сентябре в Липецкой области запущено производство электрокаров Evolute. Присутствие электромобилей в России планируют расширять на государственном уровне. В Минпромторге заявили о планах увеличения доли использования таких моделей для муниципальных нужд.
Однако по-прежнему остается актуальной проблема с зарядными станциями для электромобилей в стране. Многие из них работают на иностранном программном обеспечении. После ухода некоторых зарубежных компаний обслуживание электромобилей значительно усложнилось. Инфраструктура для зарядки электрокаров в России пока развита слабо. Централизованно станции расположены в городах-миллионниках. В 2022 году государство выделило почти 1,4 млрд рублей на установку станций для зарядки электромобилей в 16 регионах (Нижегородская область, Республика Татарстан и другие). Всего же к 2024 году планируют построить около 9 тыс. зарядных станций.
Александр Сорокин, генеральный директор «АВТОТОР Холдинг»:
– Уровень развития зарядной инфраструктуры не столь критичен на данном этапе. Зарядная инфраструктура будет постепенно развиваться при соответствующей господдержке. Сложности реализации проектов по производству электромобилей связаны в первую очередь с отсутствием электронной компонентной базы, в особенности – силовой электроники. Еще один важный фактор – отсутствие электродвигателей необходимой размерности. Есть или маленькие или большие, но отсутствует линейка средней мощности.
Востребованы электромобили будут ровно настолько, насколько привлекательной будет цена этой продукции. Объем продаж определяет цена, поскольку более 30% стоимости электромобиля – это стоимость батареи, все остальное стоит как у обычной машины. За счет батареи он на порядок дороже классического автомобиля. Частично эта разница покрывается экономией расходов на содержание электромобиля. Но окупается это примерно через 3 года при достаточно активной эксплуатации.
Целевая аудитория для различных электромобилей разная. Если говорить про небольшие, компактные электромобили для городских условий, для непродолжительных поездок, то в качестве целевой аудитории в первую очередь нужно рассматривать корпоративных клиентов – сетевые городские службы (различные ремонтные службы, поликлиники, службы доставки и т.д.), у которых определенный активный радиус действия, для которых пробег не критичен, но принципиальна стоимость эксплуатации. И здесь есть очевидное преимущество использования электромобилей. Потенциальный рынок, если брать эту целевую аудиторию, только для Москвы и Санкт-Петербурга составляет суммарно порядка 20 тыс. электромобилей. Если расширить географию и учесть потенциал городов в южных регионах, цифра ощутимо увеличится.
Если же говорить про электромобиль соразмерный массовому, то у него в первую очередь должен быть большой пробег, в этом случае аудитория потенциальных потребителей значительно расширяется.