По данным агентства «АВТОСТАТ», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля, которая в мае 2024 года впервые за долгое время опустилась ниже 3-миллионной отметки, по итогам первого месяца лета продолжила падать. Чем обусловлена такая динамика, и что будет с ценами в свете намеченной на октябрь индексации утилизационного сбора? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»:
– Выделю, на мой взгляд, два ключевых фактора динамики средневзвешенной цены нового автомобиля: это перераспределение спроса в сторону более дешевых автомобилей (стоимостью до 3 млн руб.) и снижение доли регистраций дорогих автомобилей премиального сегмента, ввоз которых с апреля 2024 года существенно сократился. Среди прочих факторов – поддержки, акции со стороны марок, которые привели к снижению цен, а также активное продвижение некоторых доступных моделей, что, в свою очередь, переориентировало спрос.
С учетом повышения утильсбора осенью мы точно увидим рост цен. Я ожидаю, что до конца 2024 года импорт может подорожать на 10% и выше. Официально поставляемые китайские автомобили могут вырасти в цене на 10 – 12% в этом году.
На спросе очередное повышение цен скажется негативно. Но я рассчитываю, что марками будет учтен опыт августа 2023 года и повышение цен будет поэтапным. Постепенная индексация утильсбора, безусловно, лучше разовой. Но в любом случае это негативный фактор, который приведет к росту цен, что скажется на инфляции.
Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей, официальные франшизы:
– Если говорить о полугодии в целом, то цены на новые автомобили выросли в районе 3 – 5%. Это в среднем, а если погрузиться в детали, часть марок снизила цены на 1,5 – 2%, но данное снижение распространилось на модели 2023 года.
Стоимость всех новых автомобилей 2024 года повысилась. Причина – рост ставок утильсбора и таможенных платежей. Дальнейшее снижение средней цены нового автомобиля обусловлено только снижением объемов поставок и продаж параллельного импорта в премиальном сегменте.
Мы прогнозируем, что осенью произойдет очередная индексация цен вверх на автомобили 2024 года. Рост ставок утильсбора (в среднем ставки вырастут на 300 тыс. рублей) механически увеличит цены на новые импортируемые машины, этот демпфер не возьмет на себя ни один импортер, погасив колебание, к примеру, собственной маржой.
Рост цен на машины не способствует росту объемов продаж. Потенциал к росту, который сформировался в силу отложенного спроса на китайские автомобили, будет еще ослаблен после первого удара – роста ключевой ставки ЦБ, уже состоявшейся и ожидаемой к дальнейшему росту в конце этого месяца.
Алексей Ветошкин, директор по развитию компании VERRA:
– По результатам продаж автомобилей в июне мы видим, что доля отечественных брендов уменьшается. Например, доля LADA в июне сократилась на 4 процентных пункта по сравнению с маем и составила 27,5%. С точки зрения ценовых сегментов произошло падение спроса в сегменте менее 2 млн рублей и сегментах 3 – 4 млн рублей. При этом выросли продажи в сегментах 2 – 3 млн рублей и выше 4 млн рублей. Таким образом, однозначного вывода о том, что происходит смещение спроса к более доступным автомобилям сделать нельзя.
Однако если посмотреть ТОП-25 продаваемых автомобилей в России, которые формируют 50% объема рынка, то заметен тренд на уменьшение средней цены автомобиля в этой группе на 5%. Наибольший вклад вносят корректировки цен в меньшую сторону по моделям OMODA C5 и Chery Tiggo 7 PRO Max – они упали в цене в среднем на 7%. Таким образом, рынок в июне двигался в сторону корректировок цен китайскими производителями, которые разрабатывают для клиентов специальные предложения на покупку автомобиля. Рынок стал более конкурентным, поэтому выполнение планов продаж требует быстрых действий и, как мы видим, китайские производители их предпринимают.
Новости о том, что цены на автомобили стали падать, безусловно, радуют клиентов. Однако информация о повышении утильсбора с 1 октября, вероятнее всего, подстегнет спрос, что повлияет на отмену специальных предложений и, соответственно, рост цен в перспективе возобновится.
Вне зависимости от пути ввоза автомобиля мы ожидаем рост цен на 5 – 7%. Как мы видим из сложившейся практики нашего рынка, цены растут практически всегда. Автомобили отечественных брендов также находятся в условиях конкурентного рынка, поэтому если есть возможность повысить цену – это будет сделано.
Ожидаемое повышение цен вынудит покупателя, планирующего покупку автомобиля, например, на конец года, перенести ее на более ранний срок, чтобы успеть до повышения цен. Мы видели много примеров таких всплесков спроса за последние 2 года.
Сам факт того, что государственные органы заранее объявляют правила повышения утильсбора на долгосрочную перспективу, конечно, является позитивным сигналом, так как это повышает прозрачность условий ведения бизнеса и дает возможность всем участникам рынка прогнозировать финансовый результат. При этом периодичность индексации – 1 раз в год, на наш взгляд, является обоснованным периодом, дающим иностранному производителю возможность принять решение о том, в каком формате он будет продолжать свою деятельность на нашем рынке.
Не все китайские производители смогут локализовать производство, либо обеспечить конкурентоспособную цену на свои автомобили. При этом практически все топовые китайские производители уже представлены на нашем рынке официально, то есть вход новых крупных игроков на наш рынок не произойдет. Исходя из этого, ассортимент моделей, безусловно, будет сокращаться и упорядочиваться. Мы ожидаем, что внутри китайских производителей будет перераспределение долей в пользу компаний, показывающих успехи в локализации. Альтернативный импорт, безусловно, останется, но его объем будет постепенно уменьшаться.
Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей «РОЛЬФ»:
– Одной из причин снижения средневзвешенной цены нового легкового автомобиля в России может быть рост доли корпоративных продаж, который мы наблюдаем в нашей компании. К примеру, мы выдаем большую сделку каких-то автомобилей под флит-контракт, которые размывают общую цену. Вторая причина – это, конечно, дополнительные скидки и акции. Усиливается предложение со стороны китайских франшиз на 100 – 150 тыс. рублей и как раз это коррелирует с тем, насколько средневзвешенная цена понизилась в целом. Также играет роль наличие более доступных моделей, спрос на которые во многом обеспечивает высокая ключевая ставка. Люди несут деньги в депозиты и, чтобы хоть как-то привлечь покупателя, дилеры и автопроизводители запускают дополнительные скидки.
С увеличением утильсбора машины подорожают в октябре. Я не думаю, что данная мера подтолкнет китайских автопроизводителей прийти с производством в РФ. Потому что завод окупается, когда объем продаж составляет от 100 тыс. автомобилей, а текущий рынок пока вряд ли может это гарантировать. В результате индексация утильсбора вызовет рост цен. Конечно, машины, которые производятся в России, будут иметь приоритет, а параллельный импорт может упасть еще на пару процентных пунктов, потому что он взлетит в цене.
Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОДОМ»:
– Китайские автоконцерны перекладывают издержки на конечного потребителя, это логично и естественно, потому что текущий уровень маржинальности китайских производителей не оставляет им другого выбора при изменении регуляторных моментов. Что касается дальнейшего повышения цен, то все зависит от той стратегии, которую выберут китайские концерны. С одной стороны, безусловно, повышение утильсбора должно отразиться на конечной цене. С другой стороны, у китайских производителей на 2024 год были изначально завышенные ожидания по объему рынка. И, конечно, планы надо выполнять, поэтому вполне возможно, что они будут продавать с некоторым убытком для себя, но при этом будут стараться поддержать тот объем продаж, который для них важен и нужен. Поэтому ситуация будет в динамике развиваться.
Если будет утверждена дата 1 октября по повышению утильсбора, то вполне возможно, что в сентябре, когда люди вернутся из отпусков, и начнется осенний сезон, всегда характеризующийся ростом активности покупателей, некоторые клиенты будут готовы завершать сделки быстрее, чтобы успеть до повышения утильсбора. В реальности еще некоторое время после повышения утильсбора будут действовать цены на автомобили, которые были до этого повышения, потому что на текущий момент склады, как дилеров, так и дистрибьютеров переполнены парком автомобилей, которые необходимо продавать.
Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH:
– На мой взгляд, на снижение средней стоимости автомобилей повлияло наличие у дилеров и производителей специальных предложений на покупку машин. Скорее всего, повышение утилизационного сбора и завершение действия акций в автосалонах негативно отразятся на прайсах в сегменте. Например, даже Haval Jolion, который выпускается в России, а также некоторые модели АВТОВАЗа, производство которых не полностью локализовано, могут подорожать. На мой взгляд, повышение утилизационного сбора не только негативно отразится на ассортименте автомобилей на рынке России, но и отпугнет потенциальных технологических партнеров. Например, китайские автоконцерны, которые в прошлом году заявили о намерении создавать собственные производства на территории нашей страны, пока не спешат реализовывать озвученное из-за возможных санкций западных держав. Кроме того, от повышенного утильсбора могут пострадать и отечественные производители, уровень локализации которых не достаточен для получения субсидий.