На круглом столе в комитете Совета Федерации по регламенту и парламентской деятельности уже не впервые поднимаются вопросы, связанные с защищенностью россиян, покупающих новые импортные автомобили у дилеров. В качестве последних предложений. выдвинутых участниками – запретить дилерам продавать машины, растаможенные на физических лиц. С документом, подготовленным после круглого стола и направленным в адрес Правительства РФ и Минпромторга, ознакомились журналисты «Известий».
Подобные схемы – с оформлением машин на частников и с дальнейшей продажей через автосалон, активно применялись в последние пару лет, облегчая некоторым дилерам оформление ввозимых иномарок через таможню и удешевляя процесс. А с введением новых тарифов по утильсбору (при котором физлицо уплачивает утильсбор в несколько раз меньший, чем юрлица) прогнозируется увеличение подобных сделок в ближайшем будущем. Дальше ввезенный автомобиль продается конечному покупателю уже не от имени салона (юрлица), а оформляется простая сделка между физлицами, соответственно без каких-либо гарантийных обязательств со стороны дилера.
Пытаясь бороться с подобными махинациями, государство ввело запрет на продажу растаможенной на физлицо машины раньше определенного срока. Если такая машина продается раньше, чем через год, то продавца обяжут заплатить полный коммерческий утильсбор. На эту меру продвинутое автомобильное сообщество выработало свою «таблетку»: машина просто выдерживается на складе больше года, либо ее привозят под конкретного заказчика «по договору поручения». Однако потом, в случае поломки, клиент, купивший дорогой автомобиль, не может предъявить дилерам претензии, так как по документам они в сделке не участвуют, а выступают в роли обычного комиссионного магазина.
На круглом столе в Совете Федерации положение дел на авторынке донесли до представителей Минпромторга, Росстандарта, Минэкономразвития, ФАС и Роспотребнадзора. В Правительство РФ и Минпромторг было направлено письмо, в котором предлагается запретить дилерам продавать автомобили по договорам, исключающим ответственность за качество транспортных средств (например, по договорам поручения). Кроме того, рекомендовано изменить закон «О защите прав потребителей», распространив на импортеров транспортных средств обязанности по обеспечению ремонта и обслуживания ввезенной техники.
При этом все понимают, что не все и не всегда в таких продажах можно будет проконтролировать. Во-первых, все равно подобный ресурс будет проявлять себя при продаже ввезенных автомобилей с пробегом. Во-вторых, регуляторы как-то должны будут отличать новые машины от подержанных, но иногда между этими сегментами рынка лежит очень тонкая грань.