О том, что в системе автострахования может появиться альтернативная среда, сегодня в ходе прямого эфира «АВТОСТАТ Оперативка» рассказал Олег Зевакин, генеральный директор компании «АвтоАссист», выступившей партнером нашего мероприятия. Потому что автострахование, по его мнению, находится сейчас в депрессивном тренде.
Этому есть как объективные причины (падение доли платежеспособного населения, уход зарубежных производителей на фоне санкций и пр.), так и субъективные (не очень умелое, порой одностороннее, в пользу страховщиков, реформирование ОСАГО). Это привело к сокращению заинтересованности значительной массы автовладельцев в приобретении полисов.
Доля дешевых подделок полисов ОСАГО или их полное отсутствие у российских водителей достигает, по оценкам некоторых экспертов, уже 20 – 25%. И если продажи автомобилей упали на 60%, то продажи полисов – на все 70%. При этом либерализация тарифов ОСАГО оказалась весьма условной – она тарифы, наоборот, повысила. Добавим сюда санкции производителей, которые привели к повышению стоимости запчастей и их дефициту – страховщики уменьшили долю ремонтов в возмещениях более чем вдвое. «Сокращение этих издержек страховщиков ставит их партнеров – дилеров – в непростую ситуацию. По сути, страховщик перекладывает на них издержки и усиливает депрессивную тенденцию в этом сегменте», – считает Зевакин. Еще один тренд на этом рынке – сокращение квалифицированного персонала, как количественно, так и качественно (за снижением зарплат последовал уход профессионалов).
При этом изначально планировалось сделать рынок страховых услуг цивилизованным, формировать здесь стандарты дорожного сервиса. Главный вывод, который сделали эксперты компании «АвтоАссист», оценивая рынок автострахования: страховщики не справились со своей ношей локомотива одного из ведущих видов страхования. Текущая ситуация характеризуется прогрессирующей деградацией квалификационных навыков, разрушением цепочек связей с партнерами и ростом ожиданий неблагоприятных сценариев развития.
Зевакин предположил, что на фоне этой деградации может появиться альтернативная среда для клиентского сервиса. Потому что эти 20 – 25% автовладельцев, которые ездят без полисов ОСАГО, как показывает статистика, попадают в ДТП и им все равно требуются ремонты. Вовлечь как-то эту категорию водителей в цивилизованные сервисы и цивилизованное решение проблем возможно, считает эксперт. Например, с помощью удобных IT-продуктов.
Кстати, в слабой автоматизации автострахования Зевакин видит еще один дополнительный признак депрессивного тренда. Недавно его компания, пока в тестовом режиме, предложила автострахованию некий новый продукт – «Аварийный комиссар», чтобы человеку, попавшему в ДТП, совсем не нужно было скачивать какие-то мобильные приложения, искать их в своем смартфоне, вспоминать, как правильно заполнить европротокол, как обращаться в страховые компании и пр. С помощью короткого адреса и искусственного интеллекта человек быстро решает вопросы в удобном для него формате.
Более подробно ознакомиться с докладом Олега Зевакина можно по видеозаписи, которая доступна на канале Автостат ТВ.