Многие автомобильные заводы в России сегодня приостановили производство из-за отсутствия автокомпонентов, необходимых для сборки машин. К дефициту микрочипов, которыми страдал не только отечественный, но и мировой автопром в 2021 году, добавилось нарушение логистических цепочек поставок, связанное с наложенными на Россию в марте 2022 года санкциями.
Если учесть, что современный автомобиль не мыслится без сложной электроники, без современных систем безопасности, систем помощи водителям, становится понятно, почему в последние годы уровень локализации даже отечественных автомобилей в лучшем случае дотягивал до 70 – 80%. В глобальном автомире многое завязано на международную кооперацию и сотрудничество. В поставщиках даже отечественных LADA – сегодня полный «интернационал»: Германия, США, Чехия, Франция, Турция, Италия, Китай, Тайвань и другие.
В Минпромторге РФ принято каждую технологическую операцию в автопроме и долю комплектующих и узлов российского производства оценивать определенным количеством баллов. Так, например, сварка кузова «тянет» на 400 баллов, окраска – 500, штамповка деталей кузова – до 300 баллов, использование российского металла – 200. Солидную прибавку баллов дает собственное производство двигателей и коробок передач. Давайте вместе посмотрим, какие из популярных в России моделей обладают более высоким уровнем локализации производства, а соответственно сегодня менее подвержены дефициту компонентов.
Согласно таблице Минпромторга, которую опубликовало издание Autonews, по данной «считалке» самыми локализованными ожидаемо оказались модели марки LADA. Но даже самая локализованная из них – LADA Granta – из возможных 8800 баллов сумела набрать всего 4621. У других – ситуация еще хуже. Так, например, в ТОП-5 самых локализованных, помимо Granta, вошли также LADA Niva (4156 баллов), LADA Vesta (3995 баллов), LADA Largus (3420 баллов), Renault Duster и Renault Logan (2199 баллов). У корейских KIA Rio, Hyundai Creta, Hyundai Solaris – 1550 баллов. Уровень локализации Volkswagen Tiguan – 1025 баллов, Toyota RAV4 и Toyota Camry – 1000 баллов.
Чтобы организовать производство нужных комплектующих на территории страны, необходимо время. Поэтому тот же АВТОВАЗ перенес на апрель свой корпоративный отпуск, который обычно стартовал в середине июля – нужна передышка, чтобы попробовать найти новых поставщиков. Поэтому на ближайшие месяцы заявлены специальные версии некоторых моделей LADA, которые планируют вывести на рынок без ABS, ESP, подушек безопасности и системы экстренной связи «ЭРА-ГЛОНАСС», без одного или двух датчиков кислорода в выпускной системе, с более простым блоком управления двигателя.
Но LADA, напомним, меньше остальных привязана к импортным комплектующим. У других – ситуация сложнее. Тем не менее – работают калининградский «Автотор», продолжается сборка на тульском заводе Haval, у них ситуация с поставками комплектующих пока не так сильно влияет на производственный процесс.
Больше информации об изменениях в автомобильном мире в связи с санкциями в отношении России – содержится у нас на сайте под тэгом санкции.