А за весь 2024 год — рекордные 4,9 трлн рублей
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам декабря 2024 года. Согласно результатам исследования, в первый зимний месяц жители РФ потратили на покупку новых машин 392,1 млрд рублей. Это на 5,5% больше, чем в ноябре (371,8 млрд рублей), и на 1,9% выше уровня годичной давности (в декабре 2023-го — 384,7 млрд рублей). Всего же в 2024 году финансовая емкость российского авторынка составила 4,91 трлн рублей, что является новым рекордом. Напомним, что до этого больше всего денег было потрачено в 2023 году (3,13 трлн рублей).
Доля премиального сегмента превысила четверть
В декабре увеличилась доля премиальных машин в структуре финансовой емкости. В последний месяц 2024 года в нашей стране было реализовано 12,1 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 12,2% больше по сравнению с продажами ноября), что вылилось в потраченные 103,2 млрд рублей (на 15% больше, чем в ноябре). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат за месяц выросла с 24,1% до 26,3%.
На этом фоне доля автомобилей массового сегмента в затратах снизилась — с 75,9% до 73,7%. При этом объем реализации и затраты в этом сегменте в декабре чуть увеличились: было продано 111,3 тыс. автомобилей (+0,2% по сравнению с ноябрем) на 288,9 млрд рублей (+2,4%).
«В минусе» оказались только «корейцы»
За месяц затраты на покупку автомобилей сократились лишь у корейских брендов. В декабре жители нашей страны потратили на них 6,3 млрд рублей — на 20,7% меньше, чем месяцем ранее. У остальных марок эти показатели выросли. Затраты на покупку японских машин за месяц увеличились на 0,3% до 21,1 млрд рублей, американских — на 2,9% до 3,9 млрд рублей, российских — на 3,7% до 68,8 млрд рублей, китайских — на 6,5% до 242,6 млрд рублей, европейских — на 19,6% до 43,2 млрд рублей.
В структуре финансовой емкости с долей около 62% абсолютное лидерство сохранили «китайцы». Далее в затратах декабря следуют: отечественные бренды — 17,5%, европейские — 11%; японские — 5,4%; корейские — 1,6% и американские — 1%.
Если же рассматривать объемы реализации за месяц, то здесь тоже лидируют «китайцы» (68,3 тыс. шт.), за которыми располагаются российские марки (44,1 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка оказались заметно ниже, не дотянув даже до 4 тыс. экземпляров.
Доля SUV растет, а В-класса — падает
Сегменты SUV и В остаются крупнейшими на российском авторынке. Их суммарная доля как в продажах, так и в затратах находится на уровне 85 — 90%. При этом в декабре у SUV доля увеличилась, а у В-класса — снизилась.
В последний месяц прошлого года было реализовано 81,8 тыс. новых кроссоверов и внедорожников на сумму 301 млрд рублей. Как следствие, за месяц их доля в штуках выросла с 65,3% до 66,3%, а в деньгах — с 75,8% до 76,8%. Продажи автомобилей В-класса составили 26 тыс. единиц, а потрачено на них было 37,5 млрд рублей. Их доля в обоих случаях сократилась: в объеме реализации — с ноябрьских 21,7% до декабрьских 21%, в финансовой емкости — с 10,3% до 9,6%.
Если рассматривать итоги остальных сегментов, то в декабре доля каждого из них как в штуках, так и в деньгах составила менее 4%.
«В декабре было реализовано более 123 тысяч новых легковых автомобилей. И это немного выше (+1,3%) показателя ноября. Соответственно, и затраты россиян на покупку машин за месяц выросли незначительно (+5,5%), не дотянув в декабре и до 400 млрд рублей», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Второй год подряд финансовая емкость российского рынка новых легковых автомобилей бьет рекорды. В минувшем году россияне потратили на покупку новых машин на 57% больше, чем в 2023 году, совсем немного не дотянув до 5 трлн рублей. Во многом этот результат стал возможным благодаря объему продаж в 1,57 млн единиц, который в 2024 году оказался наилучшим за последние пять лет, и ростом цен на автомобили», — отмечает Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.