Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам января 2025 года. Согласно результатам исследования, в начале года россияне потратили на покупку новых машин 277 млрд рублей. Это на 6,2% больше, чем в январе 2024-го (260,9 млрд рублей). При этом сильнее всего выросли затраты на покупку автомобилей отечественных марок — в 1,5 раза.
Доля премиум-сегмента составила менее четверти
Затраты на покупку премиальных машин за год снизились. В первый месяц 2025 года в нашей стране было реализовано 7,9 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 19,7% меньше по сравнению с продажами января 2024-го), что вылилось в потраченные 65,3 млрд рублей (на 17,2% меньше, чем год назад). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат за год сократилась с 30,2% до 23,6%.
Соответственно, доля массовых автомобилей в затратах выросла — с 69,8% до 76,4%. Это произошло из-за того, что объем реализации и затраты в этом сегменте в январе увеличились: было продано 81,2 тыс. машин (+15,3% по сравнению с январем 2024-го) на 211,8 млрд рублей (+16,3%).
«В плюсе» оказались только отечественные и европейские автомобили
Сильнее всего выросли затраты на покупку машин российских марок. В январе 2025-го жители нашей страны потратили на них 49,3 млрд рублей — на 54,8% больше, чем годом ранее. Кроме них, увеличились затраты на покупку «европейцев» (+16,5% до 28 млрд рублей). У остальных брендов эти показатели уменьшились. Так, затраты на покупку китайских машин за год сократились на 0,7% до 174,7 млрд рублей, японских — на 17,5% до 12,9 млрд рублей, американских — на 29,1% до 2,4 млрд рублей, корейских — на 48,2% до 4,6 млрд рублей.
В структуре финансовой емкости с долей чуть более 63% абсолютное лидерство сохранили «китайцы». Далее в затратах января следуют: отечественные марки — 17,8%, европейские — 10,1%; японские — 4,6%; корейские — 1,7%; американские — 0,9%.
Если же рассматривать объемы реализации за прошлый месяц, то здесь тоже лидируют «китайцы» (49,5 тыс. шт.), за которыми располагаются российские бренды (31,8 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка оказались заметно ниже, составив менее 3 тыс. экземпляров.
Доля SUV снизилась, а В-класса — выросла
Крупнейшим сегментом российского авторынка остается SUV. Так, за первый месяц года было реализовано 60 тыс. новых кроссоверов и внедорожников на сумму 215 млрд рублей. Это составляет 77,6% от всей финансовой емкости. При этом год назад (в январе 2024-го) данный показатель был больше — 79,9%.
А вот доля В-класса, напротив, увеличилась. Продажи таких автомобилей в январе нынешнего года составили 20,4 тыс. единиц, а потрачено на них было 29,9 млрд рублей. Их доля в финансовой емкости составила 10,8%, прибавив 3 процентных пункта (с прошлогодних 7,8%).
Если рассматривать показатели остальных сегментов, то в январе доля каждого из них не достигла и 3%.
«В январе 2025 года было продано чуть более 89 тысяч новых легковых автомобилей. И это на 11% больше, чем год назад. При этом затраты россиян на покупку машин за год выросли только на 6,2%, поскольку их средневзвешенная цена в январе уменьшилась на 4,3%», — отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Снижение средневзвешенной цены в январе связано с существенным ростом (почти на 30%) продаж отечественных автомобилей, многие из которых стоят заметно дешевле остальных. Львиную долю среди них образуют модели LADA, занимающие 95% в объеме реализации машин В-класса. Как следствие, затраты на покупку автомобилей российских марок, в частности В-класса, в январе выросли сильнее всего в — 1,5 раза», — объясняет Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.