По данным мониторинга, проведенного агентством «АВТОСТАТ», на середину октября нынешнего года в России числилось 3,1 тыс. автодилеров. При этом иностранные автопроизводители продолжают уходить с российского рынка, оставшиеся в большинстве своем, решение еще не приняли, но и поставки автомобилей возобновить не могут. Эксперты, опрощенные агентством «АВТОСТАТ», рассказали, каким образом дилеры ушедших марок могут продолжить свою деятельность в условиях падения спроса и избыточности дилерских сетей.
По словам заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «АВИЛОН» Алексея Старикова, в связи с тем, что часть автомобильных брендов объявила об уходе из России, а другие приостановили поставки на неопределенный срок, склады дилеров стали пустеть – запасы сокращаются. У всех игроков рынка ситуация по наличию автомобилей в зависимости от бренда разная, но в среднем остатков может хватить на несколько месяцев работы, и стоит учитывать, что сроки могут сократиться или увеличиться в зависимости от темпов продаж. На сегодня дилеры выбрали вектор пополнения складов с помощью каналов параллельного импорта или развития дилерских сетей китайских дистрибьюторов.
«Избыточность дилерских центров китайских марок – это уже данность, с которой надо работать. Чрезмерное желание выполнить план по открытию дилеров у китайцев создал определенный перекос в этом вопросе. Это существенно изменило финансовую модель дилеров и существенно снижает их маржу. В текущем моменте надо остановить развитие сети (открытие новых дилерских центров) в крупных городах, чтобы сохранить качественное обслуживание клиентов. По корейским маркам трудно делать прогноз – надо подождать формирование планов на следующий год: с точки зрения санкций им ничего не мешает поставлять автомобили в Россию, однако есть много других моментов, которые затрудняют ведение бизнеса здесь», – говорит генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
А вот директор по развитию компании «АВТОПОЛЕ» Сергей Вайнер считает, что потенциал развития дилерских сетей китайских автопроизводителей в текущих рыночных условиях огромен, потому что сейчас на рынке не представлены европейские, американские, а также японские автопроизводители. Дилерские сети растут, и это помогает китайским производителям наращивать продажи. Никто не удивится, если к концу 2023 года китайские бренды будут продавать машины сотнями тысяч.
В свою очередь, генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль отмечает, что неплохие шансы побороться за долю на российском рынке есть у иранских автомобилей, которые при условии грамотного ценообразования смогут составить конкуренцию моделям АВТОВАЗа, особенно с учетом выпуска упрощенных версий. Помимо ввоза иномарок в Россию, автоконцерны обеих стран могут организовать общее производство автомобилей. У Ирана большой опыт в развитии автопрома в условиях санкций, поэтому пример этого государства будет полезен и для российского автомобилестроения.
Подробнее о том, какие марки и сегменты авторынка сегодня являются наиболее перспективными для дилерских компаний, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ