Постановление Правительства РФ, которое предусматривает поэтапную индексацию утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы и некоторые виды дорожно-строительной техники вступило в силу 1 октября 2024 года. Как заявили «Известиям» в Минпромторге, на первом и самом масштабном этапе размер утилизационного сбора в среднем вырастет на 70 – 80%.
Стоит отметить, что базовая ставка утильсбора останется пока неизменной – 20 тыс. рублей. При этом коэффициенты, которые зависят от типа и объема двигателя и возраста автомобиля значительно вырастут. В конечном итоге это и повлияет на стоимость платежа.
Так, до вступления в силу новых правил, на новые модели не старше трех лет с двигателем объемом до 1 литра коэффициент составлял 4,06, а для машин старше трех лет – 10,36. Размер утильсбора для них равняется 81,2 тыс. и 207,2 тыс. рублей соответственно с учетом базовой ставки. В октябре коэффициенты для таких автомобилей повышаются до 7,5 на новые модели не старше трех лет с двигателем объемом до 1 литра, и до 19,17 – для машин старше трех лет. В денежном выражении это составляет 150,2 тыс. и 383,4 тыс. рублей соответственно.
Для новых машин с объемом двигателя от 1 до 2 литров коэффициент вырастет с 15,03 до 27,81. Для машин старше трех лет – с 26,44 до 48,91. В деньгах повышение утилизационного сбора составит с 300,6 тыс. до 556,2 тыс. рублей и с 528,8 тыс. до 963,8 тыс. рублей соответственно.
Коэффициент на новые модели с объемом двигателя от 2 до 3 литров вырастет с 42,24 до 78,14. Для автомобилей старше трех лет – с 64 до 118,31. Таким образом, утильсбор для них увеличится с 844,8 тыс. до 1,562 млн рублей и с 1,28 млн до 2,362 млн рублей соответственно.
Если в настоящее время на модели с двигателями 3 – 3,5 л утильсбор составляет 970 тыс. и 1,485 млн рублей (коэффициенты – 48,5 и 74,25), то уже с октября за такие машины придется заплатить 1,794 млн и 2,747 млн рублей (коэффициенты составят 89,73 и 137,36).
Утилизационный сбор для моделей с двигателями объемом более 3,5 л повысится в октябре с 1,235 млн до 2,285 млн рублей (коэффициент поднимется с 61,75 до 114,26) для новых машин и с 1,623 млн до 3,004 млн рублей для автомобилей старше трех лет (коэффициент изменится с 114,26 до 150,2).
Напомним, что утильсбор оплачивают как импортеры, которые ввозят в страну автомобили, так и производители, чьи заводы находятся на территории страны. Он рассчитывается за каждый импортируемый или выпущенный в стране в автомобиль. При этом в зависимости от степени локализации той или иной модели, стоимость утильсбора может быть полностью или частично скомпенсирована отечественным автозаводам из бюджета.
Министерство промышленности и торговли РФ отметило, что следит за соблюдением ответственной ценовой политики со стороны российских производителей и предоставляет предприятиям комплекс мер господдержки, за счет которого индексация не скажется на стоимости автомобильной и специализированной техники отечественного производства.
Отметим, что повышение утильсбора не касается тех граждан, которые решили привезти автомобиль из-за границы самостоятельно для личного пользования. Для такой категории граждан действуют льготные ставки: 0,17 (3,4 тыс. рублей) – для новых автомобилей и 0,26 (5,2 тыс. рублей) – для машин старше трех лет. Но это касается только моделей, объем двигателя которых не превышает 3 литров. Кроме того, в течение года можно привезти только один автомобиль, а в собственности он должен находиться не менее 12 месяцев. Если эти требования будут нарушены, то утилизационный сбор придется уплатить в полном объеме.
Повышение коэффициентов утильсбора не коснется и электромобилей. Тариф останется прежним – 1,63 и 6,1 для новых и подержанных соответственно. Однако расслабляться не стоит – индексация тарифа ожидается с 1 января 2025 года – до 667,4 тыс. и 1,174 млн рублей.