Иван Савельев, исполнительный директор Hongqi Russia

Иван Савельев, исполнительный директор Hongqi Russia

«У нас будет разумное соотношение бензиновых версий, гибридных и электрических»

В каком-то смысле сейчас происходит новый виток перезагрузки в автобизнесе, считает исполнительный директор компании Hongqi Russia Иван Савельев. И стало очевидно, что все, чему учили в российском автобизнесе раньше, неприменимо. Партнер агентства «АВТОСТАТ» Игорь Моржаретто побеседовал с топ-менеджером о перспективах бренда Hongqi в нашей стране, готовящихся новинках, планах на 2025 год, возможностях локализации производства в России, изменениях в менталитете покупателей премиальных автомобилей и многом другом.

– Иван, вы уже объявляли о своих планах на 2025 год, они серьезные и обширные. Но давайте все-таки перечислим, что у нас появится в этом году на рынке в линейке Hongqi.

– Начнем с того, что у нас уже сейчас достаточно широкая линейка. На сегодняшний день в России официально представлено 7 моделей Hongqi. Здесь я немного отвлекусь… Когда мы только начали работать с китайцами, сразу посчитали важным проговаривать правильно, как звучит название бренда. Как его только не называют! Но оказалось, что единственное близкое по звучанию с китайским произношение – «хунчи». Понятно, что интонацию мы передать не можем – у китайцев она особая, во второй половине слова есть повышение голосом. Но споры по названию не умолкают. Некоторые спорщики в качестве аргумента приводят Википедию, где название написано якобы на латинице. Но это не латиница, это «пиньинь».

В Китае используют латинские буквы, но при передаче многих звуков (все эти «джи», «джей», «кью» и др.) они произносятся абсолютно по-другому. В итоге споры с произношением китайских брендов у нас всегда были, есть и будут. Вот и по моделям Hongqi, если выговаривать их правильно, надо произносить не «Аш», а «Эйч».

На данный момент в нашей модельной линейке есть H5 и H9 – это два седана. Есть модели HS – это SUV. Сегодня уже есть HS3 и HS5, скоро появится «семерка» – и тогда весь размерный модельный ряд кроссоверов у нас будет «перекрыт». Любопытно, но после презентации HS3 – где мы его позиционировали как малый класс SUV, – все, кто брал автомобиль на тест-драйвы, относили его к среднеразмерным. Хотя у нас в среднеразмерном классе выступает HS5.

В этом году на рынок выводим HS7 – как раз сейчас заканчивается его сертификация. Автомобили под сертификацию мы привезли, посмотрели на них вживую. Потому что одно дело – фото, но вживую видеть и иметь возможность сравнить его с HS5 – это совсем другое. Сразу стало заметно, что «семерка» больше и просторнее. У нее длиннее база, длиннее багажник. Семиместный кроссовер – это как раз тот сегмент, который у нас в стране сейчас востребован.

Забегая вперед, скажу, что мы именно на сегменте кроссоверов строим сейчас свои планы по развитию в регионах. Думаю, HS3, HS5, HS7 – все они будут востребованы. В нашей линейке есть еще минивэн HQ9, на который сейчас тоже заканчивается сертификация. У нас была небольшая партия таких машин – привозили ее в прошлом году – и достаточно оперативно распродали. Автомобиль больше, чем все другие китайские минивэны по габаритам. А что касается облика – мы называем его «family face».

Еще на одну интересную новинку мы уже закончили сертификацию и в марте, я надеюсь, первая партия таких автомобилей уже придет – это седан H6. Он переднеприводный, его кузов идет как лифтбэк – с пятой дверью. Дизайн – более спортивный. И вот в нем уже полноценные 250 лошадиных сил, с автоматической коробкой передач. Мы рассчитываем, что он займет определенную нишу на рынке. Но тут, как говорится, «50 на 50». Потому что он может стать нишевым, а может сложиться и по-другому – потому что сейчас среди седанов мощных и стильных машин не так много. Надеюсь, он станет популярным.

Но самая главная новинка – L1 – у нас ожидается в июне – июле. Это пока предварительные сроки, так как идет процесс получения ОТТС на модель. Первые три машины под сертификацию уже в России и готовятся к испытаниям. Что это за автомобиль? Его длина – более 5 метров. Это – большой седан F-класса. Флагманом в этом классе всегда был Mercedes-Benz S-Classe. В этом же размерном сегменте выступают Audi А8, BMW 7 и некоторые другие. Так вот L1 по длине больше, чем S-Classe Long. То есть машина реально большая.

Что самое главное, в ней стоит двигатель V8 – полноценный бензиновый, с дополнительным электродвигателем – что дает экономию топлива на старте и при разгоне. В пару к этому современному мотору идет полноценная полноприводная трансмиссия, гидравлическая, марки ZF, которая имеет особый запас прочности. Будет еще версия L1 с двигателем V6. Как раз по этим двум модификациям мы сейчас проводим сертификацию. По ценам пока не скажу – ждем. Вот такие абсолютные новинки: H6, HS7 семиместный и L1.

– Ваш L1 – это, на мой взгляд, даже уже не премиум, а скорее лакшери…

– Да, это сегмент «люкс», потому что и отделка, и дизайн проработан в каждой детали. В каждой детали Hongqi есть определенная философия, определенный посыл – и в использованных элементах, и в рисунках, которые там присутствуют, в материалах и т.д. Дело в том, что у Hongqi – это подразделение автомобилей, которые не все предлагаются в свободной продаже. Есть Hongqi электрические – мы пока их не привозим в Россию. У них даже в Китае и логотип отдельный, и написание другое. И есть подразделение топовое, которое называется Golden Sunflower – оно создает машины в том числе и для руководства страны. И вот эти машины даже внутри китайского рынка не особо доступны. L1 – как раз из этой линейки.

Полноразмерный внедорожник Hongqi LS7 мы привозили, если помните, на ПМЭФ в качестве демонстрации. Пока ждем, когда модель станут выпускать в более промышленных объемах, и тогда начнем сертификацию для России. Мы планируем этот автомобиль тоже привезти. Это рамный, высокий, большой (более чем полноразмерный!) внедорожник – серьезный автомобиль. И он тоже из этой другой категории автомобилей, которые выпускаются подразделением Golden Sunflower. У этого подразделения даже своя отдельная эмблема – подсолнух в красном обрамлении внутри круга. Так вот российский рынок – первый, на который этот автомобиль планируется официально поставлять. Прямые продажи в другие страны за пределами Китая если и были, то единичные, под конкретных клиентов. То есть машина пока не вывозится на другие рынки, а у нас – полноценное разрешение на ее сертификацию.

– Круто! Но сейчас спрошу о другом. Экспертный прогноз на 2025 год довольно скромный. По предварительным расчетам, рынок будет немного сжиматься. Он и так был не самым великим в мире, потому что 1,5 – 1,6 млн штук – это далеко не китайские объемы, где в прошлом году было реализовано 32 миллиона. Но, с другой стороны, российский рынок считается перспективным. Вот как выходить на рынок в такой сложной ситуации? Есть надежда, что, если выйти даже в такое время, потом непременно будет отдача – так, что ли?

– И это тоже. Мы вышли на рынок в 2023 году, может, и с не самой широкой линейкой, как хотелось бы, но не выходить было нельзя. Потому что нужно было заявить о себе. Нужно было построить ту дилерскую сеть, которая на сегодняшний день есть. И сегодня нужно ее дальше развивать. Если говорить про рынок и про то, как мы оцениваем наши перспективы – необходимо в первую очередь учитывать, что мы пока не вышли на те объемы, которые рынок может поглотить. То есть мы пока не настолько популярны и известны, хотя несколько моделей, которые у нас есть, особенно кроссоверы, показали себя очень хорошо.

На сегодняшний день мы выровняли ценовое позиционирование с лидерами в каждом сегменте. Тем не менее, пока нас не настолько хорошо знают. И за счет этого мы видим потенциал для роста в 2025 году. В том числе мы рассчитываем на сегмент клиентов, которые продолжают ездить на машинах ушедших европейских брендов. Эта категория долгое время очень скептически относилась к китайскому автопрому. Сейчас мы видим, что это отношение меняется. И другие китайские бренды представили очень хорошие автомобили – тут спору нет, и к нашему бренду наблюдается больший интерес. Мы это видим, анализируя статистику по трейд-ин.

Забегая немного вперед, скажу, что у нас есть программа трейд-ин. И мы с дилерами всегда оцениваем, а кто, собственно, приходит за тем или иным автомобилем Hongqi. Приходят люди, которые раньше не ездили на «китайцах», а ездили на автомобилях Toyota, Nissan. Но нашими автомобилями начинают интересоваться и те, кто ездил на Audi, Mercedes-Benz, то есть премиальные клиенты. Для многих из тех, на кого мы рассчитываем, Hongqi – первый китайский автомобиль, на который они пересаживаются с уже привычного им.

Если немного развить тему наших перспектив – как раз в этом мы видим потенциал в достижении наших планов. Сразу скажу, что на 2025 год больших планов не строили – планируем продать от 12 тысяч автомобилей. Формально заявляем 12 тысяч, но постараемся чуть-чуть эту планку превысить – в зависимости от того, как будет развиваться рынок. Где-то к середине года, когда все модели линейки у нас будут в наличии – будет более понятным и спрос.

И вот если говорить про клиентов, которые еще не определились в выборе, многие сегодня не только на Hongqi, но даже на более массовые китайские автомобили не пересаживаются и продолжают ездить на своих автомобилях некитайского производства. При этом у их машин большие пробеги. Они покупают запчасти, а из-за их стоимости сегодня пытаются экономить и устанавливать более простые альтернативные варианты.

Что сейчас представляет собой их «некитайский» автомобиль? Это 4 – 5-летняя машина, достаточно поношенная, если можно так сказать, ее состояние достаточно нестабильное. Сказать, что такой владелец уверен в своем автомобиле – думаю, вряд ли. При этом он смотрит на друзей, соседей, знакомых, читает статьи и видит, что китайские автомобили уже примерно понятны. Рынок уже демонстрирует, какие марки более надежны, более интересны и т.д. И мы рассчитываем, что 2025 год как раз для таких клиентов – это их год принятия решений, как дальше поступать с автомобилями, на которых они ездят.

Второй момент, о котором мы подумали, когда анализировали ситуацию: клиенты, которые владеют премиальными автомобилями, привыкли быть первыми автовладельцами. Что мы понимаем под этим? Это люди, которые ездят от 2 до 4 лет на машине, как правило, укладываясь в гарантию, чтобы не было лишних вопросов, и чтобы не заниматься ремонтом и восстановлением своего автомобиля. Они отдают эти хлопоты на второго, третьего, четвертого, пятого владельца. Опять же, когда ты покупаешь новую машину, ты получаешь вместе с этим большое количество эмоций и саму машину. А когда ты едешь в сервис, ты отдаешь деньги, но на выходе получаешь тот же автомобиль, который лучше уже не станет.

– И эмоции уже другие…

– Именно так. И как раз первые обращения на ТО, первые ремонты в 2024 году этот сегмент пережил. Понравилось им или нет, не известно. Но, скорее всего, такой владелец захочет вернуться к привычному ритму взаимоотношений с автомобилем, захочет вернуться к новому. И вот здесь для нас, учитывая качество нашего продукта, уже потенциально большие возможности. Вот откуда у нас хоть и достаточно скромные, но уверенные планы.

– У меня сегодня близкий родственник сдавал в трейд-ин седан BMW 5, а взамен приобрел китайский гибрид. Правда, он не успел еще стать фанатом вашей марки…

– Он купил автомобиль, который соответствует его ожиданиям. Мы, оценивая наши сегодняшние модели, понимаем, что предлагаем современный продукт – то, к чему привыкли такие клиенты. А помимо самого автомобиля, развиваем и дилерскую сеть – чтобы клиентам было удобно. И еще мы предлагаем запчасти – у нас огромный склад. Кроме того, мы гарантируем поддержку на дорогах. То есть, сегодня у нас есть все то, что создаст комфортные условия эксплуатации.

– В вашей линейке сегодня автомобили в основном бензиновые. А российский рынок сейчас особенно сильно рванул в сторону гибридов: по данным агентства «АВТОСТАТ», партнером которого я являюсь, на долю гибридов в 2024 году пришлось уже 4% от общих продаж. И это почти в 4 раза больше рыночной доли электрокаров! Есть ли планы представить те же самые ваши модели в вариантах гибридов? Наверняка такие версии есть в Китае…

– Абсолютно верно. Гибридное направление у нас есть, оно активно развивается и расширяет модельную линейку в Китае. Но мы не хотим отказываться от бензина. Почему? Потому что страна у нас большая, расстояния огромные, зарядная сеть пока развита слабо (по сравнению с КНР особенно), и многие не готовы пересесть на электрические и гибридные автомобили. Тем не менее, гибрид – это перспективно. В любом случае то, что в Китае будет производиться в больших количествах, мы будем предлагать здесь. У нас будет разумное соотношение бензиновых версий с гибридными и электрическими.

Чисто электрические версии, как я уже говорил, это отдельное подразделение у нашего бренда, поскольку электрические машины очень популярны на юге Китая. Там и условия комфортные, и инфраструктура, и есть поддержка государства. В крупных городах России электромобили и гибриды тоже будут поддерживаться, но, повторюсь, от бензиновых версий мы полностью уходить не хотим.

Если говорить по срокам – мы тоже это предварительно узнавали, что будет запускаться в 2025 – 2026 гг. в Китае и как будет расширяться модельная линейка – я думаю, что с 2026 года мы будем более плотно прорабатывать этот вопрос. Пока у нас основная задача на рынке – построить дилерскую сеть, начать продажи, занять определенную позицию как бренд, зарекомендовать себя здесь внутри. И после этого уже двигаться дальше.

– Я уже обратил внимание, что в Москве довольно много ваших автомобилей, особенно седанов. И какая-то часть чиновников пересела на Hongqi как на автомобили, которые соответствуют их ожиданиям и которые вполне могут заменить привычные для них BMW, Mercedes-Benz и т.д. Но у нас достаточно жесткое законодательство по поводу госзакупок. И чтобы этому законодательству каким-то образом соответствовать, многие компании раздумывают над открытием здесь производства. Возможно, вы не ответите прямо на мой вопрос, но есть ли такие размышления у вас?

– Я в любом случае отвечу на ваш вопрос. У нас сегодня большой перекос как раз-таки в сторону корпоративных продаж. Формально мы продаем компаниям 49%. Это очень большой показатель. Этому способствуют и дизайн автомобилей, и позиционирование бренда в Китае – само собой разумеется, что они должны быть востребованы в этом сегменте. Но что касается локализации производства, основной барьер здесь и основная проблема для любого производителя – это объемы. Нельзя запустить производство и продавать по 5 – 10 тысяч машин, это очевидно для всех.

Тем не менее, первым шагом, который можно сделать – агрегатная сборка. Но это первый шаг, за которым должен последовать и второй, и третий. Мы понимаем все и изучаем возможности. Будем держать вас в курсе.

– Сейчас многие китайские бренды очень здорово рванули на нашем рынке. Недавно вот смотрел данные, которые еще не публиковали, по электромобилям. Всех обогнал Zeekr, который у нас даже официально не представлен. Причем он обогнал модели достаточно недорогие. И это при том, что у автомобилей этой марки в России нет гарантии производителя, нет технической поддержки… Сейчас китайские премиальные бренды представляют довольно широкий модельный ряд в нашей стране. Кого из своих китайских коллег вы видите в качестве конкурентов?

– Однозначно сложно ответить. Говорить о том, что у нас нет конкурентов, наверное, будет неправильно. Вот завтра клиент идет покупать машину, какие модели он будет рассматривать вместе с нашими – в этом контексте мы, конечно, конкурентов рассматриваем. Если говорить про Zeekr и некоторые другие молодые бренды, здесь нужно сделать определенный акцент. Они вышли в те ниши, в которых ни у одного из китайцев практически не было моделей. Это большие, стильные, мощные машины, электромобили или гибриды. То есть они закрыли тот сегмент, где продавались большие дорогие машины. Владельцы в данном сегменте всегда выбирают что-то новое. И у них вопросы гарантии, обслуживания и прочего всегда на каком-то десятом месте. За счет этого – такой рост. Если смотреть по количеству, оно большое, но доля в общем рынке все-таки достаточно мала.

Если говорить по брендам, то один из них конечно же Zeekr. И есть Voyah, у которого несколько моделей интересных – не таких больших, но интересных по характеристикам. Есть WEY у компании Haval – они тоже активно развиваются, мы регулярно общаемся и смотрим за ними. Есть еще Lixiang и Avatr, которые уже со многими дилерами имеют договоренности (холдинговые дилеры готовятся к продаже этих машин). Не будем исключать из этого перечня AITO, потому что у них есть гибридные современные автомобили. Пусть за большую сумму, но ты получаешь огромное количество инноваций – то, чем раньше Mercedes-Benz отличался от других. С каждой новой моделью немецкий бренд выводил максимальное количество инноваций и задавал планку, к которой все остальные марки потихоньку подбирались. Поэтому если говорить о конкуренции, то в основном вот с этими брендами нас можно сравнивать…

– Про цены спрашивать не буду, но есть один вопрос по L1. Насколько я понимаю, у него конкурентов практически нет, кроме одной российской марки…

– На российскую марку мы не замахнемся, наверное. Она абсолютно другого класса. Я сам на ней не ездил, но посидеть внутри довелось. Там машина концептуально другая. Это стопроцентно автомобиль для чиновника. В советское время были «ЗИЛы», на которых ездить было сложно, но это были реально представительские автомобили.

А в продолжение темы конкуренции отмечу еще один нюанс, с которым мы столкнулись. Тот сегмент клиентов, на который рассчитан этот автомобиль – он как ездил, так и продолжает ездить на привычном ему автомобиле. И когда говорят, что бренды ушли, это не совсем так. Да, нет официального представительства, нет гарантийной поддержки. Да, есть сложности с покупкой и есть дороговизна обслуживания, сложности с запчастями. Но тем не менее, и автомобили в наличии есть, и возможность их приобрести тоже. Поэтому конкуренции такой жесткой с ними, у нас, наверное, не будет. Возможно, будет чуть легче, но конкуренция никуда не делась. Мы видим в продаже и последние модели Mercedes-Benz, и BMW, и Audi.

– С другой стороны, я вот сейчас переехал жить за город. Каждый день по дороге на работу вижу рекламные щиты c предложениями, вроде такого: «Мерседес – всего от 19 млн рублей». Ключевое слово здесь – «всего»…

– Да-да, или Toyota RAV4 – «от 10 млн»…

– Еще один очень важный вопрос, как мне кажется: Hongqi ведь завозили в нашу страну еще до открытия вашего представительства, по параллельному импорту. Сегодня у разных компаний разное отношение к автомобилям, которые завозились в Россию официально и неофициально. Кто-то говорит: «Ну и что, что неофициально, но они же наши, мы их признаем». А кто-то говорит: «Нет». У вас какое отношение к тем, кто в свое время купил автомобиль Hongqi не у официального дилера, а заказал его по параллельному импорту?

– Формально мы не обеспечиваем гарантию и техническую поддержку этим машинам. Причина в том, что модели, которые нам официально поставляют, отличаются от того, что производится для китайского рынка. Отличия не колоссальные, но и техническая документация, и какие-то отдельные детали, элементы, программное обеспечение отличаются. Опять же и комплектации совсем другие. В основной своей массе – те, кто ввозил автомобили самостоятельно – у них есть свои сервисные центры и какую-то поддержку там клиентам тоже оказывают. Как будет развиваться ситуация – будем смотреть.

– Мы уже говорили сегодня о том, что сейчас мало предложить человеку красивый автомобиль, ему надо предложить целый комплекс услуг. Потому что автомобиль давно уже не только средство передвижения. Это в каком-то смысле и второй дом. Что вы сегодня интересного предлагаете клиенту, кроме надежной гарантии?

– Да, жизнь и эксплуатация автомобиля связаны не только с поломками, где важна именно гарантийная поддержка. Даже обычное ТО требует оперативности. Поэтому сейчас в первую очередь стараемся активно расширить дилерскую сеть. Чтобы у клиентов, которые выезжают в регионы, была возможность быстро и близко добраться до станции технического обслуживания.

Второй момент – уже запущена практически с самого начала в 2023 году программа «Помощь на дорогах». Речь идет о полноценной поддержке – локальная поддержка на месте (если это устранимо) либо эвакуация машины до ближайшего дилера. Программа работает, клиенты пользуются, а мы это контролируем. Проводим дополнительное обучение для сотрудников.

Третий момент – наличие всех инструментов, сопровождающих приобретение автомобиля. То есть прежде всего это кредиты. Сами знаете, стоимость кредитования сейчас значительно выросла. Мы совместно с банками делаем программы, для того чтобы автокредиты на все наши популярные модели были бы более доступны. Кроме всего прочего, у нас есть поддержка клиента по трейд-ин. Стараемся сделать так, чтобы клиенту было выгодно именно с дилером провести полноценную сделку.

И самое важное, наверное, развиваем склад и логистику запчастей. Уже 1,5 года как мы существуем – летом 2023 года мы открылись – за это время наладили и работу самого склада, и доставку запчастей до дилерских предприятий. С дилерами сейчас планируем, чтобы они открывали у себя какие-то склады. Здесь будет уместным вспомнить показатели эффективности работы наших складов. Индекс удовлетворенности по запчастям и комплектующим у нас практически 95%. То есть запчасти, которые на сегодняшний день востребованы, клиенты получают в указанные сроки.

Кроме того, у нас есть возможность доставки запчастей самолетом. Таким образом, максимум в 20 рабочих дней те запчасти, которые уникальны и не нашлись на складах, приходят к дилеру. Где-то на 1,1 млрд рублей запчастей у нас сейчас находится на складе по тем моделям, которые продаются. Соответственно с выводом новых моделей заранее заготовим и привезем еще.

– В заключение давайте поговорим про дилерскую сеть Hongqi в России. Насколько она широка и какой вы ее видите в перспективе?

– На сегодняшний день она включает в себя 36 предприятий. У некоторых партнеров два или даже три (как у Major) предприятия – полноценных дилерских центра. Подход у нас такой – должны быть и продажи, и сервис с полным спектром услуг, включая кузовной ремонт. В первую волну, которую мы открывали – вошли топовые партнеры, которые имеют опыт работы с премиальными брендами. Если говорить конкретно, то это такие серьезные игроки, как Major, «Авилон», «Панавто». В Москве планируем скоро открыть еще 1 – 2 дилерских центра, а на сегодняшний день у нас там 4 партнера. В Питере у нас есть флагманский «Авангард», и есть «Аврора». В Питере также число партнеров доведем, наверное, до шести.

По регионам – у нас основной план развития дилерской сети приходится как раз на 2025 год. Отдел по развитию в представительстве сейчас усиливаем, общаться будем со всеми крупными игроками рынка, кто уже имеет опыт работы с китайскими брендами. И подход останется прежним – премиальный уровень и самого ДЦ, и наличие опыта в работе с такими клиентами. Охват – в первую очередь, по всем городам-миллионникам, а дальше – будем смотреть. Вот по опыту работы в 2024 году очень хорошо стартовало Кемерово, хотя это и не самый крупный город…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.